г. Владимир |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А43-29961/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 16.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2021 по делу N А43-29961/2021,
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" (ИНН 5258059047, ОГРН 1055233099283) о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 18.06.2021 N 515-13-28/1/2021,
при участии в деле третьего лица - Прохорова Сергея Сергеевича.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция) на основании приказа заместителя руководителя от 17.06.2021 N 515-13-28/1/2021 с целью проверки фактов о нарушении прав потребителей, изложенных в обращении от 09.06.2021 (входящий N ОГ-515-83783/21) о неисправном техническом состоянии дорожного покрытия дороги вдоль многоквартирного дома N 51, корпус 2 по пр. Ленина города Нижнего Новгорода, должностным лицом Инспекции 18.06.2021 проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки Инспекция установила, что асфальтобетонное покрытие дороги вдоль многоквартирного дома N 51 корпус 2 по пр. Ленина города Нижнего Новгорода, расположенной в границах межевания многоквартирного дома со стороны подъездов имеет выбоины, трещины и местами отсутствует полностью.
Выявленные нарушения зафиксированы Инспекцией в акте проверки от 18.06.2021 N 515-13-28/1/2021.
По итогам проверки Инспекция 18.06.2021 выдала открытому акционерному обществу "Домоуправляющая компания Ленинского района" (далее - Общество) предписание N 515-13-28/1/2021, которым возложила на Общество обязанность в срок до 15.09.2021 принять меры по устранению выявленного нарушения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции от 18.06.2021 N 515-13-28/1/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Прохоров Сергей Сергеевич (далее - Прохоров С.С.).
Решением от 15.12.2021 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что дорога является сквозным проездом и служит для движения автомобилей не только к дому N 51/2 по пр. Ленина, но и другим домам. По мнению Общества, судом сделан необоснованный вывод об обязанности Общества по ее содержанию.
Общество утверждает, что акт проверки от 18.06.2021 не содержит конкретного описания и фиксации (путем фотографирования или оформления схемы) выявленных нарушений, в нет не отражены методы и способы проверки состояния дорожного покрытия, какими инструментами проводилось исследование покрытия, в каком объеме, в каких местах.
Общество отмечает, что ссылка в акте проверки на пункт 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), не может быть основанием для выдачи Обществу предписания.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прохоров С.С. отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Общество и Инспекция заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "в" пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Согласно Положению о Госжилинспекции, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885, Инспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный жилищный надзор и лицензионный контроль.
Статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования и лицензионного контроля имеют право в том числе:
- проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
- применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее -Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Согласно пункту 4.1.4 Правил N 170 просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Согласно пункту 17 Приложения N 7 Правил N 170 ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников входит в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Общество является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 51 корпус 2 по пр. Ленина города Нижнего Новгорода на основании договора управления многоквартирным домом от 15.04.2011 N 376.
Границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом N 51 корпус 2 по пр. Ленина, сформированы, данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 52:18:0050210:65, общей площадью 5033 кв.м, с разрешенным видом использования - для объектов жилой застройки, что подтверждается сведениями, указанными на публичной кадастровой карте Российской Федерации.
Согласно Приложению N 1 к договору управления многоквартирным домом N 51 корпус 2 по пр. Ленина города Нижнего Новгорода в границы земельного участка, на котором расположен указанный дом, входит 971,3 кв.м асфальтового покрытия.
Таким образом, спорная территория входит в состав придомовой территории.
Следовательно, в силу требований действующего законодательства и заключенного договора управления многоквартирным домом Общество, как организация, осуществляющая содержание общего имущества многоквартирного дома, несет ответственность за соблюдение требований, предъявляемых в том числе к асфальтовому покрытию на придомовой территории (тротуарах, проездах, дорожках).
Приложением N 1 к договору управления многоквартирным домом от 15.04.2011 N 376 определен состав и состояние общего имущества спорного дома, в том числе земельный участок 5033,0 м2, застройка, асфальт, грунт, газон.
Довод Общества о том, что спорная территория не входит в состав общего имущества собственников многоквартирного жилого дома, судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку указанная территория расположена в границах земельного участка, на котором расположен дом N 51 корпус 2 по пр. Ленина, что следует из публичной кадастровой карты Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о доказанности Инспекцией неудовлетворительного состояния общего имущества многоквартирного дома, а именно асфальтобетонного покрытия дороги вдоль многоквартирного дома N 51 корпус 2, расположенной в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (установлено наличие выбоин, трещин, местами оно отсутствует полностью).
Довод Общества о том, что акт проверки от 18.06.2021 N 515-1328/1/2021 не содержит конкретного описания и фиксации нарушений, а также указания на инструменты, с помощью которых проводилось исследование дорожного покрытия, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку предписание содержит указание на выявленное нарушение и место его совершения, фотофиксация нарушения не является обязательным требованием к порядку оформления результатов проверки.
В рассматриваемом случае Инспекция не проводила проверку дорожного покрытия на соответствие установленным стандартам, предметом проверки являлось состояние общего имущества многоквартирного дома (придомовой территории) путем визуального осмотра без применения дополнительных инструментов.
Указание в акте проверки от 18.06.2021 N 515-13-28/1/2021 на пункт 5.3.1 Правил N 170 является технической опечаткой, что не свидетельствует о незаконности оспоренного предписания.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющей компанией независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При таких обстоятельствах оспоренное предписание соответствует действующему законодательству, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы Общества.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Всем доводам Общества судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2021 по делу N А43-29961/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29961/2021
Истец: ОАО "ДК Ленинского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Прохоров С.С.