г. Самара |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А65-18359/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Николаевой С.Ю.,
рассмотрев дело по апелляционной жалобе Индивидуального предпринимателя Ахмадеева Закарии Идиятулловича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.01.2022 (резолютивная часть от 18.10.2021), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-18359/2021 (судья Минапов А.Р.).
по заявлению Индивидуального предпринимателя Ахмадеева Закарии Идиятулловича (ОГРНИП 304732136600126, ИНН 732100039780), Тетюшский район, с. Сюндюково
к Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (ОГРН 1021602865239, ИНН 1654025044), гор. Казань
об отмене постановления N 0820 от 07.07.2021 и прекращении административного производства по протоколу N 001015 от 27.05.2021,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Индивидуальный предприниматель Ахмадеев Закария Идиятуллович обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей об отмене постановления N 0820 от 07.07.2021 г. и прекращении административного производства по протоколу N 001015 от 27.05.2021.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.08.2021 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.10.2021 ИП Ахмадееву З.И. в удовлетворении заявления отказано.
Мотивированное решение изготовлено 12.01.2022.
Заявитель - Индивидуальный предприниматель Ахмадеев Закария Идиятуллович, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 принята к производству апелляционная жалоба Индивидуального предпринимателя Ахмадеева Закарии Идиятулловича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.01.2022 (резолютивная часть от 18.10.2021), разрешенное в порядке упрощенного производства, для единоличного рассмотрения судьей без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам, которым установлены сроки представления сторонами доказательств и отзыва, дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания, а также текст апелляционной жалобы размещены арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и особенностями, установленными для рассмотрения дел в порядке упрощенного производства.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.
Государственной инспекцией Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей представлен отзыв, которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследуя доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, мотивированном отзыве, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица или индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с законодательством - сопоставление данных о закупленной алкогольной продукции по данным декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков по установленной форме с данными в ЕГАИС по итогам 4 квартала 2020 года, проводимого по Заданию на проведение мероприятий по контролю (надзору) без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 01.04.2021 N 17/39, 20.04.2021 в 10 час. 18 мин. ведущим специалистом-экспертом контрольно-инспекционного отдела Зеленодольского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан в помещении Зеленодольского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан по адресу: РТ, Тетюшский район, гор. Тетюши, ул. Малкина, д. 39, с использованием служебного компьютера с инвентарным номером 10403001738, через интернет-браузер "Mozzilla Firefox" был осуществлен доступ к функционалу "Личный кабинет" органа власти на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/cabinet/home), где было установлено, что товарно-транспортная накладная на алкогольную продукцию (поставщик ООО "Эфесалко"), полученная заявителем в 4 квартале 2020 года N ЭФ 000008633 (ТПМ-0434186795) от 25.12.2020 согласно "Отчета об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.10.2020 по 31.12.2020" имеет статус "Проведена", т.е. в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее по тексту - ЕГАИС) заявитель не зафиксировал в ЕГАИС информацию о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной алкогольной продукции в 4 квартале 2020 г. по указанной товарно-транспортной накладной.
20.04.2021 ведущим специалистом-экспертом контрольно-инспекционного отдела Зеленодольского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан было вынесено и направлено определение об истребовании сведений (материалов), необходимых для разрешения дела об административном правонарушении N 000103 в отношении поставщика ООО "Эфесалко". В ответ поступил экземпляр накладной, где заявитель значится грузополучателем алкогольной продукции (пива и пивных напитков).
При проведении проверки должностным лицом согласно "Отчету об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.10.2020 по 31.12.2020" было выявлено, что заявитель не зафиксировал в ЕГАИС информацию о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной алкогольной продукции в 4 квартале 2020 года по указанной выше товарно-транспортной накладной.
По данному факту ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении от 27.05.2021, на основании которого вынесено оспариваемое постановление N 0820 по делу об административном правонарушении от 07.07.2021, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 12 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ и отсутствия оснований для снижения размера административного штрафа.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
На основании части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 названного Кодекса при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица.
С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В абзаце 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции указано, что запрещаются, в частности, производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 указанного закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона, которой определено, что программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
Фиксация информации в единой государственной автоматизированной информационной системе осуществляется на основании заявок о фиксации информации, которые представляются в федеральный орган по контролю и надзору в электронном виде лицами, осуществляющими в соответствии с настоящим пунктом внесение информации в единую государственную автоматизированную информационную систему. Формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе утверждаются федеральным органом по контролю и надзору.
Порядок ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 4 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1459 (далее - Правила, действовавшие в спорный период) участниками единой информационной системы являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в целях последующей продажи такой продукции.
Пунктом 17 Правил, действовавшие в спорный период, определен перечень информации, которую представляют в единую государственную автоматизированную информационную систему с использованием программно-аппаратных средств организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в целях последующей продажи такой продукции.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 03.03.2016 N 54 утвержден формат представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, сельскохозяйственными товаропроизводителями с использованием программно-аппаратных средств, а также формата представления подтверждения о фиксации информации и уведомления об отказе фиксации в указанной информационной системе.
Согласно Приказу Минфина России N 84н заявка о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции представляется на каждую ТТН, полученную от поставщика продукции, в рамках приема которой получатель желает принять продукцию или по которым получатель не хочет принимать продукцию, в течение 3 рабочих дней для городских поселений или 7 рабочих дней для сельских поселений со дня фактического получения ими алкогольной продукции.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 841 с 01 января 2021 года признаются утратившие силу нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок функционирования ЕГАИС.
Взамен указанных нормативных правовых актов Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка был утвержден приказ от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Кроме того, обязанность в передаче информации техническими средствами учета в настоящее время сохраняется согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 N 2466 "О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вместе с Правилами ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил участниками ЕГАИС являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, или использующие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) для изготовления спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий (далее - индивидуальные предприниматели).
Пунктом 20 Правил установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи указанной продукции, помимо информации, указанной в пункте 9 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 5 - 8, 11 - 14, 15, 19, 24, 25, 27 и 36 пункта 8 настоящих Правил.
Согласно пункту 48 Правил учет объема оборота этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий) продукции осуществляется организациями, осуществляющими оборот такой продукции, сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими оборот вина, игристого вина, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, за исключением учета объема, в том числе розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции;
В соответствии с пунктом 63 Правил учет объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением продукции, указанной в пункте 48 настоящих Правил) организациями, осуществляющими оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, ведется с применением технических средств фиксации.
При проведении проверки должностным лицом согласно отчету "Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.10.2020 по 31.12.2020" было выявлено, что ИП Ахмадеев З.И. не зафиксировал в ЕГАИС информацию о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной алкогольной продукции в 4 квартале 2020 года по указанной товарно-транспортной накладной.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ИП Ахмадеевым З.И. не обеспечено соблюдение требований пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", приказа Минфина России N 84н, постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2466 "О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке).
Как установлено арбитражным судом, по данному факту ИП Ахмадеев З.И. был вызван на составление протокола по ст. 14.19 КоАП РФ.
При составлении протокола ИП Ахмадеев 3.И. обратился с заявление о приобщении к материалам дела документов подтверждающих позднюю регистрацию в ЕГАИС.
Данные документы были приобщены к материалам дела.
При подготовке к рассмотрению дела был повторно осуществлен доступ к функционалу "Личный кабинет" органа власти на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/cabinet/home), где было установлено, что товарно-транспортная накладная на алкогольную продукцию (поставщик ООО "Эфесалко") полученная ИП Ахмадеевым З.И. в 4 квартале 2020 года N ЭФ 000008633 (TTN-0434186795) от 25.12.2020 согласно "Отчета об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.10.2020 по 31.12.2020" зафиксирована 06.05.2021, т.е. ИП Ахмадеевым З.И. заявка о фиксации в ЕГАИС информации о принятии алкогольной продукции, в котором осуществлена приемка на основании сопроводительных документов, представлена в ЕГАИС за пределами срока установленного Приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе", нарушив государственный учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьёй 14.19 КоАП РФ.
Рассмотрение административного дела в отношении ИП Ахмадеева З.И. было назначено на 07.07.2021 в 11 час. 10 мин.
О месте, дне и времени рассмотрения настоящего дела ИП Ахмадеев З.И. был извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении извещения о явке на рассмотрение дела об административном правонарушении от 27.05.2021.
Как установлено арбитражным судом, 07.07.2021 на внутренний номер 222 Госалкогольинспекции Республики Татарстан поступил звонок из фойе Госалкогольинспекции Республики Татарстан, мужчина представился Индивидуальным предпринимателем Ахмадеевым З.И., пояснил, что пришел на рассмотрение дела об административном правонарушении, назначенном на 07.07.2021 г. на 11 часов 10 минут и попросил ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении.
Сотрудник отдела административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан спустилась к нему в фойе главного здания Госалкогольинспекции Республики Татарстан и, с целью дальнейшего ознакомления с делом, попросила предоставить документ удостоверяющий личность. Мужчина, предположительно ИП Ахмадеев З.И. пояснил, что документов у него с собой не имеется, но ему необходимо ознакомиться с делом.
В связи с тем, что у Госалкогольинспекции Республики Татарстан отсутствовала возможность удостовериться в личности лица, обратившегося с устным заявлением об ознакомлении с делом об административном правонарушении и явившегося на его рассмотрение, неустановленному лицу было отказано в ознакомлении и участии при рассмотрении дела.
Одновременно с этим, данному лицу было разъяснено, что в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
Далее, после рассмотрения дела об административном правонарушении, в отдел административной и судебной практики поступило заявление ИП Ахмадеева З.И. об отложении рассмотрения дела, о чем свидетельствует отметка канцелярии (вх. от 07.07.2021, время принятия 13 час. 20 мин.).
Поскольку к данному времени дело об административном правонарушении в отношении ИП Ахмадеева З.И. было рассмотрено и заместителем руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан последний был привлечен к административной ответственности, то рассмотреть ходатайство об отложении рассмотрения не представлялось возможным, что было отражено в мотивировочной части постановления от 07.07.2021 N 0820.
Предоставленные административным органом документы, подтверждающие факт нарушения порядка учета оборота алкогольной продукции со стороны предпринимателя, получены через систему ЕГАИС. Информация, полученная из системы ЕГАИС, является достоверным и надлежащим доказательством.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в действиях предпринимателя имеется событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Материалы дела свидетельствуют о наличии вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, поскольку, являясь профессиональным участником экономической деятельности, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой риск, должен знать требования действующего законодательства в сфере оборота алкогольной продукции; в материалах дела отсутствуют сведения о принятии предпринимателем исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения и невозможности его предотвращения.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности наличия в действиях ИП Ахмадеева З.И. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Процессуальные нарушения при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении не установлены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Основания для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Указанное нарушение посягает, в первую очередь, на установленный режим государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции, подрывает существующую систему контроля над деятельностью лиц на данном рынке, затрагивает права неопределенного круга лиц (потребителей) на охрану жизни и здоровья.
Согласно п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение, в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В силу статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьями 4.1.1, 3.4 КоАП РФ.
Кроме того, арбитражным судом учтено, что заявителем данные правонарушения, предусмотренные статьей 14.19 КоАП РФ, совершены не впервые, что подтверждается вынесенными и вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.11.2020 по делу N А65-21044/2020, от 03.11.2020 по делу N А65-21042/2020.
Ссылка заявителя на отсутствие паспорта правомерно отклонена арбитражным судом, поскольку согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность, и в отсутствие у заявителя паспорта представитель ответчика не вправе был его допускать к рассмотрению административного дела.
Довод заявителя о том, что рассмотрение дела не было отложено по его ходатайству, правового значения не имеет, поскольку отложение рассмотрения дела об административном правонарушении является правом административного органа, а не его обязанностью.
В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что назначенное предпринимателю административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В силу положений частей 1 и 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются нарушения норм процессуального права, которые в части 4 статьи 288 настоящего Кодекса указаны в качестве оснований для отмены решения, постановления.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.01.2022 (резолютивная часть от 18.10.2021), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-18359/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Ахмадеева Закарии Идиятулловича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18359/2021
Истец: ИП Ахмадеев Закария Идиятуллович, Тетюшский район, с.Сюндюково
Ответчик: Государственная инспекция Республика Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г.Казань
Третье лицо: АО "Почта России", Зеленодольский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ, ИП Ахмадеев З.И., Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд