г. Тула |
|
9 марта 2022 г. |
Дело N А23-3068/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.03.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: истца - общества с ограниченной ответственностью "Маг+С" (г. Липецк, ОГРН 1164827067130, ИНН 4825119156) - Жукатинского С.М. (доверенность от 17.06.2021), ответчика - министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065) - Куликовой Е.А. (доверенность от 30.12.2021 N ВЖ-1921/7-21), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства финансов Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404058, ИНН 4027064190), извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.11.2021 по делу N А23-3068/2021 (судья Жадан В.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Маг+С" (далее - истец, исполнитель, общество, ООО "Маг+С") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Калужской области (далее - ответчик, заказчик, министерство) о признании недействительным решения о расторжении государственного контракта от 03.04.2019 N 01372000012190005320001 на выполнение работ по объекту "Составление территориальных балансов запасов по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых (строительные пески, песчано-гравийный материал, строительные известняки, кирпичное и керамзитовое сырье, трепел, мел, торф) Калужской области", взыскании задолженности в сумме 550 500 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено министерство финансов Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права. Как полагает ответчик, оспариваемая сделка соответствует закону, ввиду выявленных недостатков, препятствующих приемке работ по государственному контракту от 03.04.2019 N 01372000012190005320001.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенное о месте и времени его проведения, не явилось, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Маг+С" (исполнитель) и министерством природных ресурсов и экологии Калужской области (государственный заказчик) 03.04.2019 заключен государственный контракт N 01372000012190005320001 на выполнение работ по объекту "Составление территориальных балансов запасов по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых (строительные пески, песчано-гравийный материал, строительные известняки, кирпичное и керамзитовое сырье, трепел, мел, торф) Калужской области" (далее - контракт), по условиям которого ООО "Маг+С" обязуется выполнить работы, указанные в п. 1.1 контракта в соответствии с Геологическим заданием (Приложение N 1) и обеспечить надлежащее качество выполнения работ.
Согласно п. 2.1. контракта его цена составляет 550 500 руб.
Государственный заказчик оплачивает исполнителю выполненные работы в течение 30 дней после подписания акта выполненных работ (п. 2.4. контракта).
Сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 01.12.2019 (п. 3.1 контракта).
Согласно п. 4.2. контракта, после выполнения работ, согласно срокам, указанным в п. 3.1. контракта, исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет государственному заказчику акт выполненных работ, подписанный исполнителем, счет за выполненные работы, а также отчетные документы, указанные в п. 2 Геологического задания, подтверждающие результаты выполненных работ.
Приемка выполненных работ осуществляется государственным заказчиком, который в течение десяти рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных в п. 4.2. настоящего контракта, обязан проверить соответствие выполненных работ требованиям контракта и Геологического задания и подписать акт выполненных работ. При выявлении несоответствия в результатах выполненных работ требованиям контракта и Геологического задания, препятствующих их приемке, государственным заказчиком составляется акт с указанием выявленных недостатков и мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ, который подписывается заказчиком и направляется в течение трех рабочих дней исполнителю. Исполнитель обязан произвести необходимые исправления в сроки, определенные государственным заказчиком (п. 4.3. контракта).
В соответствии с п. 4.4. контракта, для проверки предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных контрактом, заказчик вправе провести экспертизу этих результатов.
В силу п. 6.21. контракта за заказчиком закреплено право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, путем направления уведомления, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем своих обязательств или части своих обязательств, государственный заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, путем направления уведомления о расторжении настоящего контракта, в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также подать исковое заявление о расторжении настоящего контракта в Арбитражный суд Калужской области.
В разделе 4 Геологического задания определены ожидаемые результаты работ, форма отчетной документации, сроки выполнения.
Согласно п. 4.1. Геологического задания ожидаемые результаты работ: по завершению работ должны быть составлены: сметный расчет, утвержденный на НТС министерства природных ресурсов и экологии Калужской области; отчетные балансы запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела и торфа Калужской области по состоянию на 01.01.2019, с пояснительными записками; отчетный баланс запасов сапропеля по состоянию на 01.01.2019 с пояснительной запиской; порайонный кадастр торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов; пояснительная записка к кадастру торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области; список месторождений торфа, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы учета.
Форма отчетной документации: сметный расчет, утвержденный на НТС министерства природных ресурсов и экологии Калужской области; отчетные балансы запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела, торфа и сапропеля по состоянию на 01.01.2019 представляются на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области в 4-х экземплярах в бумажном и в электронном виде; порайонный кадастр торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов - в 1 экземпляре в бумажном и в электронном виде; пояснительная записка к кадастру месторождений торфа и сапропеля Калужской области - в 1-м экземпляре в бумажном и в электронном виде; список месторождений торфа и сапропеля, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы - в 1 экземпляре в бумажном и в электронном виде (п. 4.2 Геологического задания).
Согласно п. 4.3. Геологического задания срок выполнения: сметный расчет предоставляется в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области в течение 10 дней со дня заключения контракта (контракт заключен 03.04.2019, срок предоставления до 14.04.2019); отчетные балансы запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела, торфа и сапропеля по состоянию на 01.01.2019 представляются на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области в 4 экземплярах в бумажном и в электронном виде не позднее 20.04.2019; порайонный кадастр месторождений торфа и сапропеля месторождений, учтенных государственным балансом запасов представляется на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области не позднее 01.12.2019; пояснительная записка к кадастру месторождений торфа и сапропеля Калужской области представляется на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области не позднее 01.12.2019; список месторождений торфа и сапропеля, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы представляется на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области не позднее 01.12.2019.
Как следует из материалов дела, ООО "Маг+С" предоставлены на рассмотрение и утверждение, а государственным заказчиком принята следующая отчетная документация:
- сметный расчет - предоставлен в 1 экземпляре в бумажном виде 08.04.2019;
- отчетные балансы запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела, торфа и сапропеля по состоянию на 01.01.2019 в 4 экземплярах в бумажном и в электронном виде предоставлены 19.04.2019;
- порайонный кадастр месторождений торфа и сапропеля, учтенных государственным балансом запасов, в 1 экземпляре в бумажном и в электронном виде предоставлен 28.06.2019;
- пояснительная записка к кадастру месторождений торфа и сапропеля Калужской области в 1 экземпляре в бумажном и в электронном виде предоставлена 28.06.2019;
- список месторождений торфа и сапропеля, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы. в 1 экземпляре в бумажном и в электронном виде предоставлен 28.06.2019.
Заключением экспертной комиссии ответчика от 22.04.2019 отчетные балансы истца признаны не соответствующими Геологическому заданию.
25.04.2019 секцией недропользования ответчика составлен акт о выявлении недостатков в составлении территориальных балансов запасов по месторождениям.
Письмом от 06.05.2019 N 06/05 истец выразил несогласие с выводами, изложенными в акте о выявленных недостатках от 25.04.2019, и просил конкретизировать замечания.
Письмом от 15.05.2019 N 3364-19 ответчик изложил истцу свою позицию по возникшим вопросам.
В письме от 17.05.2019 N 17/05 истец запросил у ответчика дополнительную информацию, не раскрытую ответчиком ранее.
Письмом от 26.04.2019 N 2968/19 ответчик сообщил истцу о необходимости устранения замечаний до 13.05.2019.
05.07.2019 ООО "Маг+С" согласно п. 4.2. контракта с сопроводительным письмом предоставил государственному заказчику акт выполненных работ, подписанный исполнителем, счет за выполненные работы.
06.07.2019 ООО "Маг+С" получило от заказчика уведомление об одностороннем расторжении контракта, в котором изложено оспариваемое решение ответчика.
В указанном уведомлении государственный заказчик информирует общество о принятом решении о расторжении государственного контракта согласно статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом в качестве основания для одностороннего расторжения спорного контракта ответчик указал на нарушение срока предоставления государственному заказчику отчетных балансов запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела, торфа и сапропеля по состоянию на 01.01.2019.
Истец, полагая, что оспариваемое решение об одностороннем расторжении контракта нарушает его права как добросовестного поставщика, обратился в арбитражный суд с иском в рамках дела N А23-5629/2019.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.11.2019 по делу N А23-5629/2019 исковое заявление ООО "Маг+С" удовлетворено. Признано недействительным решение министерства природных ресурсов и экологии Калужской области о расторжении государственного контракта от 03.04.2019 N 01372000012190005320001, изложенное в уведомлении от 03.06.2019 N 3364/1-19.
Письмом от 27.11.2019 N 27/К истец повторно сдал работы (по 3-му этапу порайонный кадастр месторождений торфа и сапропеля, учтенных государственным балансом запасов; пояснительная записка к кадастру месторождений торфа и сапропеля, список месторождений торфа и сапропеля, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы). Также данным письмом исполнителем представлено обоснование завышенных и необоснованных требований к представленным ранее работам.
Заказчик письмом от 17.12.2019 N 9276-19 отказал обществу во взаимодействии и вернул направленный исполнителем с письмом от 27.11.2019 N 27/К результат работ (по 3-му этапу порайонный кадастр месторождений торфа и сапропеля, учтенных государственным балансом запасов; пояснительная записка к кадастру месторождений торфа и сапропеля, список месторождений торфа и сапропеля, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы) в связи с отсутствием факта вступления в законную силу решения Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-5629/2019.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 решение Арбитражного суда Калужской области от 01.11.2019 по делу N А23-5629/2019 оставлено без изменения.
В ответ на претензию подрядчика от 06.02.2020, заказчик письмом от 03.03.2020 N 896-20 указал на необходимость повторного предоставления документов (по 3-му этапу работ) для осуществления приемки выполненных работ.
19.03.2020 заказчиком получены работы с сопроводительным письмом от 12.03.2020 N 12/К.
27.03.2020 министерством согласно протоколу N 305 проведена комиссия, на которой принято решение принять балансы запасов песка для бетона и силикатных изделий, песчано-гравийного материала, кирпично-черепичного сырья, керамзитового сырья, строительного камня, трепела, мела, торфа, которые являются копиями аналогичных балансов, представленных в фонды геологической информации министерством, и соответствуют требованиям технического задания. Отчетные балансы запасов сапропеля вернуть на доработку в связи с выявленными замечаниями.
15.05.2020 проведено заседание секции недропользования научно-технического совета по объекту "Составление территориальных балансов запасов по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых (строительные пески, песчано-гравийный материал, строительные известняки, кирпичное и керамзитовое сырье, трепел, мел, торф) Калужской области. Членами секции НТС были отмечены замечания, отчет принято отправить на доработку (протокол от 15.05.2020 N 123/2020).
15.05.2020 в ООО "Маг+С" направлен акт о выявленных недостатках в выполненных работах по объекту. В акте описаны основные недостатки в представленном отчете и установлен срок в течение, которого необходимо провести исправления. Срок установлен 30 календарных дней (уведомление о вручении адресату от 28.05.2020).
В связи с тем, что исправленные работы так и не поступили в министерство (03.12.2020 N ВЖ-2368-20) ООО "Маг+С" направлено уведомление о расторжении контракта и требование об уплате неустойки (т. 1, л.д. 88 - 96).
21.01.2021 N 355-21 в адрес министерства представлены исправленные материалы отчета.
03.02.2021 министерство отправило обществу очередные замечания по отчету, основанные на трех экспертных заключениях. Составлен акт о выявленных недостатках в выполненных работах по отчету "Порайонный кадастр торфяных и сапропелевых месторождениях Калужской области по состоянию на 01.01.2019 учтенных государственным балансом запасов". Установлен очередной крайний срок сдачи отчета с исправлениями до 15.02.2021, а так же было прописано, что в случае непредоставления исправленных материалов в установленный срок, государственный контракт будет считаться расторгнутым в одностороннем порядке (письмо и акт направлены по электронной почте 05.02.2021 (т. 1, л.д. 97 - 100)).
Сопроводительным письмом от 15.02.2021 N 5/К подрядчиком переданы заказчику:
- отчетные балансы запасов сапропеля Калужской области по состоянию на 01.01.2019 в 4 экземплярах в бумажном виде, 4 экземплярах в электронном виде (на магнитных носителях - оптический CD-R диск);
- порайонный кадастр торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов - в 1 экземпляре в бумажном и в электронном виде;
- пояснительная записка к кадастру месторождений торфа и сапропеля Калужской области с включенным списком месторождений торфа и сапропеля, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы - в 1 экземпляре в бумажном и в электронном виде;
- акт выполненных работ от 15.02.2021 N 1 - 2 экземпляра;
- счет от 15.02.2021 N 3 - 1 экземпляр;
Кроме того, 15.02.2021 создана комиссия, на которой принято решение об отказе подписания акта выполненных работ по государственному контракту, с отражением и обоснованием замечаний препятствующих приемке работ.
15.02.2021 заказчик отказался от подписания акта выполненных работ по государственному контракту (т. 1, л.д. 101 - 104).
Ссылаясь на то, что отказ от исполнения контракта является незаконным, ответчик выполненные подрядчиком работы не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Квалифицируя спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции правильно установил, что они сложились в рамках исполнения контракта от 03.04.2019 N 01372000012190005320001, соответствующего признакам государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд, правовое регулирование которого предусмотрено главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный (муниципальный) контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика предусмотрена пунктом 6.21. контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьями 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить их в сроки и в порядке, которые указаны в соглашении.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу части 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточного сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 450.1 ГК РФ сторона, которой предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Судом установлено, что поведение истца по выполнению контракта было добросовестным, существенных нарушений условий контракта ООО "Маг+С" не допустило, результаты работ передавались заказчику в сроки, предусмотренные контрактом, с предоставлением на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области отчетной документации согласно срокам, указанным в Геологическом задании.
В силу пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Согласно абзацу 7 пункта 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", односторонний акт приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Как установлено материалами дела, по завершению работ должны быть составлены и сданы следующие отчетные документы:
1. сметный расчет, утвержденный на НТС министерства природных ресурсов и экологии Калужской области - принят заказчиком;
2. отчетные балансы запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела и торфа Калужской области по состоянию на 01.01.2019, с пояснительными записками - приняты заказчиком;
3. отчетный баланс запасов сапропеля по состоянию на 01.01.2019 с пояснительной запиской - отказ от приемки выполненных работ на основании недостатков, указанных в мотивированном отказе от 15.02.2021 (пункты 3; 11);
4. порайонный кадастр торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов - отказ от приемки выполненных работ на основании недостатков, указанных в мотивированном отказе от 15.02.2021 (пункты 8; 9; 10);
5. пояснительная записка к порайонному кадастру торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов - отказ от приемки выполненных работ на основании недостатков указанных в мотивированном отказе от 15.02.2021 (пункты 1; 2; 4; 5; 7; 12);
6. список месторождений торфа, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы учета - отказ от приемки выполненных работ на основании недостатков, указанных в мотивированном отказе от 15.02.2021 (пункт 6).
Согласно пункту 2.1. Геологического задания: основные геологические задачи:
- составление сметного расчета, его утверждение на НТС министерства природных ресурсов и экологии Калужской области - работы приняты заказчиком;
- составление отчетных балансов запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела и торфа Калужской области по состоянию на 01.01.2019 (табличные материалы и пояснительные записки к ним) - работы приняты заказчиком.
При этом законодательно не утверждены требования к содержанию и объему спорных отчетных документов: порайонный кадастр торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов, пояснительная записка к порайонному кадастру торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов, список месторождений торфа, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы учета, в связи с чем требования к отчетным документам определяются из буквального толкования, условий Геологического задания.
Порайонный кадастр торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов - это систематизированная таблица кратких описаний 106 торфяных и 10 сапропелевых месторождений учтенных государственным балансом запасов (балансы запасов, принятые заказчиком ранее в рамках настоящего контракта), составленная в порядке распределения по территориальной принадлежности к муниципальным районам Калужской области.
Все торфяные и сапропелевые месторождения, которые учтены в сданных и принятых ранее территориальных балансах торфа и сапропеля, были распределены по территориальной принадлежности к муниципальным районам Калужской области.
При этом заказчик в мотивированном отказе от 15.02.2021 не указывает на ошибочное распределение торфяных и сапропелевых месторождений к тем или иным муниципальным районам Калужской области. Следовательно, данная работа по составлению порайонного кадастра торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов, выполнена в соответствии с Геологическим заданием.
Пояснительная записка к порайонному кадастру торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов - это документ, поясняющий содержание отдельных положений и разделов порайонного кадастра торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов.
Вместе с тем, в мотивированном отказе от 15.02.2021 заказчик не обосновывает спорные недостатки пояснительной записки к порайонному кадастру торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов по существу, не ссылается на нормативные акты и требования Геологического задания, которые нарушает данная пояснительная записка.
Список месторождений торфа, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы учета - это список месторождений торфа, рекомендуемых подрядчиком для исключения из баланса или для перевода в другие группы учета.
Список месторождений торфа был предоставлен заказчику в полном объеме, является рекомендациями подрядчика на основании проведенного анализа геологической информации. Само списание запасов осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых согласно п. 2.7. Приказа министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 11.08.2014 N 362 "Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых". Данная работа в рамках данного контракта не проводится.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, спорные недостатки, на которые заказчик, ссылается в мотивированном отказе от 15.02.2021, не соответствуют условиям Геологического задания, мотивы отказа заказчика от подписания акта выполненных работ не обоснованы требованиями нормативно-правовых актов.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что замечания, указанные в мотивированном отказе от 15.02.2021 не соответствуют требованиям Геологического задания к 3-му этапу работ (порайонный кадастр месторождений торфа и сапропеля месторождений, учтенных государственным балансом запасов; пояснительная записка к кадастру месторождений торфа и сапропеля, список месторождении торфа и сапропеля, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы), и не могут являться законным основанием для отказа в приемке работ по государственному контракту, в том числе в связи с тем, что работы по 1-му и 2-му этапам работ заказчиком были приняты без замечаний ранее.
Кроме того, в силу пункта 4.4. контракта для проверки предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных контрактом, заказчик вправе провести экспертизу этих результатов.
При этом представленные в материалы дела экспертные заключения не являются по своей правовой природе экспертными заключениями в рамках приемки работ согласно Закону N 44-ФЗ, поскольку представляют собой заключения в рамках межведомственного взаимодействия.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 02.03.2021 N 02/3690 также установлена недостаточность сведений, доказывающих недобросовестность истца, как исполнителя спорного контракта (т. 1, л.д. 112 - 118).
Оценив вышеизложенные обстоятельства и имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у министерства надлежащих правовых оснований для одностороннего отказа от исполнения спорного контракта, удовлетворив исковые требования общества в полном объеме.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, согласно статье 310 ГК РФ не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик в соответствии с пунктом 1 статьи 711 ГК РФ обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно.
В силу пункта 2.4. контракта государственный заказчик оплачивает исполнителю выполненные работы в течение 30 (тридцати) дней после подписания акта выполненных работ.
Поскольку ответчик не представил доказательств погашения задолженности в размере 550 500 руб., суд первой инстанции обоснованно взыскал указанную задолженность с министерства природных ресурсов и экологии Калужской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Маг+С".
Руководствуясь 450, 708, 720, 721, 723, 779, 781, 783 ГК РФ, положениями Закона N 44-ФЗ, условиями заключенного между сторонами контракта и исходя из того, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтвержден факт добросовестного поведения истца и нарушения ответчиком условий, предусмотренных контрактом, в связи с чем, что у ответчика отсутствовали основания для одностороннего отказа от контракта, суд первой инстанции пришел в правомерному выводу об удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения министерства о расторжении государственного контракта от 03.04.2019 N 01372000012190005320001 и взыскании денежных средства в сумме 550 500 руб.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 24.11.2021 по делу N А23-3068/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3068/2021
Истец: ООО "МАГ+С", ООО МАГ + С
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области
Третье лицо: Министерство финансов Калкжской области, Министерство финансов Калужской области