г. Тула |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А23-6939/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.03.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазницей Е.С., при участии представителя заинтересованного лица - государственной жилищной инспекции Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404619, ИНН 4027064312) - Лихачевой Г.О. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 21" (г. Калуга, ОГРН 1054004000885, ИНН 4028033003), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 21" на решение Арбитражного суда Калужской области от 10.12.2021 по делу N А23-6939/2021 (судья Сахарова Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 21" к государственной жилищной инспекции Калужской области о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 21" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Калужской области (далее -инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 08.07.2021 N 943.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 10.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что отсутствие решения общего собрания собственников помещений не является основанием для неисполнения предписания от 08.07.2021 N 943. Считает, что собственники помещений, произведя оплату дополнительных начислений за выполненные работы, согласовали законность выполнения данных работ и начисления дополнительных платежей.
От инспекции в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество на основании лицензии N 35, выданной инспекцией 16.04.2015, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Между собственниками помещений многоквартирного дома N 39 по ул. Тельмана в г. Калуге и обществом 30.12.2007 подписан договор N 02-21/45-08 управления многоквартирным домом (далее - договор управления).
На рассмотрение в инспекцию 22.06.2021 поступили обращения граждан (вх. N К-5825-21, Ш-5840-21, П-5843-21 и Г-5831-21), проживающих по вышеуказанному адресу, по вопросу незаконного выставления дополнительной платы по статье "текущий ремонт" в квитанции за май 2021 года.
С целью проверки данных обращений заместителем начальника инспекции издан приказ от 23.06.2021 N 943 о проведении в отношении общества в период с 30.06.2021 по 08.07.2021 внеплановой документарной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, пунктом 11 которого установлено проведение проверки правовых оснований по начислению корректировки (дополнительной платы) по статье "текущий ремонт" в квитанции за май 2021 года.
Инспекция уведомлением от 23.06.2021 N 943, полученным обществом 24.06.2021, информировала общество о проведении мероприятий по контролю по вопросу незаконного выставления платы за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном дома N 39 по ул. Тельмана в г. Калуге.
Главным специалистом инспекции проведена проверка и составлен акт от 08.07.2021 N 943, из которого следует, что по результатам выездной проверки, ранее проведенной на основании обращения жителя дома, выявлено нарушение обществом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а именно: в подъезде N 3 на лестничной клетке с 1 по 5 этажи имеется локальное отслоение окрасочного и штукатурного слоя. В связи с этим обществу выдано предписание от 27.01.2021 N 34 со сроком исполнения 25.05.2021. На основании этого обществом собственникам 30.03.2021 было направлено предложение о проведении текущего ремонта общего имущества, в том числе ремонта лестничных клеток подъезда N 3. Между тем общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не проводилось, решение об источниках финансирования ремонтных работ не принималось.
Однако обществом во исполнение предписания был выполнен косметический ремонт подъезда N 3, но ввиду отсутствия средств на счете многоквартирного дома общество провело данные виды работ за счет дополнительной оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме исходя из стоимости работ и площади помещений. Единовременный платеж был включен в квитанции за май месяц 2021 года по статье "текущий ремонт".
Между тем поскольку действующим законодательством не предусмотрено право управляющей организации самостоятельно, без решения собственников, изменять размер платы за содержание и ремонт жилья, управлением обществу выдано предписание от 08.07.2021 N 943.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание административного органа как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно содержать конкретные выявленные нарушения обязательных требований и норм законодательства, с указанием конкретных норм права, которые были нарушены, указание сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретными.
На основании пункта 1.1 Положений о государственной жилищной инспекции Калужской области, утвержденных постановлением Правительства Калужской области от 12.04.2004 N 104 (в редакции, действующей до 22.10.2021) (далее - Положение N 104), инспекция является органом исполнительной власти Калужской области, осуществляет региональный государственный жилищный надзор на территории Калужской области.
Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор, в том числе, посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (пункт 3.1 Положения N 104).
Согласно пункту 3.13 Положения N 104 инспекция осуществляет лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными домами.
Предметом проводимых проверок является, в том числе и соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 3.3.1 Положения N 104).
Из подпункта 3 пункта 4 Положения N 104 следует, что инспекция вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 1 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая управляющей организацией подлежит лицензированию.
Подпунктами "а" - "г" пункта 3 Положения N 1110 установлены лицензионные требования к лицензиату, а именно: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Предписание, как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. Требования, изложенные в предписании, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 названной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ и пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме и может быть изменен также по решению собрания собственников помещений.
Выставление собственникам помещений дома платежных документов с измененным размером платы в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о ее изменении противоречит требованиям части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ и пункта 31 Правил N 491.
Соглашаясь с мнением инспекции о том, что увеличение платы может быть осуществлено только путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников многоквартирного дома, суд первой инстанции справедливо указал на то, что в рассматриваемом случае такое решение собственниками не принималось.
Следовательно, действия общества по установлению размера платы за текущий ремонт (платы за услугу по ремонту общего имущества) в отсутствие соответствующего решения собственников помещений противоречит требованиям закона и нарушает права потребителей.
В связи с этим судом справедливо обращено внимание на то, что процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется положениями жилищного законодательства, которое не предусматривает каких-либо исключений в части, касающейся одностороннего изменения управляющей организацией указанной платы, а равно не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, на одностороннее изменение размера платы за содержание жилого помещения.
Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определен статьей 36 ЖК РФ, а также пунктами 1 - 9 раздела 1 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 3 Правил N 416 управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением N 290.
В силу пункта 11 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, относится проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Согласно пунктам 3.2.8 и 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27 высказал позицию, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
В связи с этим установление размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и не может быть изменен в управляющей организацией в одностороннем порядке.
В рассматриваемом случае услуга по текущему ремонту общего имущества является жилищной услугой, а не дополнительной, поскольку оказание такой услуги прямо предусмотрено жилищным законодательством и направлено на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и благоприятные условия проживания собственников помещений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что утверждение общества о том, что произведенная большим количеством собственников помещений в многоквартирном доме оплата начисленной суммы свидетельствует о согласии собственников помещений на выставление данной платы, основано на ошибочном толковании норм действующего законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела.
С учетом сказанного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества.
Апелляционная жалоба общества полностью дублирует его правовую позицию, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, а сводится к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 10.12.2021 по делу N А23-6939/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-6939/2021
Истец: ООО Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N21
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Калужской области