г. Санкт-Петербург |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А56-21726/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель Бурашова Н.В., на основании доверенности от 04.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2049/2022) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2021 по делу N А56-21726/2021, принятое по иску:
истец: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (адрес: Россия, 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли 2/А, ОГРН: 1077847192609, ИНН 7842354966, дата регистрации 26.03.2007)
ответчик: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (адрес: Россия, 107144, Москва, ул. Новая Басманная д. 2; Россия 191036, Санкт-Петербург, Невский пр-кт 85/А, ОГРН: 1037739877295; ИНН: 7708503727, дата регистрации 23.09.2003)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Общество) о взыскании на основании договора аренды лесного участка от 08.08.2011 N 301/ДС-2011-08 неустойки в размере 3 005 780 руб. 08 коп. за непредставление арендодателю отчетности, предусмотренной статьями 49, 60, 66 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в сроки, установленные для предоставления отчетов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением от 26.12.2021 с Общества в пользу Комитета взыскана неустойка в размере 150 289 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; с Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 901 руб.
Не согласившись с указанным решением, Комитет подал апелляционную жалобу, просит решение изменить, иск удовлетворить полностью; по мнению подателя жалобы, у суда не имелось оснований для снижения размера неустойки; считает поведение ответчика недобросовестным; ссылается на то, что размер арендной платы, а соответственно и размер неустойки, рассчитаны Комитетом правильно.
В судебное заседание Комитет не явился, направил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Общество просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Обществу по договору аренды лесного участка от 08.08.2011 N 301/ДС-2011-08 предоставлен лесной участок площадью 9,64 га, находящийся в федеральной собственности, по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Северо-Западное лесничество, Липовское участковое лесничество в кварталах 93, 94, 95, категория земель - земли лесного фонда, целевое назначение - защитные леса. Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 226-2010-08. Вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации трассы внешнего электроснабжения от ПС-318 до проектируемой ТП "Возрождение" в Выборгском районе Ленинградской области.
В соответствии с актом осмотра лесного участка от 09.01.2020 Обществом не предоставлены: проект освоения лесов (статья 88 ЛК РФ), лесная декларация, предусмотренная статьей 26 ЛК РФ за 2018 и 2019 годы, отчеты по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.
Обращаясь в суд, истец сослался на то, что в нарушение требований закона и условий договора Обществом до настоящего времени не разработан и не представлен в Комитет для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении арендованного лесного участка.
Комитетом в адрес ответчика была направлена досудебная претензия от 18.05.2020 N 733/20 с предложением добровольно возместить неустойку в размере 3 005 780 руб. 08 коп. в срок до 31.07.2020.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит изменению.
В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса.
Частью 1 статьи 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, согласно которому проект разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (пункт 28); проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) (пункт 30); проект представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 34).
В соответствии с частью 4 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
В силу части 5 статьи 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (часть 6 статьи 87 ЛК РФ).
Срок действия лесохозяйственного регламента - до 09.11.2028.
Лесохозяйственный регламент в соответствии с частью 1 статьи 87 ЛК РФ является основой: использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.
Срок действия проекта освоения лесов Обществом, утвержденного распоряжением Комитета N 875 от 28.10.2011, истек 09.11.2018.
Согласно подпункту "г" пункта 19 договора арендатор обязан до начала использования лесного участка, но не позднее 2 недель после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, подать лесную декларацию. Соответственно, в нарушение требований договора и законов РФ, новый разработанный проект освоения лесов арендатором в Комитет не был подан, как и не была подана лесная декларация за 2018 и 2019 года.
В силу частей 1 и 2 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.07.2020 N 539 утверждены порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, форма лесной декларации.
В соответствии с приложением 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.07.2020 N 539 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев.
Согласно подпункту "р" пункта 19 договора арендатор обязан предоставить арендодателю отчеты, предусмотренные статьями 49, 60 и 66 ЛК РФ в сроки, установленные для предоставления отчетов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов. Отчетность предоставляется в соответствии с формами, установленными нормативными актами специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 21 договора за непредставление арендодателю отчетности, предусмотренной статьями 49, 60, 66 ЛК РФ, в сроки, установленные для предоставления отчетов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, установлена ответственность в виде неустойки в размере двукратного размера арендной платы.
По расчету Комитета, размер арендной платы за 2019 год составляет 1 502 890 руб. 04 коп.
Ответчик заявил ходатайство о снижении суммы неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
В соответствии со статьей 333 ГК РФ суду предоставлено право уменьшить размер неустойки, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. При этом на ответчика возлагается обязанность представления доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
Наличие оснований для снижения суммы неустойки суд проверяет с учетом характера конкретного дела и его обстоятельств.
С целью соблюдения баланса интересов сторон, приняв во внимание отсутствие доказательств причинения Комитету убытков, суд пришел к справедливому и верному выводу о возможности снизить неустойку до 150 289 руб.
Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для изменения состоявшегося судебного акта.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2021 по делу N А56-21726/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21726/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"