г. Чита |
|
16 марта 2022 г. |
дело N А19-16405/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А19-16405/2021 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска (ОГРН: 1043801767338, ИНН: 3812080809; 664039, Иркутская область, Иркутск город, 4-я Железнодорожная улица, 44) к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Кузнецову Илье Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (ОГРН 1043801066781, ИНН 3811085917; 664047, г. Иркутск, ул. Партизанская, 79) о признании незаконным требования, предупреждения судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства от 14.07.2021 N 12985/21/38052- ИП,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска (далее - заявитель, ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска или Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Кузнецову Илье Сергеевичу о признании незаконными требование и предупреждение, вынесенные в рамках исполнительного производства от 14.07.2021 N 12985/21/38052-ИП.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2021 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2022 года на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, известив лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области привлечено к участию в деле в качестве органа, требование и предупреждение от 14.07.2021 N 12985/21/38052-ИП которого оспариваются.
Ввиду нахождения судьи Басаева Д.В. в отпуске определением исполняющего обязанности председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2022 года судья Басаев Д.В. заменен на судью Никифорюк Е.О.
О месте и времени рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству и определения о переходе к рассмотрению дела N А19-16405/2021 по правилам, для рассмотрения дела в суде первой инстанции и назначении судебного заседания, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, изложенные в заявлении ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска Учреждения и изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-13144/2021 выдан исполнительный лист N ФС 036484142 от 05 июля 2021 года.
14 июля 2021 года указанный исполнительный лист поступил в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера.
Предметом исполнения обеспечительных мер является приостановление действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска от 11.12.2020 N 02-06/4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании исполнительного документа серии ФС 036484142 постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по ИО Марковым А.В. от 14.07.2021 в отношении Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска возбуждено исполнительное производство N 12985/21/38052-ИП. Требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению, - в течение суток с момента получения должником копии постановления.
25 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Кузнецовым И.С. в ходе совершения исполнительных действий по исполнительному производству вынесено постановление о приостановлении действия решения, согласно которому действие решения Инспекции от 11.12.2020 N 02-06/4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, проведенной в отношении ООО "ПСМ-Иркутск" приостановлено.
Также судебным приставом-исполнителем были составлены предупреждение и требование от 27.07.2021, в котором судебный пристав-исполнитель требует у руководителя ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска в трех дневной срок со дня получения требования возвратить судебному приставу-исполнителю подписанный экземпляр предупреждения об уголовной ответственности по статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации с проставлением даты ознакомления, подписи, расшифровки подписи.
Полагая, что требование, предупреждение судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства от 14.07.2021 N 12985/21/38052-ИП, не соответствует закону и нарушает права, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Заинтересованное лицо на основании части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Статья 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) устанавливает, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Статьей 2 Закона об исполнительном производстве установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно положениям статьи Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 12.07.2007 г. N 10-П, по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, исполнение судебного решения следует рассматривать как элемент судебной защиты, что требует от государства в лице законодателя принятия необходимых мер по обеспечению его реализации.
В силу статьи 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закон об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей, которые в рамках исполнительного производства совершают исполнительные действия.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом- исполнителем действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закон об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39- ФЗ "О рынке ценных бумаг", и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с частью 14 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства, в том числе, по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению.
В рассматриваемом случае исполнительное производство возбуждено на основании вынесенного Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-13144/2021 определения от 05.07.2021 о принятии обеспечительных мер, которое подлежит немедленному исполнению.
В указанном определении о принятии обеспечительных мер и выданном на его основании исполнительном листе указано: "приостановить действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска от 11.12.2020 N 02-06/4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска в данном случае является стороной по делу, которой непосредственно указано на приостановление действия решения от 11.12.2020 N 02-06/4.
Довод об извещении 22.07.2021 Инспекцией судебного пристава-исполнителя о том, что ООО "ПСМ-Иркутск" на дату вынесения Арбитражным судом Иркутской области определения от 05.07.2021 о принятии обеспечительных мер и выдачи исполнительного листа состоит на налоговом учете в МИФНС России N 20 по Иркутской области, в связи с чем именно на этот налоговой орган должна быть возложена обязанность по исполнению указанного определения Арбитражного суда Иркутской области и заявления ходатайства Инспекции о привлечении в дело в качестве соответчика МИФНС N 20 по Иркутской области, а также об изменении способа исполнения определения от 05.07.2021 о принятии обеспечительных мер в части возложения обязанности по исполнению данного определения на МИФНС N 20 по Иркутской области, судом отклоняется, поскольку доказательств принятия арбитражным судом определения об изменении способа исполнения определения от 05.07.2021 о принятии обеспечительных мер в части возложения обязанности по исполнению данного определения на МИФНС N 20 по Иркутской области в материалы дела не представлено.
Учитывая, что определением суда от 05.07.2021 именно на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска была возложена обязанность о приостановлении действия решения от 11.12.2020 N 02-06/4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, то судебный пристав-исполнитель правомерно 14.07.2021 вынес постановление о возбуждении исполнительного производства и возложил обязанность на Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска по исполнению определения суда от 05.07.2021.
В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (часть 18 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Создание и направление судебным приставом-исполнителем предупреждения и требования, в котором судебный пристав-исполнитель требует у руководителя ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска в трех дневной срок со дня получения требования возвратить судебному приставу-исполнителю подписанный экземпляр предупреждения об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ с проставлением даты ознакомления, подписи, расшифровки подписи, помимо постановления от 25.07.2021, не могут быть признаны судом незаконными, поскольку при установленных обстоятельствах не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В силу статей 1 и 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы обеспечивают реализацию задач, в том числе по исполнению судебных актов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве. В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О судебных приставах", Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством о исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя и определяется им исходя из конкретны обстоятельств исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель определяет перечень исполнительных действий, исходя из потенциально оптимального соотношения эффективности этих действий, временных затрат на их совершение и исходя из поведения должника и взыскателя.
Федеральный закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставляет судебному приставу исполнителю право самостоятельно определять вид и объем исполнительных действий, подлежащих применению, исходя из конкретных обстоятельств и с учетом принципов целесообразности и достаточности.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Кузнецовым А.В исполнены обязанности в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве.
Кроме того, 03.09.2021 судебный пристав-исполнитель направил в адрес ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска письмо об отзыве требования, указав, что 16.08.2021 по делу N А19-13144/21 вынесено определение об изменении порядка и способа исполнения судебного акта с ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска на МИФНС N 20 по Иркутской области. В связи с чем, требование неактуально и не требует исполнения.
Доказательств, что действиями (бездействием) судебных приставов нарушены права и законные интересы ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска, заявителем суду не представлено.
При этом на момент вынесения настоящего постановления определением Арбитражного суда Иркутской области от 15.12.2021 по делу N А19-13144/2021 обеспечительные меры, принятые определением суда от 05.07.2021, отменены
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия по вынесению оспариваемого предупреждения и требования судебного пристава-исполнителя основаны на законе, направлены на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа, не нарушают права заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что правильное по существу решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 167 - 170, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2021 года по делу N А19-16405/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16405/2021
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области, Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецов Илья Сергеевич, Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области