г. Тула |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А62-4563/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазницей Е.С., при участии в судебном заседании от ответчика - Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы (г. Москва, ОГРН 1047730023703, ИНН 7730176610) - Ситина М.В. (доверенность от 20.12.2021 N 81-19/188), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Ситина М.В. (доверенность от 10.01.2022 N 06-49/1), в отсутствие истца - закрытого акционерного общества "Сифуд-сервис" (Республика Беларусь, г. Минск, УНП 190340662), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы и Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2021 по делу N А62-4563/2021 (судья Ерохин А.М.),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Сифуд-сервис" (далее - ЗАО "Сифуд-сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС), Смоленской таможне о взыскании за счет средств казны Российской Федерации суммы понесенных убытков: 1680,71 евро, 1408,59 долларов США, 34 911 руб. 65 коп., 59,50 белорусских рублей.
Определением суда от 23.08.2021 Смоленская таможня исключена из числа ответчиков, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2021 заявленные требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ЗАО "СифудСервис" взысканы убытки в размере 1680,71 евро, 1408,59 долларов США, 34 911 руб. 65 коп., 59,50 белорусских рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФТС и Смоленская таможня обжаловали его в апелляционном порядке.
Общество возражало против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Смоленской таможней 28.09.2018 принято решение о запрете транзита товаров, перемещаемых обществом на железнодорожной платформе N 945355853 (контейнер BYMU1362888, СМГС 0643396); на железнодорожной накладной проставлен штамп "Транзит запрещен. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.05.2019 по делу N А62-11487/2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019, решение Смоленской таможни от 28.09.2018 о запрете транзитного перемещения товара на железнодорожной платформе N 945355853, признано недействительным.
В связи с принятием Смоленской таможней незаконного решения по запрету транзита груза ЗАО "Сифуд-сервис" было вынуждено понести убытки в виде оплаты услуг, связанных с перевозкой грузов, возвратом груза, простоем, АО "Литовские железные дороги", ЗАО "ВПА Логистике", ГО "Белорусская железная дорога", ГП "БТЛЦ", ОАО "РЖД", ГУ "Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на госгранице и транспорте".
В сумму заявленных убытков, причиненных принятием Смоленской таможней незаконного решения в отношении груза, перемещаемого на железнодорожной платформе N 945355853 (контейнер BYMU1362888, СМГС 0643396), истцом включена стоимость оплаченных услуг, связанных с перевозкой грузов, АО "Литовские железные дороги", ЗАО "ВПА Логистике", ГО "Белорусская железная дорога", ГП "БТЛЦ", ОАО "РЖД", ГУ "Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на госгранице и транспорте".
ЗАО "Сифуд-сервис" 16.10.2019 обратилось к Смоленской таможне с претензией о возмещении причиненных убытков.
В ответ на претензию ЗАО "Сифуд-сервис" Смоленская таможня в письме от 01.11.2019 N 10-11/33814 указала, что она действовала на основании Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и принятых в его развитие нормативных правовых актов, а оснований для возмещения убытков не имеется.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование требований общество указывает, что оплата указанных услуг является убытками, причиненными ЗАО "Сифуд-сервис", поскольку в случае, если бы Смоленской таможней не было бы принято незаконное решение, то груз был бы доставлен из Литовской Республики в адрес получателей в Республике Казахстан, а ЗАО "Сифуд-сервис" надлежащим образом исполнило бы обязательства перед клиентами. Однако принятие незаконного решения Смоленской таможней вынудило предприятие организовывать перевозку груза по иному маршруту и оплачивать такую перевозку, а суммы, уплаченные за перевозку груза с территории Литовской Республики на территорию Российской Федерации и обратно, излишне уплачены ЗАО "Сифуд-сервис". При этом, поскольку доставка груза по первоначально избранному маршруту не была окончена, то уплаченные предприятием суммы не были возмещены клиентами. Таким образом, Смоленской таможней, принявшей незаконное решение, повлекшее возврат груза на территорию Литовской Республики, причинены убытки ЗАО "Сифуд-сервис" в заявленном размере.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 352 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению в соответствии с законодательством государств-членов.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Пунктом 5.71 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 N 809, ФТС осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 17 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) таможенных органов подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет казны Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ содержится аналогичная норма о возмещении за счет казны Российской Федерации вреда, причиненного государственными органами, а также их должностными лицами при указанных условиях.
По правилам статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд с учетом обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Требование о возмещении убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате действия (бездействия) государственных органов, может быть удовлетворено при установлении судом одновременно следующих обстоятельств: факта причинения убытков, их размера, подтверждения незаконности действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наличия причинной связи между указанными действиями (бездействием) и возникновением убытков.
Таким образом, ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная статьями 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ для взыскания убытков, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать фактический состав. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Незаконность решения Смоленской таможни о запрете транзитного перемещения товара от 28.09.2018, повлекшее нарушение прав заявителя на беспрепятственный проезд товара, экспедитором которого оно являлось, по территории Российской Федерации, установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.05.2019 по делу N А62-11487/2018.
В рамках исполнения договора от 19.03.2015 N DKEC-2015-34, заключенного между АО "Литовские железные дороги" и ЗАО "Сифуд-сервис", АО "Литовские железные дороги" оказало ЗАО "Сифуд-сервис" услуги, связанные с организацией перевозки груза: провозные платежи за перевозку груза 22.09.2018 по территории Литовской Республики по маршруту Драугисте-Кяна составили 251,76 евро (счет-фактура от 30.09.2018 N DKEC 018692 и приложение к нему) - оплачено на основании платежного поручения от 20.08.2018 N 234; провозные платежи за перевозку груза 18.10.2018 по территории Литовской Республики по маршруту Кяна-Драугисге (возврат груза) составили 201,64 евро (счет-фактура от 30.10.2018 N DKEC 018842 и приложение к нему) - оплачено на основании платежного поручения от 26.10.2018 N 353; плата за пользование платформой N 945355853 собственности АО "Литовские железные дороги" составила 952,00 евро (счет-фактура от 20.11.2018 NDKEC 018950) - оплачено на основании платежного поручения от 16.11.2018 N 409.
Ценовая информация о расценках АО "Литовские железные дороги" содержится в Тарифном руководстве 01-LG (часть 2), утвержденном указом генерального директора АО "Литовские железные дороги" от 12.12.2017 N 1-744; письме АО "Литовские железные дороги" от 28.12.2017 N 2(DK)-4055 "О коэффициентах к базовым тарифам, рассчитываемым согласно Тарифному руководству "Тарифы на перевозку грузов 01-LG" (часть 2)"; прейскуранте дополнительных услуг, связанных с перевозкой грузов РР- LG.
Расчет провозных платежей на перевозку грузов по территории Литовской Республики через сухопутные погранпереходы, когда начальная или конечная станция является одна из Клайпедский порт обслуживающих станций: Клайпеда (код 108003), Клайпеда (эксп.) (код 108107), Драугисте (код 108200), Драугисте (порт, эксп.) (код 106101), Драугисте (паром) (код 108304) или Римкай (код 108408), осуществляется в соответствии с Тарифным руководством 01-LG (часть 2), утвержденным указом генерального директора АО "Литовские железные дороги" от 12.12.2017 N I744 (далее - руководство 01-LG (часть 2)), о чем имеется указание в пункте 1 руководства 01-LG (часть 2). Кроме того, дополнительно к базовым тарифам руководства 01-LG (часть 2) установлены коэффициенты согласно письму АО "Литовские железные дороги" от 28.12.2017 N 2(DK)-4055 "О коэффициентах к базовым тарифам, рассчитываемым согласно Тарифному руководству "Тарифы на перевозку грузов 01-LG" (часть 2)".
Также АО "Литовские железные дороги" установлены тарифы за дополнительные услуги согласно Прейскуранту дополнительных услуг, связанных с перевозкой грузов РР- LG.
На основании указанных документов, а также документов, приложенных к исковому заявлению ЗАО "Сифуд-сервис" обосновало расчет убытков, в виде расходов на перевозку груза по территории Литовской Республики, а также пользованием железнодорожной платформой N 945355853, в размере 1680,71 евро.
В рамках исполнения договора от 25.11.2016 N 16LOG-11/83 ЗАО "ВПА Логистикс" оказало ЗАО "Сифуд-сервис" услуги, связанные с организацией перевозки и возврата груза: 21.09.2018 маневровые работы в размере 64,00 евро (акт от 27.09.2018 N 63181); 17.10.2018 услуги по таможенному декларированию груза в размере 22,00 евро (акт от 31.10.2018 N 63990); 17.10.2018 погрузочно-разгрузочные работы составили 189,31 евро (акт от 31.10.2018 N 63990) - оплачено на основании платежного поручения от 01.11.2018 N 367.
Согласно пункту 3.2 договора о сотрудничестве от 25.11.2016 N 16LOG11/83, заключенного между ЗАО "Сифуд-сервис" и ЗАО "ВПА Логистик", заявитель принял на себя обязательство оплачивать предоставленные ЗАО "ВПА Логистик" услуги согласно согласованному сторонами порядке и определенным базовым расценкам на оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1.7 договора о сотрудничестве от 25.11.2016 N 16LOG-11/83 общие (базовые) расценки предоставляемых услуг - прейскурант предоставляемых ЗАО "ВПА Логистик" услуг, который прилагается к договору и которым ЗАО "ВПА Логистик" руководствуется при предоставлении услуг ЗАО "Сифуд-сервис".
Ценовая информация о расценках ЗАО "ВПА Логистик" содержится в прейскуранте услуг терминала KWG в Клайпеде с 01.09.2018, согласованном между ЗАО "ВПА Логистик" и ЗАО "Сифуд-сервис".
На основании пункта 9 общего прейскуранта услуг терминала KWG в Клайпеде с 01.09.2018, а также документов, приложенных к исковому заявлению ЗАО "Сифуд-сервис" обосновало размер убытков в виде расходов, на оплату услуг по организации перевозки груза по территории Литовской Республики по маршруту Драугисте-Клайпеда, в сумме 275,31 евро.
Таким образом, ЗАО "Сифуд-сервис" было вынуждено понести убытки, связанные с необходимостью проведения маневровых и погрузочно-разгрузочных работ, в размере 275,31 евро.
В рамках исполнения договора от 27.12.2017 N 65-МДМ/Ю-889 ГО "Белорусская железная дорога" оказало ЗАО "Сифуд-сервис" услуги, связанные с организацией перевозки и возврата груза: провозные платежи за перевозку груза по территории Республики Беларусь составили 741,43 доллар США (перечень от 06.11.2018 N 58-20-16-65/117 отправок ЗАО "Сифуд-сервис" с 25.10.2018 по 31.10.2018, акт приемки-сдачи выполненных работ/услуг от 06.11.2018); плата за задержку платформы N 945355853 на территории Республики Беларусь составила 489,02 доллара США (перечень от 06.11.2018 N 58-20-16-65/117 отправок ЗАО "Сифуд-сервис" с 25.10.2018 по 31.10.2018, расшифровка сумм дополнительных сборов к перечню отправок ЗАО "Сифуд-сервис" за период с 25.10.2018 по 31.10.2018, акт приемки-сдачи выполненных работ/услуг от 06.11.2018); плата за оказание услуги по переадресовке груза составила 98,96 долларов США (перечень от 06.11.2018 N 58-20-16-65/117 отправок ЗАО "Сифуд-сервис" с 25.10.2018 по 31.10.2018, расшифровка сумм дополнительных сборов к перечню отправок ЗАО "Сифуд-сервис" за период с 25.10.2018 по 31.10.2018, акт приемки-сдачи выполненных работ/услуг от 06.11.2018).
Согласно пункту 1.1.3 договора от 27.12.2017 N 65-МДМ/Ю-889, заключенного между ЗАО "Сифуд-сервис" и ГО "Белорусская железная дорога", данный договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с обеспечение перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования по территории Республики Беларусь, в том числе, при транзитных перевозках грузов через территорию Республики Беларусь, провозные платежи за которые исчисляются в соответствии с "Тарифной политикой железных дорог государств-участников Содружества Независимых государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2018 фрахтовый год" (далее - Тарифная политика СНГ на 2018 год).
Согласно разделу 1 Тарифной политики СНГ на 2018 год положения Тарифной политики и установленные Тарифной политикой в свободно конвертируемой валюте ставки на перевозки и ставки дополнительных сборов применяются при перевозках грузов по линиям железных дорог участниц Тарифного Соглашения в международном сообщении, в том числе с участием различных видов транспорта, независимо от форм перевозочных документов.
Пунктом 1.1 Тарифной политики на 2018 год установлено, что ставки Тарифной политики на 2018 фрахтовый год действуют с 01.01.2018 по 31.12.2018 включительно и установлены на базе Международного железнодорожного транзитного тарифа (далее - МТТ) и Единого транзитного тарифа.
Кроме того, ГО "Белорусская железная дорога" установлены дополнительные сборы за услуги, оказываемые Белорусской железной дорогой.
В соответствии с пунктом 1.4 Тарифной политики СНГ на 2018 год начисление провозных платежей осуществляется в швейцарских франках, в долларах США или в евро, что устанавливается Тарифной политикой каждой железнодорожной администрации (Железной дороги) либо нормативным документом железнодорожной администрации (Железной дороги).
При пересчете ставок Тарифной политики на перевозки и ставок дополнительных сборов в доллары США или евро, ставки, исчисленные в валюте тарифа, делятся на коэффициент пересчета, установленный исходя из среднего соотношения швейцарского франка к доллару США или евро по данным Агентства Рейтер за последние 3 месяца, предшествующие его объявлению. Коэффициент пересчета швейцарских франков в доллары США и евро объявляется централизованно Управлением делами Тарифной политики на первое число каждого квартала не позднее, чем за месяц до его введения.
Письмом от 31.05.2018 N гп/5862-Ш АО "КТЖ-Грузовые перевозки", осуществляющим полномочия Управления делами Тарифной политики было объявлено, что с 01.07.2018 по 30.09.2018 коэффициент пересчета швейцарского франка к доллару США составляет 0,97.
На основании положений Тарифной политики на 2018 год, а также документов, указанных в исковом заявлении, ЗАО "Сифуд-сервис" было вынуждено понести убытки, связанные с перевозкой и задержкой груза на территории Республики Беларусь, в размере 1 329,41 долларов США.
ГП "БТЛЦ" в рамках исполнения договора от 10.06.2016 БИТТЛЦ-N КП16/Д042 оказало ЗАО "Сифуд-сервис" услуги по декларированию груза в следующих размерах: 39,59 долларов США (акт за сентябрь 2018 года о приемке-сдаче выполненных работ (услуг) и сверки расчетов от 30.09.2018, перечень транзитных деклараций, оформленных на входных станциях Белорусской железной дороги с 01.09.2018 по 30.09.2018) - оплачено на основании платежных поручений от 13.09.2018 N 292, от 20.09.2018 N 300; 39,59 долларов США за декларирование возвратного груза (акт за октябрь 2018 года о приемке-сдаче выполненных работ (услуг) и сверки расчетов от 31.10.2018, перечень транзитных деклараций, оформленных на входных станциях Белорусской железной дороги с 01.10.2018 по 31.10.2018) - оплачено на основании платежного поручения от 02.10.2018 N 312.
Согласно пункту 2.3 договора транспортной экспедиции от 10.06.2016 БИТ ТЛЦ-N КП 16/Д042, заключенного между ЗАО "Сифуд-сервис" и ГП "БТЛЦ", расчет провозной платы и дополнительных сборов при перевозках железнодорожным транспортом осуществляется по территориям Республики Беларусь и государств СНГ согласно действующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством.
Действующие тарифы на перевозки железнодорожным транспортом по территориям Республики Беларусь и государств СНГ установлены Тарифной политикой на 2018 год.
В соответствии с пунктом 4.1 договора транспортной экспедиции от 10.06.2016 БИТ ТЛЦ-N КП 16/Д042 ГП "БТЛЦ" осуществляет электронной предварительное информирование таможенных органов о грузах, перевозимых железнодорожным транспортом.
Частью 15.1 пункта 10.3 Раздела 2 Приложения 3 к Тарифной политике на 2018 год установлено, что сбор за предварительное информирование таможенных органов о грузах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза или помещенных под таможенную процедуру транзитных грузов (декларирование грузов), составляется 32,0 швейцарских франка за одну отправку.
С учетом коэффициента пересчета швейцарского франка к доллару США 0,97, стоимость декларирования грузов с учетом НДС 20% составляет 39,59 долларов США (32,0 швейцарских франка / 0,97 швейцарских франка / доллар США + 20% = 39,59 долларов США).
На основании части 15.1 пункта 10.3 Раздела 2 Приложения 3 к Тарифной политике на 2018 год, а также документов, указанных в исковом заявлении, ЗАО "Сифуд-сервис" было вынуждено понести убытки, связанные с оплатой услуг по декларированию груза, в размере 79,18 долларов США.
В рамках исполнения договора от 30.05.2008 N 274-жд ОАО "РЖД" оказало ЗАО "Сифуд-сервис" услуги, связанные с перевозкой груза: провозные платежи за перевозку груза по территории Российской Федерации составили 28 926 руб. 86 коп. (акт оказанных услуг от 30.09.2018 N 4300015358/2018096, перечень первичных документов к акту от 30.09.2018 N 4300015358/2018096, акт оказанных услуг от 31.10.2018 N 4300015358/201809/201810, перечень первичных документов к акту от 31.10.2018 N 4300015358/201809/201810); плата за простой железнодорожной платформы на территории Российской Федерации составила 5 984 руб. 79 коп. (акт оказанных услуг от 31.10.2018 N 4300015358/201809/201810, перечень первичных документов к акту от 31.10.2018 N 4300015358/201809/201810, акт корректировки оказанных услуг от 31.05.2019 N Г/4300015358/20189/201905). Оплата осуществлена на основании платежных поручений от 31.08.2018 N 201, от 11.09.2018 N 208, от 25.09.2018 N 218, от 25.09.2018 N 219, от 25.09.2018 N 220, от 25.09.2018 N 221, от 2510.2018 N 245.
Согласно пункту 1.1.1 договора на организацию расчетов от 30.05.2008 N 274-ж (в редакции дополнительного соглашения от 15.03.2017 N 10), заключенного между ЗАО "Сифуд-сервис" и ОАО "РЖД", оплата платежей в части провозных платежей за транспортные услуги по перевозке грузов осуществляется по ставкам Тарифной политики железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на соответствующий фрахтовый год, по ставкам Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5, с изменениями и дополнениями, введенными в действие соответствующими нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта, в том числе через российские морские и речные порты, а также в прямом смешанном сообщении.
Убытки, связанные с перевозкой грузов по территории Российской Федерации и простоем железнодорожной платформы, составили 34 911 руб. 65 коп., факт несения расходов по оплате услуг ОАО "РЖД" подтвержден платежными поручениями, представленными в дело (т. 1 л.д. 111-117),
В сентябре 2018 года ГУ "Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на госгранице и транспорте" оказало ЗАО "Сифуд-сервис" услугу по оформлению ветеринарных документов на транзитный провоз подконтрольного госветнадзору груза, перевозимого на железнодорожной платформе N 945355853, в размере 59,50 белорусских рублей.
Истцом в материалы дела представлен перечень услуг, оказанных ГУ "Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на госгранице и транспорте" по перевозкам грузов за сентябрь 2018 года.
Указанный перечень направлен ГУ "Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на госгранице и транспорте" по электронной почте (отправитель ekonom.gvn@mail.ru) на электронную почту сотрудника ЗАО "СФУД-СЕРВИС" (d.shalkovskaya@seafoodservice.by) 05.10.2018.
В перечне в графе 81 указано на оформление ветеринарного сертификата на груз, перемещаемый в железнодорожной платформе N 94535853, стоимость услуги - 59,50 рублей.
Счет-фактура от 08.10.2018 N 247 выставлена за оплату услуг госветнадзора в сентябре 2018 года в сумме 5 950 белорусских рублей.
Указанная сумма совпадает с суммой, указанной в акте за сентябрь 2018 года и перечне.
Платежным поручением от 10.10.2018 N 1115 произведена оплата счета-фактура от 08.10.2018 N 247, о чем имеется прямое указание в платежном документе.
В соответствии с актом выполненных работ ГУ "Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на госгранице и транспорте" оказало услуги в виде оформления ветеринарных документов на транзитный провоз подконтрольных госветнадзору грузов.
В пункте 6 Прейскуранта от 30.01.2017 N 1 установлен тариф за осуществление госветнадзора с выборочным досмотром и оформлением сопроводительных ветеринарных документов на транзитный провоз по территории РБ товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) в размере 59,50 белорусских рублей за 1 транспортную единицу.
В соответствии с Прейскурантом от 30.01.2017 N 1, убытки общества, связанные с оплатой услуг госветнадзора, составили 59,50 белорусских рублей.
С учетом изложенного, ЗАО "Сифуд-сервис" понесло убытки, связанные с необходимостью оплаты услуг, оказанных при перевозке груза на железнодорожной платформе N 945355853, в следующих размерах: 1680,71 евро (1405,40 евро + 275,31 евро); 1408,59 долларов США (1329,41 долларов США + 79,18 долларов США); 34 911 руб. 65 коп.; 59,50 белорусских рублей.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции по праву заключил, что истцом доказана совокупность юридически значимых фактов, а именно: вина таможенного органа, выраженная в запрете транзитного перемещения товара, причинно-следственная связь между допущенным действием и наступившим ущербом, а также совокупность условий в целом, при наличии которых подлежат возмещению убытки.
По справедливому суждению суда, доводы ФТС и Смоленской таможни не опровергают обоснованность расчета размера убытков. Собственный контррасчет исходя из первичной документации и подробных пояснений общества таможенные органы не представили.
Обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу, установлены на основе оценки представленных сторонами доказательств и доводов сторон.
На основании изложенного суд пришел к верному выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб о том, что обществом не представлены документы, которые подтверждали бы указанный в заявлении размер понесенных убытков, отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие материалам дела.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2021 по делу N А62-4563/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4563/2021
Истец: ЗАО "СИФУД-СЕРВИС", ЗАО "СИФУД-СЕРВИС"
Ответчик: в лице Федеральной таможенной службы, ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Смоленская таможня, СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ