г. Красноярск |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А33-22974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" марта 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Дамбарова С.Д., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН 2466213777, ОГРН 1082468046099)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 20 декабря 2021 года по делу N А33-22974/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - истец; АО "КрасЭко") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - ответчик; министерство) о взыскании убытков, связанных с возникновением выпадающих доходов, в связи с применением предельного индекса роста цен за период с 01.04.2021 по 30.06.2021 в размере 2 248 859,18 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство финансов Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 декабря 2021 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указав на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит решение по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением от 8 февраля 2022 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 14.03.2022.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлено.
Акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - АО "КрасЭКо") в период с 07.02.2014 по настоящее время является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячей воды на территории ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
Распоряжением Правительства РФ от 26.10.2017 года N 2353-р был установлен предельный индекс изменения размера, вносимой гражданами, платы за коммунальные услуги в Красноярском крае, равный 3,9 %.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" (далее Закон N 7-2835), в случае если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией на текущий год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона N 7-2835 компенсации части платы граждан за коммунальные услуги представляются исполнителем коммунальных услуг в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг.
В силу ст. 4 Закона N 7-2835, финансовое обеспечение компенсации части платы граждан за коммунальные услуги является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Положением о Министерстве промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2010 N 270-п (п. 3.45) предусмотрено, что к компетенции Министерства относятся полномочия по предоставлению местному бюджету субвенций на исполнение отдельных государственных полномочий в объеме, предусмотренным законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Из материалов дела следует, что между ответчиком и истцом заключено соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов в результате применения льготных тарифов от 09.02.2021 N 503/4, предметом которого является предоставление получателю из краевого бюджета в 2021 году субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций и организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, в результате применения льготных тарифов в целях компенсации выпадающих доходов получателя, возникающих в результате применения льготных тарифов, установленных органом государственного регулирования тарифов Красноярского края (далее - Субсидия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя 382. раздел 05, подраздел 02. целевая статья 0460012920, вид расходов 810 в рамках подпрограммы "Обеспечение доступности платы граждан в условиях развития жилищных отношений" государственной программы.
Согласно пункту 1.3 соглашения субсидия предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю согласно Закону Красноярского края от 10.01.2020 N 10-4538 "О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2021-2022 годов".
17.12.2020 Приказами Министерства тарифной политики Красноярского края N 360-п и 358-п были установлены льготные тарифы на поставляемую тепловую энергию и горячую воду, отпускаемую АО "КрасЭКо", на территории ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
Как указывает истец, в результате применения вышеуказанного нового тарифа для граждан, проживающих на территории ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, произошло увеличение размера платы за коммунальные услуги в период с 01.01.2021 по 31.03.2021, которое превысило предельный допустимый индекс роста размера платы за коммунальные услуги.
Как указывает истец, поскольку между платой, произведенной с учетом предельного индекса роста цен на коммунальные услуги, и платой за фактически поставленный ресурс, возникла разница АО "КрасЭКо" понесло убытки, которые, в соответствии с вышеизложенными положениями законодательства, должны быть возмещены в виде компенсации части платы граждан за коммунальные услуги.
Истец полагает, что сумма компенсации части платы граждан, проживающих на территории ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, за коммунальные услуги, подлежащая взысканию в пользу АО "КрасЭКо", в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещение) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, за период с 01.01.2021 по 31.03.2021 составила 2 248 859,18 руб. (с учетом уточнения).
Ответчик полагает, что истец получил субсидию по льготному тарифу, поэтому он не имеет право получить субсидию, в связи с применением предельного индекса.
Из материалов дела следует, что Министерством тарифной политики Красноярского края было принято решение об установлении истцу льготных тарифов, в связи с чем приняты Приказы N 360-п, 358-п от 17.12.2020, которыми истцу установлены льготные тарифы на 2021 год. Целью установления льготных тарифов являлось недопущение превышения платы граждан предельного индекса роста цен.
Поскольку между платой, произведённой с учётом предельного индекса роста цен на коммунальные услуги, и платой за фактически поставленный ресурс возникла разница, истец понёс убытки в сумме 2 248 859,18 руб. (с учетом уточнения), которые просит взыскать с ответчика.
Подробные расчёты убытков с расшифровкой каждого из применённого в расчёте показателя представлены истцом в материалы дела.
В ходе судебного разбирательства в материалы дела представлены первичные документы, расчеты потребления.
Проверив расчёт истца, ответчик представил контррасчёт суммы понесенных расходов за период с апреля по июнь 2021 года, в соответствии с которым общая сумма компенсации по территории ЗАТО п. Солнечный Красноярского края также составляет 2 248 859, 18 руб.
Истец в своём уточнении, которое было принято в судебном заседании 15.11.2021 указал, что ответчиком был представлен контррасчет заявленных исковых требований истца на сумму 2 248 859,18 рублей, которую истец полагает правильной. Разница между расчетом истца и ответчика сложилась по причине округления истцом копеек до круглой суммы.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу положений статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", убытки, образовавшиеся в результате установленного законодательством в силу мер государственного регулирования ограничения размера платы (предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги), которая применяется для расчетов за коммунальные услуги с населением, подлежат возмещению. При этом субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации такие расходы, является публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Факт предоставления истцом населению коммунальных ресурсов (оказания коммунальных услуг) в спорный период времени по льготным тарифам подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком.
При этом истцу неоднократно отказывалось в выплате компенсации части платы граждан за коммунальные ресурсы (услуги), предоставленные по тарифам ниже их себестоимости (письма от 30.03.2020 N 78-1180/13, от 05.02.2021 N 78-408/13).
На основании данных обстоятельств (в том числе, исходя из установленного факта поставки истцом коммунальных ресурсов населению на территории ЗАТО п. Солнечный Красноярского края с учетом определенного субъектом Российской Федерации ограничения размера платы за коммунальные услуги - предельного индекса), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности АО "КрасЭКо"факта несения убытков при осуществлении регулируемой деятельности и о наличии у Красноярского края в лице Минпрома обязанности компенсировать недополученные доходы АО "КрасЭКо".
Расчет убытков (недополученных доходов) проверен судом апелляционной инстанции, признан верным и подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами. В материалы дела истцом представлен в материалы дела реестр жилых домов ЗАТО п. Солнечный, подтверждающий площадь жилых помещений и количество проживающих в фактическом расчете средств субсидий на компенсацию части платы граждан за коммунальную услугу за апрель-июнь 2021 года.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств, представленных в подтверждение размера недополученных доходов, судом первой инстанции не допущено.
Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не может являться основанием для отмены решения.
Довод заявителя о том, что организация, которая получила субсидию по льготному тарифу, не имеет права на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением предельного индекса, отклоняется судебной коллегией.
Сам по себе факт получения истцом средств субсидии в качестве компенсации части выпадающих доходов не может служить основанием для лишения истца права на получение соответствующей компенсации в размере, полностью покрывающем возникшие убытки, определяемые как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 декабря 2021 года по делу N А33-22974/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22974/2021
Истец: АО "КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство финансов Красноярского края