г. Москва |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А40-182489/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей: |
И.В. Бекетовой, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2021 по делу N А40-182489/21
по заявлению ПАО "МОЭК" (ОГРН: 1047796974092, ИНН: 7720518494) к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Шкиренков А.Е. по доверенности от 10.02.2022, |
от ответчика: |
Мацота Н.Э. по доверенности от 17.01.2022, |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 29.07.2021 N MFC-0558/2021-685914-1.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18.11.2021 требование заявителя удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявитель считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Департамент городского имущества г.Москвы в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке части 5 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Департамента городского имущества города Москвы.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества и Управления, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения суда по следующим мотивам.
Согласно материалам дела ранее нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, 3-й Павелецкий пр-д, д. 11а, с кадастровым N 77:05:0001002:3834 (далее - помещение), находилось на балансе ГУП "Мосгортепло", которое прекратило свою деятельность в связи с приватизацией и преобразованием в ОАО "Мосгортепло".
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 26.12.2006 N 2753-РП и распоряжением Департамента имущества города Москвы от 27.12.2006 N 4092-р ОАО "Мосгортепло" как правопреемник ГУП "Мосгортепло" стало собственником имущества, включенного в передаточный акт с момента государственной регистрации ОАО "Мосгортепло" в Едином государственном реестре юридических лиц.
ОАО "Мосгортепло" прекратило свою деятельность 04.05.2010 в связи с реорганизацией в форме присоединения к Обществу, что подтверждается сведениями о внесении записи в ЕГРЮЛ.
Право собственности ОАО "Мосгортепло" на нежилое здание зарегистрировано не было.
20.04.2021 Общество обратилось в адрес Управления с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение.
Общество приложило к заявлению документы в объеме, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации): передаточные акты 2007 и 2010 годов, подтверждающие передачу здания от города Москвы в ОАО "Мосгортепло" и от ОАО "Мосгортепло" в ОАО "МОЭК" с техническими характеристиками, позволяющими достоверно идентифицировать нежилое здание.
Документы были представлены Обществом в адрес Управления по описи.
Решением от 29.04.2021 N MFC-0558/2021-685914-1 Управление приостановило государственную регистрацию права собственности Общества на нежилое здание.
Приостановление Управлением государственной регистрации права собственности на нежилое здание объясняется отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированном праве собственности ОАО "Мосгортепло" на нежилое помещение.
Решением Управления Росреестра по Москве, выраженным в сообщении от 29.07.2021 N MFC-0558/2021-685914-1 ПАО "МОЭК", было отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на помещение на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в связи с не устранением причин приостановления процедуры регистрации.
Не согласившись с указанным решением, ПАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его оспаривании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Из данной нормы права следует, что законом может быть установлен иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на имущество.
В абзаце 2 статьи 217 ГК РФ установлено, что при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном статьей 11 данного Федерального закона, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц) реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Из изложенного следует, что право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица. Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после завершения реорганизации.
Если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Право собственности возникнет с момента завершения реорганизации, а не с момента регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22) разъяснено, что для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица (абзацы 2 и 3 п. 2, п. 4 ст. 218 ГК РФ) установлен иной момент возникновения права.
Если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (ст.16 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после завершения реорганизации.
В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В абзаце 5 пункта 11 Постановления Пленумов N 10/22 разъясняется, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Следовательно, с момента реорганизации ГУП "Мосгортепло" в форме преобразования в ОАО "Мосгортепло" последнее стало собственником недвижимого имущества, вошедшего в передаточный акт вне зависимости от государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости.
Доказательством права собственности ОАО "Мосгортепло" на имущество является передаточный акт.
Из положений статьи 14 Закона о регистрации следует, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с указанным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, с учетом изложенных положений законов и постановлений пленумов, в адрес Управления были представлены все надлежащие доказательства права собственности ОАО "Мосгортепло" и ПАО "МОЭК" на нежилое помещение, перешедшее в порядке универсального правопреемства, то правовые основания для отказа в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности общества на нежилое здание отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах истребование Управлением у Общества иных документов противоречит положениям пункта 5 статьи 18 Закона о регистрации, пункта 2 статьи 218 ГК РФ, статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункта 11 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22, Постановления от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2021 по делу N А40-182489/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182489/2021
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ