16 марта 2022 г. |
А43-19842/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.01.2022 по делу N А43-19842/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственность "МСК-НТ" (ОГРН: 1137746342634, ИНН: 7734699480) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 11.06.2021 N 515-05-143/ТКО/2021.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) в ходе рассмотрения обращения Соколовского Н.А от 18.05.2021 N ОГ-515-71753/21 и фотоматериалов, содержащих достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в том, что 16.05.2021, 17.05.2021, 18.05.2019 по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, с. Большое Терюшево, на контейнерной площадке обнаружено переполнение контейнера твердыми коммунальными отходами в течение трех суток, что является нарушением требований пункт 17 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Усмотрев в деянии общества с ограниченной ответственность "МСК-НТ" (далее - Общество) признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 09.06.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 515-05-143ТКО/202.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Инспекцией 11.06.2021 вынесено постановление N 515-05-143ТКО/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 11.06.2021 N 515-05-143ТКО/2021.
Решением от 14.01.2022 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что Общество добросовестно выполняет взятые на себя обязательства по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Нижегородской области (зона деятельности 7) от 28.04.2018, и надлежащим образом производит вывоз ТКО с контейнерных площадок, указанных в оспоренном постановлении.
Общество обратило внимание на то, что Инспекция не указала, какая среднесуточная температура была в момент составления актов инспекционного обследования, и не приняла во внимание допустимое отклонение сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании части 4 статьи 3, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным кодексом и другими Федеральными законами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила N 354.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами N 354, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
К числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги обращения с ТКО, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО закреплен в разделе XV (1) Правил N 354.
Пунктом 148(7) Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) Правил N 354, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с разделом XV(1) Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО может выступать:
- управляющая организация в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление домом управляющей организацией;
- товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом;
- организация, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором;
- региональный оператор по обращению с ТКО в случае если:
а) собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано непосредственное управление;
б) собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 148(8) или 148(9) Правил N 354;
в) предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых домов (домовладений);
г) собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, а также принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации;
д) расторгнут договор на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный управляющей организацией, товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с ТКО;
е) собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о заключении от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (переход на "прямые договоры").
В соответствии со статьей 1 Федерального закона 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил N 1156).
Пунктом 11 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В силу пункта 2 Правил N 1156 вывоз ТКО - транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО, контейнерная площадка - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Таким образом, федеральным законодательством установлено, что региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять вывоз ТКО с мест (площадок) накопления ТКО, если место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, в соответствии с протоколом от l8.04.2018 N 3 о рассмотрении заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 7) Общество выбрано региональным оператором по вывозу ТКО на территории Дальнеконстантиновского района.
Общество является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для жителей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, получает от них плату за данную коммунальную услугу, в связи с чем, на него возложена обязанность по предоставлению коммунальной услуги надлежащего качества.
На основании подпункта "а" пункта 8 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор (Общество) обязан принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.
Согласно подпункту "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления:
- в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток,
- в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
На основании пункта 150 Правил N 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны иных лиц.
Материалами дела подтверждено, что Обществом вывоз ТБО с контейнерной площадки по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, д. Большое Терюшево, осуществляется не ежедневно, что приводит к переполнению контейнеров. Так, по сведениям навигационной системы ГЛОНАСС в период с 16 по 18 мая 2021 на территории села Большое Терюшево не зафиксирован маршрут мусоровоза.
Предоставленные в материалы дела фотоматериалы от 16.05.2021, 17.05.2021, 18.05.2021 подтверждают наличие переполненных контейнеров в течение трех суток подряд.
Факт нарушения также подтвержден обращением гр. Соколовского Н.А. от 18.05.2021 N ОГ-515-71753/21 с приложением фотоматериалов, протоколом об административном правонарушении от 09.06.2021 N515-05-143ТКО/2021.
По данным "Гисметео" судом первой инстанции установлено, что среднесуточная температура в селе Большое Терюшино Дальнеконстантиновского района Нижегородской области с 16.05.2021 по 18.05.2021 была выше + 5 °С.
Тем самым предоставление коммунальной услуги по вывозу ТБО населению осуществляется с нарушением требований пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354.
Довод Общества о том что, согласно вывоз ТКО в селе Большое Терюшево был осуществлен 15.05.2021 и 19.05.2021 с учетом допустимых отклонений сроков, предусмотренных пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, судом первой инстанции правомерно отклонен как несостоятельный.
Согласно пункту 17 Приложения к Правилам N 354 допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Положения указанного пункта (в части допустимых отклонений) подлежат применению для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества.
Следовательно, отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества. Аналогичная позиция отражена в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394 в соответствии, с которым пункт 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 признан недействующим в той мере, в которой данная норма допускает ее применение в случаях, не связанных с условиями и порядком изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, материалы дела не содержат.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 7.23 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (т. 1, д. 10-11, 79).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в статье 7.23 КоАП РФ.
Смягчающих ответственность обстоятельств судом по материалам дела не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.01.2022 по делу N А43-19842/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19842/2021
Истец: ООО "МСК-НТ"
Ответчик: Кстовский отдел государственной жилищной инспекции Нижегородской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, ООО МСК-НТ