г. Москва |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А40-40140/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.03.2022 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей А.М. Елоева, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Б. Ногеровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 ноября 2021 года по делу N А40-40140/2021, принятое судьей Рыбиным Д.С.
по иску ООО "УК "Буревестник" к ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Юбицкая Т.А. по доверенности от 14.01.2022,
от ответчиков: от ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России - не явился, извещен,
от Минобороны России: Мамонтов М.В. по доверенности от 25.02.2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "УК "Буревестник" обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании с ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке с собственника имущества Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженности в размере 557 915 руб. 36 коп. (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 17 ноября 2021 г. суд удовлетворил иск в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что ответчик Минобороны РФ осуществляет полномочия собственника в отношении нераспределенных жилых помещений, а ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации является правообладателем спорных помещений на праве оперативного управления, в связи с чем являются надлежащими ответчиками по делу.
ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на то, что договор между истцом и ответчиком не заключался, финансовое обеспечение заявителя осуществляется за счет средств федерального бюджета, которым не предусмотрена оплата коммунальных услуг за незаселенный жилой фонд Министерства обороны Российской Федерации.
На данное решение суда подана также апелляционная жалоба Министерства обороны Российской Федерации, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на то, что Минобороны России неправомерно привлечено к субсидиарной ответственности при отсутствии доказательств недостаточности денежных средств у казенного учреждения; выводы суда о незаселенности квартир являются неправомерными.
Истец представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие ответчика - ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 156, 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей явившихся сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в части в связи с отказом от части иска.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Буревестник" является управляющей организацией в многоквартирных домах (далее - МКД) по следующим адресам: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Приветнинское п/ст, ул. Военных строителей, д. 1, 3, 5, 7, 9 (Протокол N 2 от 19.08.2020 по извещению N 170720/14534299/01); Ленинградская обл., Выборгский рн, п. Каменка, ул. Мира, д. 66, 68, 70, 72 (Протокол N 2 от 19.08.2020 по извещению N 170720/14534299/01); Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Каменка, ул. Гвардейская, д. 65, 67, 69, 71, 75, 77, 79 (Протокол N 2 от 10.04.2020 по извещению N 040320/14534299/01, Протокол N 2 от 19.08.2020 по извещению N 170720/14534299/01); Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Каменка, ул. Воинов Танкистов, д. 80, 81, 83, (Протокол N 2 от 19.08.2020 по извещению N 170720/14534299/01); Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Каменка, ул. Александра Волкова, д. 14, 15 (Протокол N 2 от 10.04.2020 по извещению N 040320/14534299/01); Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Каменка, ул. Красносельская, д. 17, 22 (Протокол N 2 от 10.04.2020 по извещению N 040320/14534299/01); Ленинградская обл., Приозерский р-н, п. Саперное, ул. Типанова 3-я, д.8 (Постановление от 01.06.2020 N 148); Ленинградская обл., Приозерский р-н, п. Саперное, ул. Типанова, д. 18 (Постановление от 01.06.2020 N 148); Ленинградская обл., Приозерский р-н, п. Саперное, ул. Школьная, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 18,20 (Постановление от 01.06.2020 N 148); Новгородская обл., Окуловский р-н, п. Котово, ул. Больничная, д.5 (Постановление от 24.07.2020 N871); Новгородская обл., Окуловский р-н, п. Котово, ул. Кирова, д. 4, 5, 6, 7, 9, 11 (Постановление от 24.07.2020 N871); Новгородская обл., Окуловский р-н, п. Котово, ул. Ленина, д. 2, 3 (Постановление от 24.07.2020 N871); Новгородская обл., Окуловский р-н, п. Котово, ул. Набережная, д. 28, (Постановление от 24.07.2020 N 871); Новгородская обл., Окуловский р-н, п. Котово, ул. Спортивная, д. 2, 5, 6 (Постановление от 24.07.2020 N871).
Собственником указанных квартир является Российская Федерация, на праве оперативного управления помещения закреплены за ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Исковые требования мотивированы тем, что оплата коммунальных услуг не производилась.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу статей 244, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, использующее помещения в многоквартирных домах на праве оперативного управления, обязано нести расходы по содержанию имущества. Собственник передает имущество учреждению для осуществления управления этим имуществом в своих интересах, то есть указанные права учреждения есть средство удовлетворения интересов другого лица, а значит, и его обязанность.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статей 120, 210 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, установил, что оплата коммунальных услуг по указанным объектам, принадлежащим Российской Федерации и находящихся на праве оперативного управления у ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, не производилась, с учетом положений статьей 210, 244, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 37, 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011, пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997, пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", пришел к выводу о том, что у ответчиков образовалась задолженность перед истцом.
Истец, согласившись с правовой позицией ответчика о заселенности жилых помещений, заявил ходатайство об отказе от иска в части взыскания долга в размере 52 702 руб. 42 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Учитывая, что отказ ООО "УК "Буревестник" от иска в части взыскания долга в сумме 52 702 руб. 42 коп. не противоречит закону и не нарушает права других лиц, апелляционный суд принимает отказ ООО "УК "Буревестник" от иска в данной части.
Таким образом, производство по делу в указанной части подлежит прекращению в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению.
Исходя из пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В пункте 14 Правил определено, что управляющая организация может приступить к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пп. "б" пункта 17 Правил, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в п. 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п. 14 или 15 Правил.
Таким образом, заключение с управляющей компанией договора управления многоквартирным домом не влияет на обязанность потребителя/собственника жилого помещения оплачивать потребленные коммунальные услуги и принимать участие в несении общедомовых расходов.
Отсутствие лимитов бюджетных средств не является основанием для освобождения ответчиков от оплаты фактически оказанных коммунальных услуг.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при недостаточности у казенного учреждения денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения. При этом в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени Российской Федерации главный распорядитель средств соответствующего бюджета (пункты 1, 3, 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В данном случае суд первой инстанции верно пришел к вводу, что при недостаточности у ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник имущества, а именно Министерство обороны Российской Федерации.
В этой связи не имеет правового значения довод жалобы Минобороны России о том, что отсутствуют сведения о недостаточности денежных средств у ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене в части в связи с отказом от части иска, а в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 49, 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ от иска о взыскании долга в сумме 52 702 руб. 42 коп.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2021 по делу N А40-40140/2021 отменить.
Прекратить производство по делу по иску в указанной части.
Взыскать с ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке с собственника имущества Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу ООО "УК "Буревестник" долг в размере 505 212 руб. 94 коп. и в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 12 821 руб.
Возвратить ООО "УК "Буревестник" из федерального бюджета 1 411 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 24.02.2021 N 75 за подачу иска.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40140/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "БУРЕВЕСТНИК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ