г. Чита |
|
16 марта 2022 г. |
дело N А58-4224/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2021 года по делу N А58-4224/2021 по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401067995, ИНН 1435027592) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1111435009850, ИНН 1435245343) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402194646, ИНН 1435155080) о признании незаконным регистрационных действий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записей о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания":
от 03.06.2021 N 14:36:102048:671-14/115/2021-62 в отношении грузопассажирского причала по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Новопортовская, д. 1/1, с кадастровым номером 14:36:102048:671,
от 03.06.2021 N 14:36:103017:174-14/115/2021-62 в отношении ряжевого грузового причала по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Новопортовская, д. 1/1, с кадастровым номером 14:36:103017:174,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" (ОГРН 1151448000087, ИНН 1429006530) и общество с ограниченной ответственностью "Речной порт "Якутск" (ОГРН 1021401050945, ИНН 1435130166),
при участии в судебном заседании:
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее также - Минимущество или Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 15.06.2021 N 04/и-06-5485 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Саха (Якутия) (далее - Управление или Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия)) о признании незаконным регистрационных действий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записей о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания":
от 03.06.2021 N 14:36:102048:671-14/115/2021-62 в отношении грузопассажирского причала по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Новопортовская, д. 1/1, с кадастровым номером 14:36:102048:671,
от 03.06.2021 N 14:36:103017:174-14/115/2021-62 в отношении ряжевого грузового причала по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Новопортовская, д. 1/1, с кадастровым номером 14:36:103017:174,
в рамках устранения нарушения законных интересов Республики Саха (Якутия) просил аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости записи, указанные в пункте 1 просительной части настоящего заявления.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" (далее - ГУП "Арктическая транспортная компания").
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Речной порт "Якутск" (далее - ООО "Речной порт "Якутск").
В порядке части 4 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в процессе в качестве созаявителя по заявлению от 01.11.2021 N 15/02/12830 привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2021 года в удовлетворении требований Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) отказано.
В удовлетворении требований Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) обжаловали его в апелляционном порядке. Заявители апелляционных жалоб ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобах.
Минимущество полагает, что распоряжение от 07.09.2018 N Г-1322 о закреплении спорных причалов на праве хозяйственного ведения за ГУП "Арктическая транспортная компания" не может и не могло являться основанием для возникновения у предприятия вещного права на указанные причалы, как следствие, не могло являться основанием для государственной регистрации в ЕГРН права хозяйственного ведения предприятия в отношении спорных причалов.
Минимущество отмечает, что им в полном объеме приведены правовые основания совершения Росреестром действий, не отвечающих требованиям закона, а именно: в ЕГРН внесены записи о государственной регистрации права хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" от 03.06.2021 N 14:36:102048:671-14/115/2021-62, N 14:36:103017:174-14/115/2021-62 в отношении спорных причалов на основании ничтожной сделки.
Уведомления Росреестра по приостановлению действий от 25.03.2021 и 26.03.2021 не требовали оспаривания, обстоятельства, послужившие основание для приостановления были устранены Минимуществом.
Минимущество считает, что заявление о регистрации прав, поданное конкурсным управляющим, было рассмотрено преимущественно по отношению к заявлению Минимущества.
Кроме того, речной порт расположен на землях, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), предназначенных для эксплуатации объектов внутреннего водного транспорта, которые в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) в своей апелляционной жалобе отмечает, что в действиях конкурсного управляющего, направленных на возникновение у предприятия права хозяйственного ведения на причалы, имаются признаки сделки, совершенной лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, то есть признаки мнимой сделки.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) возражает относительно доводов апелляционных жалоб, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Конкурсный управляющий ГУП "Арктическая транспортная компания" выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
В письменных возражениях на отзыв Минимущество выражает несогласие с доводами, изложенными в указанных отзывах.
Определением суда от 12 января 2021 года, вынесенным в составе председательствующего Сидоренко В.А., судей Басаева Д.В. и Ломако Н.В. судебное разбирательство отложено на 10 часов 30 минут 09 марта 2022 года.
Ввиду нахождения судьи Басаева Д.В. в отпуске определением исполняющего обязанности председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2022 года судья Басаев Д.В. заменен на судью Никифорюк Е.О., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) заявлены ходатайства об отложении судебного разбирательства, для целей назначения судебного заседания на дату, позволяющую его проведение либо путем использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), либо путем онлайн-заседания.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Из приведенных норм процессуального права следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству стороны является правом, а не обязанностью арбитражного суда. При этом удовлетворение такого ходатайство возможно только при наличии уважительных причин.
Рассмотрев в соответствии со статьями 158, 159, 184 и 266 АПК РФ данные ходатайства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отложения судебного разбирательства и отказал в удовлетворении заявленного ходатайства.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчётами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству и определения об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При этом Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, возражения на отзывы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Министерство в силу пунктов 3.4, 4.7 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.05.2011 N 226 управляет и распоряжается в установленном порядке, находящимся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) земельными участками и осуществляет регулирование земельных отношений на территории Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции, а также вправе обращаться в суд с исками и заявлениями в защиту имущественных прав и иных прав и законных интересов Республики Саха (Якутия).
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в сфере гражданской авиации, морского, речного, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), согласно пунктам 2.1 и 2.5 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.06.2021 N 205, основными задачами Министерства являются: разработка и реализация государственной политики, направленной на создание и транспортной системы, обеспечивающей развитие производства, перемещение товаров, мобильность населения и трудовых ресурсов, а также обеспечение предоставления доступных и качественных транспортных услуг при перевозках морскими и внутренними водными путями, по автомобильным и железным дорогам, в воздушном пространстве.
На основании договора безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Саха (Якутия) от 24.05.2013 N 13-018, а также акта приема-передачи государственного имущества от 24.05.2013, грузопассажирский причал, расположенный по адресу: Республики Саха (Якутия) город Якутск, улица Новопортовская, дом 1/1, с кадастровым номером 14:36:102048:671; ряжевый грузовой причал, расположенный по адресу: Республики Саха (Якутия), город Якутск, улица Новопортовская, дом 1/1, с кадастровым номером 14:36:103017:174 (далее - причалы) с 24.05.2013 находятся в безвозмездном пользовании у ООО "Речной порт "Якутск", осуществляющего деятельность с использованием причалов, отнесенных к портам общего пользования, на основании лицензии, для целей использования по прямому назначению.
14.02.2015 распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 14.01.2015 N 10-РГ "О создании казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" было создано путем учреждения казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания".
22.08.2016 распоряжением Министерства N Р-1614 "О прекращении права оперативного управления Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" и закреплении на праве оперативного управления за казенным предприятием "Арктическая транспортная компания" государственного имущества Республики Саха (Якутия) за казенным предприятием Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" на праве оперативного управления закреплены причалы.
Право оперативного управления Казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" на данные причалы было зарегистрировано в ЕГРН от 06.12.2016 N 14-14/001-14/001/015/2016-149/1, от 30.12.2016 N 14-14/001-14/001/015/2016-151/1.
31.03.2018 распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 31.03.2018 N 293-РГ "Об изменении вида казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" и внесении изменений в распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 292-РП "О некоторых вопросах назначения и освобождения от должности руководителей организаций, учредителем или акционером которых является Республики Саха (Якутия)" был изменен вид казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" на ГУП Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания".
07.09.2018 распоряжением Министерства от 07.09.2018 N 1322 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за ГУП "Арктическая транспортная компания государственного имущества Республики Саха (Якутия)" вышеуказанные причалы с кадастровым номерами 14:36:102048:671, 14:36:103017:174 закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания".
В силу пункта 2 статьи 8, статьи 131, пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно подпункту 2.1 пункта 2 распоряжения Министерства от 07.09.2018 N Р-1322 предприятию было поручено обеспечить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на указанные причалы с кадастровыми номерами 14:36:102048:671, 14:36:103017:174.
Предприятием регистрация права хозяйственного ведения в отношении спорных причалов не была осуществлена.
24.09.2019 распоряжением Министерства N 1658 за ГУП "Арктическая транспортная компания" на праве хозяйственного ведения закреплен грузовой причал, право на которое не возникло ввиду отсутствия его регистрации.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.02.2021 по делу N А58-4950/2020 ГУП "Арктическая транспортная компания" признано несостоятельным (банкротом) в отношении должника открыто конкурсное производство.
Исполняющим обязанности конкурсного управляющего должника утвержден член Ассоциации "Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих" Новиков Максим Владимирович (далее - конкурсный управляющий).
15.03.2021 с учетом отсутствия у предприятия зарегистрированного права хозяйственного ведения на причалы с кадастровыми номерами 14:36:102048:671, 14:36:103017:174 Министерством было принято распоряжение N Р-514 "О прекращении прав оперативного управления на имущество Казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания и закреплении государственного имущества Республики Саха (Якутия) на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)", которым было прекращено право оперативного управления казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" на указанные причалы.
18.03.2021 Министерством в Управление представлены заявления и документы на государственную регистрацию прекращения права оперативного управления казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" на причалы с кадастровыми номерами 14:36:102048:671, 14:36:103017:174.
25.03.2021 и 26.03.2021 по заявлению заявителя государственная регистрация была приостановлена в соответствии с пунктом 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации в связи с тем, что на данные объекты в ЕГРН были зарегистрированы запреты на осуществление регистрационных действий в отношении ГУП "Арктическая транспортная компания" на основании:
постановления Якутского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Саха (Якутия) о запрете на совершение действий по регистрации N 131917247/1437 от 03.04.2019;
постановления Якутского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Саха (Якутия) от 10.04.2018 N 108982129/1437.
Заявителем приняты меры по снятию указанных ограничений, в частности заявителем направлен запрос в адрес Якутского ГОСП УФССП по Республики Саха (Якутия), после чего сопроводительным письмом Якутским ГОСП УФССП по Республики Саха (Якутия) от 18.04.2021 N 14037/21/7111475 в адрес Управления направлено постановление об отмене мер о запрете регистрационных действий в отношении имущества, в отношении предприятия по указанным выше запретам.
В связи с запретами государственным регистратором направлены запросы об актуальности ограничений в УФССП по Республики Саха (Якутия). До 22.04.2021 ответ на запросы не поступили, запреты сняты не были.
22.04.2021 конкурсный управляющий представил в Управление заявления и документы на государственную регистрацию права хозяйственного ведения на причалы с кадастровыми номерами 14:36:102048:671, 14:36:103017:174 с приложением решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.02.2021 о признании ГУП "Арктическая транспортная компания" банкротом и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства.
04.05.2021 государственная регистрация по данным заявлениям была приостановлена на основании пункта 11, пункта 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации:
ранее представлены документы на государственную регистрацию права иного лица на этот же объект недвижимости или сделки с ним, ограничения права либо обременения объекта недвижимости и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе государственной регистрации не принято;
на данные объекты в ЕГРН были зарегистрированы запреты на осуществление регистрационных действий.
Дополнительно были представлены:
12.05.2021 постановление судебного пристава-исполнителя о снятии запрета от 16.03.2021;
28.05.2021 надлежаще заверенная копия определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) об утверждении конкурсного производства от 15.03.2021;
03.06.2021 надлежаще заверенная копия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
03.06.2021 государственная регистрация по заявлению заявителя от 18.03.2021 была приостановлена в соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 26 Закона о регистрации в связи с тем, что:
лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В связи с устранением причин, препятствующих осуществлению регистрации, 03.06.2021 Управлением в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации прекращения права оперативного управления Казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания", а также внесена запись о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП "Арктическая транспортная компания":
- от 03.06.2021 N 14:36:102048:671-14/115/2021-62 в отношении грузопассажирского причала, расположенного по адресу: Республики Саха (Якутия) город Якутск, улица Новопортовская, дом 1/1, с кадастровым номером 14:36:102048:671;
- от 03.06.2021 N 14:36:103017:174-14/115/2021-62 в отношении ряжевого грузового причала, расположенного по адресу: Республики Саха (Якутия), город Якутск, улица Новопортовская, дом 1/1, с кадастровым номером 14:36:103017:174.
06.09.2021 в государственной регистрации прав по заявлению заявителя было отказано в связи с неустранением причин, послуживших основаниями для приостановления регистрации прав.
Указанный отказ в установленном порядке не оспорен.
Не согласившись с действиями Управления по внесению в ЕГРН записей о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП "Арктическая транспортная компания" на указанные причалы незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Министерств могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых регистрационных действий закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов Министерств этими регистрационными действиями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого решения правильным, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 стать 9 АПК РФ).
Заявитель, ссылаясь на подпункт 1 пункта 1 статьи 8, пункт 2 статьи 8, статьи 131, 153, пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указывает на то, что действия конкурсного управляющего предприятия, направленные на установление права предприятия в отношении указанных причалов путем регистрации права хозяйственного ведения на них, следует квалифицировать как сделку, совершенную лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, то есть признаки мнимой сделки (часть 1 статьи 170 ГК РФ).
ООО "Речной порт "Якутск" полагает, что прекращение права оперативного управления не является отчуждением имущества должника, поскольку в соответствии со статьей 266 ГК РФ это имущество не было в собственности ГУП Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания", оно не обладало в отношении имущества правом владения и распоряжения без согласия собственника - Министерства.
07.09.2018 распоряжением Министерства от 07.09.2018 N 1322 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за ГУП "Арктическая транспортная компания государственного имущества Республики Саха (Якутия)" вышеуказанные причалы с кадастровым номерами 14:36:102048:671, 14:36:103017:174 закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания".
Указанное распоряжение не отменено, не оспорено, недействительным не признано.
Конкурсный управляющий в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на основании представленных в Управление документов обязан был обратиться за государственной регистрацией имущества предприятия.
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции полагает, что не приведены правовые основания для несовершения конкурсным управляющим своих обязанностей по обращению с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорные причалы.
Таким образом, судами не установлено, что действия конкурсного управляющего предприятия, направленные на возникновение у предприятия права на причалы путем подачи заявления с целью внесения в ЕГРН записи о государственной регистрации права хозяйственного ведения на причалы отвечает признакам мнимой сделки, предусмотренной пунктом 1 статьи 170 ГК РФ.
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что довод Министерства о том, что Управлением совершены действия, не отвечающие требованиям закона, а именно, в ЕГРН внесены записи о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" от 03.06.2021 в отношении причалов на основании ничтожной сделки является необоснованным.
Согласно статье 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты открытия конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Конкурсное производство в отношении ГУП "Арктическая транспортная компания" открыто согласно решению суда 15.02.2021.
При этом, как отметил суд первой инстанции, несмотря на положения статьи 126 Закона о банкротстве, Министерство приняло распоряжение от 15.03.2021 N Р-514 "О прекращении прав оперативного управления на имущество Казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания и закреплении государственного имущества Республики Саха (Якутия) на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с тем. Что заявителем не приведены правовые основания совершения Управлением незаконных действий по государственной регистрации в силу Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Следовательно, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции находит необоснованным довод заявителя о том, что при наличии заявления Министерства от 18.03.2021 и заявления конкурсного управляющего от 22.04.2021, постановления Якутского ГОСП УФССП по Республики Саха (Якутия) об отмене мер о запрете регистрационных действий, заявление заявителя подлежало рассмотрению ранее, чем заявление конкурсного управляющего и предполагало выдачу решения, которым завершается рассмотрение заявления (регистрация либо отказ).
Заявление заявителя о государственной регистрации подано в Управление 18.03.2021, о приостановлении действий по государственной регистрации сообщено уведомлениями Управления от 25.03.2021 и от 26.03.2021, отказано в государственной регистрации уведомлением от 06.09.2021 с неустранением причин, послуживших основаниями для приостановления регистрации прав.
Указанные уведомления Управления от 25.03.2021, от 26.03.2021, 06.09.2021 никем не оспорены, не признаны недействительными.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно не принят довод о преимущественном рассмотрении заявления о регистрации прав по отношению к заявлению Министерства.
Довод о последующем отчуждении в рамках торгов в деле о банкротстве не является основанием для признания действий по совершенной государственной регистрации незаконными.
Государственная регистрация права хозяйственного ведения за ГУП "Арктическая транспортная компания" совершена в соответствии со статьями 26, 27, 29 Федерального закона от 13.07.2021 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственным регистратором не установлены признаки мнимой сделки или иные причины, препятствующие регистрации прав.
Судом апелляционной инстанции, равно как и судом первой инстанции не установлено несоответствие оспариваемых действий Управления действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что в удовлетворении требований следовало отказать.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2021 года по делу N А58-4224/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4224/2021
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: ГУП Республики Саха Якутия "Арктическая транспортная компания", ООО Речной порт "Якутск"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6930/2021
22.07.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2109/2022
16.03.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6930/2021
19.11.2021 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4224/2021