г. Санкт-Петербург |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А42-7703/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1506/2022) ГОУП "Мурманскводоканал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.12.2021 по делу N А42-7703/2021, принятое
по заявлению ГОУП "Мурманскводоканал"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области
об оспаривании предписания в части
УСТАНОВИЛ:
Государственное областное унитарное предприятие "Мурманскводоканал" (ОГРН: 1025100860784, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Дзержинского, 9; далее - ГОУП "Мурманскводоканал", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (ОГРН 1055100189605; адрес: г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 7) в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Мончегорске, г. Оленегорске и Ловозерском районе (Мурманская область, г. Мончегорск, ул. Комсомольская, д. 15) о признании недействительным предписания от 27.07.2021 N 371/21-74 в части пунктов 1, 3.
Решением от 20.12.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ГОУП "Мурманскводоканал" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает на то, что в силу пунктов 1.15-1.16 СанПиН 2.1.4.1110-02 в пределах второго и третьего поясов ЗСО санитарные мероприятия и ответственность за соблюдение санитарного режима возложены на владельцев объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, выявленные нарушения требований СП 3.5.3.3223-14, СП 2.2.3670-20 не являются нарушениями санитарно-эпидемиологических требований.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в соответствии с планом проверок на 2021 год, на основании распоряжения руководителя Управления N 371/21 от 25.06.2021, должностными лицами Управления с привлечением специалистов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении ГОУП "Мурманскводоканал" (по месту фактического осуществления деятельности: Мурманская область, г. Оленегорск - очистные сооружения водопровода, очистные сооружения канализации; водопроводные сети; производственная химико-бактериологическая лаборатория; г. Оленегорск, район озера Пермус (водозабор); с. Ловозеро (водозабор - река Вирма), водоочистные сооружения, водопроводные сети, канализационные сети и очистные сооружения), с целью проверки выполнения требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
При проведении плановых контрольных мероприятий (санитарно-эпидемиологического обследования) выявлены нарушения требований санитарного законодательства, в том числе:
1) при обследовании здания насосной 1 подъема цеха ОВКС г. Оленегорск установлено: в помещении дежурного персонала, машинного зала имеются щели на потолке, полы с облупленной краской и щелями, в нарушение пунктов 3.3, 3.7, 3.8 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий";
2) при обследовании канализационных очистных сооружений цеха ОВКС г. Оленегорск ГОУП "Мурманскводоканал" установлено: в женском туалете, душевой, раздевалке имеется значительное отслоение штукатурки на потолке и стенах, повреждение плитки на полу, и в машинном зале отслоение штукатурки на потолке и стенах, в нарушение пункта 8.13 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда";
3) при санитарно-эпидемиологическом обследовании и рассмотрении документов, представленных Предприятием, установлено, что отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения, очистных сооружений водопровода и водоводов с. Ловозеро, в нарушение пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
По результатам проверки Управлением и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" составлены: акт проверки N 371/21 от 26.07.2021, акты санитарно-эпидемиологического обследования N 14-35-8317 от 07.07.2021, N 14-35-8317 от 16.07.2021, экспертные заключения от 22.07.2021 NN 14-35-8317/9749, 14-35-8317/9746, 14-35-8317/9750, 14-35-8317/9745, 14-35-8317/9746, 14-35-8317/9747.
По факту выявленных нарушений в отношении Предприятия 27.07.2021 составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, а также выдано предписание N 371/21-74 от 27.07.2021, в соответствии с которым, возложена обязанность обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения, очистных сооружений водопровода и водоводов с. Ловозеро (пункт 1), обеспечить проведение ремонтных работ в производственных помещениях, перечисленных в текстовой части акта (пункт 3).
Не согласившись с предписанием Управления в указанной части, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абзац 2 статьи 1 Закона N 52-ФЗ).
Согласно абзацу 2 статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из пункта 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ следует, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пункта 1 Санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (далее - СП 2.2.3670-20), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40, настоящие Санитарные правила устанавливают обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда.
Согласно пункту 8.13 СП 2.2.3670-20 полы, стены и оборудование гардеробных, умывальных, душевых, туалетов, кабин для личной гигиены женщин, ручных и ножных ванн должны иметь покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств.
В силу пункта 1.1 Санитарных правил 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" (далее - СП 3.5.3.3223-14), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 N 58 и действовавших на момент выдачи предписания (до 01.09.2021), настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение.
В силу пунктов 3.3, 3.7, 3.8 СП 3.5.3.3223-14 юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать проведение дератизационных мероприятий на эксплуатируемых объектах, в том числе: профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами, которые подразделяются на: инженерно-технические, санитарно-гигиенические и агролесотехнические. Инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают, в том числе проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях.
Как следует из материалов дела, установлено Управлением и судом первой инстанции, а также не оспаривается заявителем, при обследовании здания насосной 1 подъема цеха ОВКС г. Оленегорск в помещении дежурного персонала, машинного зала выявлено наличие щелей на потолке, полов с облупленной краской и щелями, в нарушение пунктов 3.3, 3.7, 3.8 СП 3.5.3.3223-14; при обследовании канализационных очистных сооружений цеха ОВКС г. Оленегорск ГОУП "Мурманскводоканал" установлено: в женском туалете, душевой, раздевалке имеется значительное отслоение штукатурки на потолке и стенах, повреждение плитки на полу, и в машинном зале отслоение штукатурки на потолке и стенах, что является нарушением пункта 8.13 СП 2.2.3670-20.
Пунктом 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ установлено, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд признает несостоятельным довод подателя апелляционной жалобы о том, что выявленные нарушения не являются нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
Таким образом, оснований для признания недействительным предписания в части обязания Предприятия обеспечить проведение ремонтных работ в производственных помещениях, перечисленных в акте проверки, у апелляционного суда не имеется.
Пунктами 3, 4 статьи 18 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 18 Закона N 52-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что зона санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения, очистных сооружений водопровода и водоводов с. Ловозеро утверждены постановлением Администрации Ловозерского района от 03.07.2001 N 312, и в последующем не пересматривались.
Фактически в зону санитарной охраны второго пояса ЗСО входят территории следующих предприятий: действующие кладбища; СХПК "Тундра" (навозохранилище, силосные траншеи, молочно-товарная ферма, забойный пункт, не эксплуатируемые склад минеральных удобрений и животноводческие постройки).
Согласно требований пункта 1.14 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в пункте 1.13 названных СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.
В силу пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту от 18.06.2021, выданное Центром госсанэпиднадзора в Ловозерском районе Мурманской области ДГУН "Оленегорскводоканал", не содержит информации о границах зон санитарной охраны источника водоснабжения река Вирма.
В 2020 году ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" по заявке заявителя была проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта (документов): проект зоны санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения сельского поселения Ловозеро реки Вирма, очистных сооружений водопровода и водовода, по установлению зон санитарной охраны используемого источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: поверхностный.
Экспертным заключением (N 03/1-38-17393/1221 от 11.02.2020) установлено, что проект зоны санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения сельского поселения Ловозеро реки Вирма, очистных сооружений водопровода и водоводов не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.1.4.1110-02 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы" (пункты 3.2.3.1, 3.3.3.2).
Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает на то, что в силу пунктов 1.15-1.16 СанПиН 2.1.4.1110-02 в пределах второго и третьего поясов ЗСО санитарные мероприятия и ответственность за соблюдение санитарного режима возложены на владельцев объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. По мнению заявителя, Управлению необходимо принять меры к владельцам объектов, расположенных во втором поясе ЗСО, поскольку у Предприятия такие полномочия отсутствуют, следовательно, предписание в указанной части не является исполнимым.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, принимая во внимание, что в границах 2 пояса ЗСО, в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м размещены животноводческие объекты, а также учитывая, что Предприятием подано заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию "Проект зоны санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения сельского поселения Ловозеро реки Вирма, очистных сооружений водопровода и водоводов", Управлением сделан правомерный вывод о необходимости установления, изменения зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения уполномоченным органом, необходимости санитарно-эпидемиологического заключения на указанную проектную документацию.
При этом доказательств, подтверждающих объективную неисполнимость предписания в оспариваемой части, в материалы дела не представлено.
При этом Предприятие самостоятельно принимает меры к разработке необходимых мероприятий. Содержание предписания не создает правовой неопределенности относительно характера действий, которые должен совершить заявитель для устранения выявленных нарушений.
С учетом изложенного, поскольку предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленного законом порядка, исходя из доказанности Управлением наличия у Предприятия, эксплуатирующего объекты водоснабжения, обязанности соблюдать нормы санитарно-эпидемиологического законодательства, оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для признания недействительными пунктов 1 и 3 предписания Управления от 27.07.2021 N 371/21-74 и отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Предприятием государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20 декабря 2021 года по делу N А42-7703/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного областного унитарного предприятия "Мурманскводоканал" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному областному унитарному предприятию "Мурманскводоканал" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7703/2021
Истец: Государственное областное унитарное предприятие "Мурманскводоканал"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по МО, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ