г. Москва |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А40-128431/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Костромской завод автокомпонентов"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2021 г. по делу N А40-128431/21,
по заявлению АО "Костромской завод автокомпонентов"
к Центральной электронной таможне о признании незаконным требования,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Белоусов Ю.Л. по дов. от 30.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Костромской завод автокомпонентов" (далее - Заявитель, АО "КЗА", Общество, декларант) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной электронной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦЭлТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным требования Центральной электронной таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10131010/030621/0360130, до выпуска товара от 04.06.2021 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2021 г. в удовлетворении заявления АО "КЗА" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "КЗА" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель ЦЭлТ возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, дополнении к отзыву на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции на основании следующего.
Судом первой инстанции установлено, что между Заявителем (Продавец) и фирмой "Yazdan Gostar Iranian Со, LTD" (Иран) (Покупатель) в рамках заключенного контракта N 368 от 22.02.2019 г. (далее - Контракт), продавец обязался поставить запасные части для карбюраторных и дизельных двигателей для автотракторной техники.
Сторонами Контракта была согласована поставка и отгрузка товара, товар был помещен Заявителем под процедуру экспорта, вывезен за пределы таможенной территории Таможенного союза и получен Покупателем.
Так, АО "Костромской завод автокомпонентов" на Ярославском таможенном посту (центр электронного декларирования) Ярославской таможни с целью помещения под таможенную процедуру "экспорта" товара (ЗАПЧАСТИ К ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЯМ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ КОМПЛЕКТ L-1000128 (RT) - 2542 ШТ: 1.производитель: АО "КОСТРОМСКОЙ ЗАВОД АВТОКОМПОНЕНТОВ", товарный знак: МОТОР ДЕТАЛЬ. Таможенная стоимость: 7 940 345.63 руб., вес нетто: 17794 кг, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ЕТН ВЭД ЕАЭС) - 8409 99 000 9) были поданы декларации на товары (далее - ДТ) N N 10117070/051119/0029092, 10117070/311219/0030831.
Товар по указанным ДТ был выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой и фактически вывезен 12.11.2019 г. и 04.01.2020 г. с таможенной территории Евразийского экономического союза.
Однако 20.05.2021 г. товар был возвращен на таможенную территорию Таможенного союза в связи с установлением Покупателем несоответствия товара потребительским свойствам.
В связи с изложенным, 03.06.2021 г. на Центральном таможенном посту (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни (далее - Центральный таможенный пост (ЦЭД)) Обществом по декларации на товары N 10131010/030621/0360130 для помещения под таможенную процедуру "реимпорта" (в связи с отказом покупателя) был задекларирован указанный выше товар.
При этом товар заявлен Обществом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в связи с чем, в графе 36 "Преференция" ДТ N 10131010/030621/0360130 Обществом указано значение "ООПП-ПП".
Как указал таможенный орган, на момент декларирования товаров по ДТ N 10131010/030621/0360130 документ, подтверждающий соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, отсутствовал, что противоречило требованиям статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС); заполнение графы 44 (07012) ДТ N 10131010/030621/0360130 отсутствует.
На основании вышеизложенного, 04.06.2021 г. должностным лицом ЦЭД в адрес Общества было направлено Требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10131010/030621/0360130, до выпуска товаров в части указания в гр. 47 ДТ специфики уплаты "ИУ" по виду таможенного платежа "5010" (НДС).
В обоснование заявленных требований Общество указало на то, что при ввозе на территорию Российской Федерации собственного товара в порядке реимпорта, объекта налогообложения не возникает, поскольку фактически реализация товара не произошла ввиду официального отказа иностранного покупателя от товара со ссылками на положения Налогового кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, исходил из того, что поскольку на момент подачи декларации на товары Заявителем должны были быть представлены документы, подтверждающие его право на применение освобождения от уплаты НДС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, а именно: документ из налогового органа, подтверждающий, что суммы такого налога не были возвращены плательщику в связи с вывозом рассматриваемых товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС и от таких сумм он не был освобожден, оспариваемое Требование о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10131010/030621/0360130, до выпуска товара от 04.06.2021 г. является законным.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Статья 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно части 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В части 2 статьи 127 ТК ЕАЭС в отношении товаров определен перечень таможенных процедур, применяемых в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Союза, их вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза, в том числе процедура реимпорта.
В силу части 1 статьи 235 ТК ЕАЭС таможенная процедура реимпорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Таможенная процедура реимпорта применяется в отношении ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась, в частности таможенная процедура экспорта (пункт 1 части 2 статьи 235 ТК ЕАЭС).
В статье 236 ТК ЕАЭС закреплены условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта.
Так, согласно части 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условиями помещения ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта являются:
- помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта до истечения 3 лет со дня, следующего за днем их фактического вывоза с таможенной территории Союза, или до истечения иного срока, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
- сохранение неизменным состояния товаров, в котором они были вывезены с таможенной территории Союза, за исключением изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
- возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, неуплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под налогами понимаются налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза.
В части 1 статьи 175 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в отношении товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта и помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации у декларанта возникает обязанность по уплате налогов и (или) процентов по ним, а также обязанность по уплате или возмещению субсидий и иных сумм, неуплаченных либо ранее полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.
Таким образом, одним из препятствий для выпуска товара в рамках процедуры реимпорта является неисполнение участником ВЭД обязанности по возмещению денежных средств (налогов и (или) процентов с них, иных налогов, субсидий и сумм), которые при вывозе товаров с таможенной территории Союза не уплачивались, возвращены либо получены прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств-членов.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (подпункт 2 пункта 1 статьи 151 НК РФ).
При вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается (подпункт 1 пункта 2 статьи 151 НК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 164 НК РФ при реализации, в том числе товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, и не оспаривается Таможней, что задекларированный Обществом по ДТ N 10131010/030621/0360130 товар - ЗАПЧАСТИ К ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЯМ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ КОМПЛЕКТ L-1000128 (RT) - 2542 ШТ: 1.производитель: АО "КОСТРОМСКОЙ ЗАВОД АВТОКОМПОНЕНТОВ", товарный знак: МОТОР ДЕТАЛЬ. Таможенная стоимость: 7 940 345.63 руб., вес нетто: 17794 кг, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ЕТН ВЭД ЕАЭС) - 8409 99 000 9 для помещения под таможенную процедуру реимпорта в связи с установлением покупателем несоответствия товара потребительским свойствам изначально экспортировался по ДТ NN 10117070/051119/0029092, 10117070/311219/0030831.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм права в их взаимосвязи с положениями статей 39 (реализация товаров, работ или услуг) и 146 (объект налогообложения по НДС) НК РФ, применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, поскольку в рассматриваемом случае при ввозе на территорию Российской Федерации собственного товара в порядке реимпорта объекта налогообложения не возникает, то и у Заявителя отсутствует обязанность по уплате НДС.
Как указало Общество, при вывозе товара в таможенной процедуре экспорта налогоплательщику не предоставлялось ни освобождения от уплаты НДС в смысле, придаваемом этому понятию статьями 145, 145.1 НК РФ, ни исключения данной операции из налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ, ни возврата НДС в связи с экспортом товара.
Таможенный орган не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о возврате Обществом в связи с вывозом по ДТ N N 10117070/051119/0029092, 10117070/311219/0030831 спорного товара из бюджета каких-либо платежей либо о получении в связи с вывозом данного товара каких-либо субсидий (иных выплат, льгот, возмещений).
При этом Обществом таможенному органу представлены документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства: письмо УФНС России по Костромской области от 02.06.2021 г. N 19-11/22093, реестр таможенных деклараций, копия налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2020 года с доказательствами ее направления в налоговый орган.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что положения ТК ЕАЭС не устанавливают конкретного перечня документов, представление которых подтверждает соблюдение предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условия помещения ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта.
Кроме того, довод таможенного органа со ссылками на пункт 12 части 1 статьи 108 ТК ЕАЭС об обязанности декларанта представить в документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ, в том числе предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 236 ТК ЕАЭС не опровергает факт отсутствия у Общества при реимпорте спорного товара обязанности по возврату в бюджет каких-либо денежных сумм, неоплаченных (полученных, возвращенных) в связи с экспортом данного товара.
Иные предусмотренные частью 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условия помещения спорного товара под таможенную процедуру реимпорта (срок помещения товара под таможенную процедуру реимпорта, неизменность вида товара, позволяющего его идентифицировать) в рассматриваемом случае соблюдены, что таможенным органом не оспаривается.
Таким образом, в связи с соблюдением АО "КЗА" предусмотренных частью 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условий помещения спорного товара, декларированного по ДТ N 10131010/030621/0360130 под таможенную процедуру реимпорта, оснований для выставления Обществу Требования от 04.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, у таможенного органа не имелось; Требование Центральной электронной таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10131010/030621/0360130 до выпуска товара от 04.06.2021 г. является незаконным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, в связи с чем, на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2021 г. подлежит отмене, заявление акционерного общества "Костромской завод автокомпонентов - удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2021 г. по делу N А40-128431/21 отменить.
Признать незаконным Требование Центральной электронной таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10131010/030621/0360130 до выпуска товара от 04.06.2021 г.
Взыскать с Центральной электронной таможни в пользу АО "Костромской завод автокомпонентов" государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 3 000 руб., за подачу апелляционной жалобы - в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128431/2021
Истец: АО " КОСТРОМСКОЙ ЗАВОД АВТОКОМПОНЕНТОВ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ