г. Челябинск |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А47-8405/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Газовик" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.12.2021 по делу N А47-8405/2021.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Газовик" (далее - заявитель, общество, управляющая компания, ООО УК "Газовик") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - Инспекция, ГЖИ по Оренбургской области) N ПР-946 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 30.04.2021.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "УК "Газовик" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 28.12.2021 отменить, прекратить производство по делу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О ГИС ЖКХ" установлен полный и исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию собственникам. Данный перечень информации является закрытым, то есть собственник помещения не вправе требовать от управляющей организации каких-либо сведений в дополнение к уже раскрытой на сайте в сети Интернет информации. Ни указанным законом, ни Приказом Минкомсвязи России N74 Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" не предусмотрено размещение протоколов общего собрания со всеми приложениями. Кроме того, в Системе ГИС ЖКХ необходимо размещать сообщения о собрании и решения каждого собственника только при проведении общего собрания в форме "заочного голосования с использованием Системы". Таким образом, в ГИС ЖКХ размещается только электронный образ протокола общего собрания, без приложений. В соответствии с п. 34 Правил N416, управляющая организация предоставляет по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме любую информацию, подлежащую раскрытию на сайте ГИС ЖКХ. При этом законодательством не установлен порядок ознакомления собственников помещений с запрошенной информацией, которая раскрывается на ГИС ЖКХ. То есть, по мнению апеллянта, действующим законодательством не предусмотрена обязанность предоставлять собственникам помещений копии документов, размещаемых на сайте ГИС ЖКХ. Из толкования п. 36 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О ГИС ЖКХ" следует, что размещению подлежат протоколы общего собрания, которыми оформлены принятые решения общего собрания. А согласно п. 34 Правил N 416, в случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на сайте ГИС ЖКХ и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Что и было сделано, заявителю было сообщено, что протоколы общих собраний размещены на официальном сайте ГИС ЖКХ. Таким образом, обязанность ООО УК "Газовик" была исполнена в полном объеме.
В состав технической документации, подлежащей бессрочному хранению, входят протоколы и принятые решения. При этом в нормативных правовых актах не указано, что управляющая компания обязана сделать для себя копии указанных протоколов и решений. Согласно жилищному законодательству, управляющей организации достаточно разместить в ГИС ЖКХ скан-копию протокола общего собрания и, в случае поступления заявления собственника о предоставлении такого протокола, отправить их на указанный сайт. Апеллянт отмечает, что общество не может исполнить указанное предписание, так как в управляющей компании отсутствуют подлинники (с которых можно было бы сделать копии) приложений к протоколам общих собраний в связи с тем, что по общим собраниям, проведенным в 2016, 2017 годах, истек 3-летний срок хранения документов, и документы (приложения к протоколам) были уничтожены. Более того, ООО УК "Газовик" письмом от 16.08.2021 N 297 запрашивало в ГЖИ по Оренбургской области копии приложений, в том числе, к протоколам за 2016, 2017 гг., однако письмом от 16.09.2021 N 40/03-12335 ГЖИ по Оренбургской области сообщило, что копии приложений к протоколам за период до 2018 года уничтожены. Таким образом, при запросе собственниками протокола общего собрания, достаточным для предоставления является один документ - непосредственно сам протокол.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией на основании распоряжения от 02.04.2021 N 946 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Газовик" в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с целью проверки изложенных в обращении от 15.03.2021 N 40/1515 фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований.
В рамках проверки установлено, что, собственник помещения в МКД N 9/2 по ул. Салмышской г. Оренбурга обратился в Управляющую компанию с требованием о предоставлении на бумажном носителе заверенные отчеты за 2016-2020 гг. о выполненных работах и услугах по договору управления МКД за 2016-2020 гг., копии протоколов общего собрания собственников помещений МКД за 2016-2019 гг. со всеми обязательными приложениями, в том числе копий бюллетеней, либо листов голосования, копии актов приема выполненных работ, оказанных услуг за 2016-2020 гг., экономически обоснованный расчет по тарифам на ремонтные работы, выполненные в МКД за 2016-2020 гг.
В ответе на данное обращение Общество предоставило собственнику копии отчетов (исполнение сметы доходов и расходов и отчет по ремонту) за 2016-2019 гг и копии смет доходов и расходов на 2016-2020 гг. (экономически обоснованный расчет размера платы на содержание и ремонт общего имущества дома). Остальные запрошенные сведения и документы не представлены.
Результаты проверки зафиксированы ГЖИ в акте проверки N А-946 от 30.04.2021.
30.04.2021 Инспекцией выдано предписание N ПР-946 с требованием до 30.06.2021 обеспечить раскрытие информации по обращению заявителя в части предоставления приложений к протоколам общих собраний собственников помещений в данном доме в 2016, 2017, 2018, 2019 годы.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и необоснованным, поскольку считает, что приложения к протоколам не являются информацией, подлежащей раскрытию.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев требование по существу, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Руководствуясь совокупностью норм, предусмотренных статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, суд полагает, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленных ему полномочий.
В рассматриваемой ситуации Инспекцией зафиксирован факт нарушения заявителем нормативных требований, установленных для осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами.
Отношения в сфере жилищного законодательства регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
ЖК РФ закрепляет обязанность граждан и организаций, в том числе собственника жилого помещения, а также члена жилищного кооператива, своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги и предусматривает, что собственники помещений вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой коммунальных услуг, с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
01.06.2016 между обществом (управляющая компания по договору) и собственниками помещений многоквартирного дома N 9/2, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, (собственники помещений по договору) заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 40- 45).
В силу п. 10.1 статьи 161 ЖК РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом определены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N416).
Согласно подпункту "б" пункта 1 Правил N 416, данные Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом товариществами собственников жилья.
Согласно Правилам N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, приемом и рассмотрением заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.
Способы направления запросов (обращений) указаны в пункте 35 Правил N 416, сроки представления ответов - в пунктах 34, 36, 37 Правил N 416.
В силу пункта 34 Правил, по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме предоставляется:
в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), - любая информация из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 Правил. В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 настоящих Правил, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), и по предусмотренным пунктом 35 настоящих Правил каналам связи;
иная информация - в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 44/ПР от 28.01.2019 утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее - Приказ N 44/ПР).
Согласно подп. "ж" п. 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Между тем, как обоснованно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае в нарушение названных требований приложения к протоколам, в частности письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей не представлены.
Поскольку доказательств представления обществом собственнику помещений МКД, находящегося в управлении общества, приложений к протоколам общих собраний за 2016-2019 годы в установленный приведенными положениями срок в материалы дела не представлено, выводы ГЖИ о нарушении обществом положений Постановления N 416 являются обоснованными.
Доводы подателя жалобы о том, что решение собственников размещаются в ГИС ЖКХ только при проведении общего собрания в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ, размещение приложений к протоколам в ГИС ЖКХ является правом, а не обязанностью управляющей компании, несостоятелен, поскольку оспариваемое предписание не содержит требования к обществу обеспечить раскрытие информации посредством размещения приложения к протоколам общих собраний в ГИС ЖКХ и обязывает общество, по сути, предоставить указанные приложения собственнику помещений, обратившемуся в Управляющую компанию с соответствующим запросом.
Указание в апелляционной жалобе на невозможность исполнения предписания, поскольку истек 3-летний срок хранения документов 2016, 2017 годов, и приложения к протоколам за указанные даты уничтожены, судом апелляционной инстанции рассмотрены.
Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения. Содержание пунктов 546, 547 Перечня сводится к тому, что в процессе своей деятельности управляющая организация должна хранить: протоколы собраний собственников помещений в многоквартирном доме - постоянно; документы (заявления, справки, журналы регистрации заявлений, переписка) по выбору организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, срок хранения - 5 лет. При возникновении споров и разногласий сохраняются до принятия решения по делу.
В связи с чем, ссылка на истечение сроков хранения в любом случае основанием для отказа собственнику в предоставлении приложений к протоколу собрания собственников не является.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения обязанности по хранению указанных документов. В этом случае указанная документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Апеллянтом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.12.2021 по делу N А47-8405/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Газовик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8405/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ГАЗОВИК"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд