г. Вологда |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А66-9695/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 октября 2021 года по делу N А66-9695/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360; адрес: 170008, Тверская область, город Тверь, улица Ротмистрова, дом 31; далее - отделение, фонд, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - управление, УФАС) о признании незаконным решения от 05.04.2021 N 05-6/1-47-2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Демидов Юрий Николаевич (ОГРНИП 307352523200041, ИНН 760300163638; место жительства: 160004, Вологодская область, город Вологда).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 октября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что сигнализаторы звука световые и вибрационные для инвалидов относятся к средствам реабилитации слабослышащих инвалидов в соответствии с пунктом 16 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р (далее - Федеральный перечень N 2347-р), а также в соответствии с пунктом 16 Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня N 2347-р, утвержденным приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н. По мнению апеллянта, такие средства реабилитации являются медицинскими изделиями, на которые выдаются регистрационные удостоверения, поэтому подлежат обязательной государственной регистрации для их применения на территории Российской Федерации.
Управление и предприниматель в отзывах на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в управление 30.03.2021 поступила жалоба предпринимателя Демидов Ю.Н. на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона заявителя на поставку сигнализаторов звука световых и вибрационных для инвалидов в 2021 году (извещение от 18.03.2021 N 0236100000121000054), выразившиеся в неправомерности установления требования предоставления регистрационных удостоверений на звуковые сигнализаторы.
Управлением в ходе проверки названной жалобы установлено, что 18.03.2021 заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0236100000121000054 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку сигнализаторов звука световых и вибрационных для инвалидов в 2021 году. Начальная (максимальная) цена контракта - 988 200 руб. 40 коп. Дата окончания подачи заявок - 30.03.2021.
Пунктом 25 раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Участник электронного аукциона должен представить в составе заявки на участие в электронном аукционе копии регистрационных удостоверений на предлагаемые к поставке в соответствии с техническим заданием товары (том 1, листы 59-60).
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка сигнализаторов звука цифровых для инвалидов в 2021 году.
Таким образом, как видно из состава заявки, отделение установило в том числе требования о необходимости предоставления регистрационных удостоверений Росздравнадзора на звуковые сигнализаторы, являющиеся предметом данной закупки.
В соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии от 30.03.2021 N 54а/21/1 до окончания указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок не поступило ни одной заявки на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), электронный аукцион признан несостоявшимся.
По результатам рассмотрения жалобы предпринимателя комиссией управления принято решение от 05.04.2021 N 05-6/1-47-2021, которым данная жалоба признана обоснованной (пункт 1); заказчик признан нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 33, часть 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ (пункт 2); заказчику, оператору электронной площадки решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе (пункт 3); передать материалы дела N 05-6/1-47-2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4).
Не согласившись с решением управления в части пункта 2 его резолютивной части, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ (действовавшей на дату проведения спорного аукциона) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (действовавшей на дату проведения спорного аукциона) предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Таким образом, как верно указано судом в обжалуемом решении, обязательной регистрации подлежат только такие средства реабилитации, которые являются медицинским изделием и применяются в целях медицинской реабилитации заболеваний.
Согласно части 4 статьи 38 названного Закона на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила N 1416), государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, в том числе и медицинской реабилитации заболеваний.
Пунктом 6 Правил N 1416, установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
В силу статьи 9 Закона N 181-ФЗ реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Согласно статье 10 Закона N 181-ФЗ перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Данный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240.
В соответствии с пунктом 1 названных Правил инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации, предусмотренными Федеральным перечнем N 2347-р.
Согласно пункту 16 Федерального перечня N 2347-р к техническим средствам реабилитации относятся сигнализаторы звука световые и вибрационные.
В соответствии с пунктом 5.5.1 ГОСТ Р 54738-2011 "Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов" установлено, что социально-бытовая адаптация - это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.
В материалах дела усматривается, что в разделе III в графе "Описание функциональных и технических характеристик" документации об электронном аукционе установлено, что сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышащих и глухих должен быть предназначен для информирования людей с нарушением слуха о наличии звуковых сигналов домофона, дверного звонка и телефонного звонка, плача ребенка, экстренного вызова (встроенная кнопка в передатчик плача ребенка) (том 1, лист 72).
В извещении о проведении электронного аукциона установлено место доставки товара - непосредственно получателю товара по месту жительства (пребывания) инвалида или в пункте выдачи (том 1, лист 33).
Также в извещении и в документации об аукционе к наименованию товара закупки "Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией" и "Сигнализатор звука цифровой со световой индикацией" указан код позиции - 27.90.20.120.
Согласно общероссийскому классификатору данный код относится к "Приборы световой и звуковой сигнализации электрические" и не относятся к изделиям медицинского назначения.
Из анализа положений документации об аукционе не следует, что к поставке по спорному аукциону требуется именно медицинское изделие.
При изложенных обстоятельствах антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что требуемый к поставке объект закупки необходим для использования по месту проживания инвалида для его личного пользования, то есть является средством социально-бытовой реабилитации и не относится к медицинским изделиям.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (статья 11.1 Закона N 181-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.11.2018 N 25 "О Критериях отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках Евразийского экономического союза" в случае если отсутствует прямая взаимосвязь между корректирующим действием продукции и индивидуальными потребностями пациента и (или) если в назначении продукции отсутствует указание на ее применение в медицинских целях, такая продукция не может относиться к медицинским изделиям, а определяется как изделие общего назначения.
Заказчиком не представлено сведений, подтверждающих, что закупаемые им товары имеют в своем предназначении исключительно медицинские цели для использования в медицинских организациях и подлежат регистрации в качестве медицинских изделий.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что необходимый фонду товар не предназначается для медицинской реабилитации и для использования в медицинских организациях, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что он не подлежит обязательной регистрации и в действиях заказчика, выразившихся в установлении в документации об аукционе требования о необходимости предоставления регистрационных удостоверений Росздравнадзора на звуковые сигнализаторы, имеются нарушения требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 33, части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным решения антимонопольного органа в оспариваемой фондом части.
В связи с этим в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 октября 2021 года по делу N А66-9695/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9695/2021
Истец: ГУ ТВЕРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИП Демидов Ю. Н., ИП Демидова Ю. Н.