г. Челябинск |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А47-21125/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исмагилова Руслана Шавкатовича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.03.2020 по делу N А47-21125/2019.
Прокурор Ленинского района г. Оренбурга (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд с заявлением о привлечении директора ООО "Стафф Менеджмент" Ибрагимова Руслана Шавкатовича к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.03.2020 заявление удовлетворено: Ибрагимов Р.Ш. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Взыскан с Ибрагимова Р.Ш. в доход бюджета штраф в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Исмагилов Р.Ш. (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 25.03.2020 отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 указанного Кодекса (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения), составляет один год. Срок для передачи документов временному управляющему Сероглазову P.P. составляет пятнадцать дней и исчисляется с 24.01.2019 и соответственно оканчивается 07.02.2019. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный специальной нормой части 3 статьи 4.5 КоАП РФ истек -07.02.2020.
Также апеллянт указывает, что положения статьи 14.13 КоАП РФ не предусматривают административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.
Кроме того, судом первой инстанции, по мнению апеллянта, ненадлежащим образом осуществлено извещение лиц, участвующих в деле, поскольку на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ответчиком по делу является Ибрагимов Руслан Шавкатович, в то время как фамилия директора ООО "Стафф Менеджмент" - Исмагилов. То есть судебная корреспонденция была направлена в адрес Ибрагимова Руслана Шавкатовича. В связи с чем апеллянт не мог получить определение о принятии заявления в отделении почтовой связи и не мог знать о начавшемся судебном процессе.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, судебное заседание назначено на 15.03.2022.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции направлялись судебные извещения (с определением о назначении предварительного судебного заседания, о назначении дела к судебному разбирательству) адресату по фамилии "Ибрагимов Руслан Шавкатович" (л.д. 48, 51).
Судебные извещения направлялись по адресу, имеющемуся у суда первой инстанции, соответствующему адресу, указанному апеллянтом Исмагиловым Р.Ш., но возвращены в материалы дела Почтой России по причине истечения срока хранения.
С учетом данных обстоятельств, следует признать, что суд первой инстанции не располагал сведениями о получении адресатом направленной ему судебной корреспонденции (неверно указав фамилию стороны спора), при этом, Исмагилов Руслан Шавкатович не мог считаться извещенным о процессе и в порядке пункта 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Ленинского района г.Оренбурга проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N127-ФЗ) директором ООО "Стафф Менеджмент" Ибрагимова Р.Ш.
Установлено, что определением Арбитражного суда Оренбургской области 22.01.2019 по делу N А47-15639/2018 в отношении ООО "Стафф Менеджмент" введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Сероглазов Р.Р.
В целях исполнения обязанностей временного управляющего ООО "Стафф Менеджмент" определением Арбитражного суда Оренбургской области 22.01.2019 по делу N А47-15639/2018 установлено не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководителю должника предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.
Кроме того, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.07.2019 по делу N А47-15639/2018 ходатайство временного управляющего ООО "Стафф Менеджмент" Сероглазов Р.Р. об истребовании у директора ООО "Стафф Менеджмент" документов и обязании передать временному управляющему указанные документы удовлетворено, на директора общества Исмагилова Р.Ш. возложена обязанность передать заверенные копии документов.
По итогам проверки, прокурором сделан вывод о наличии в действиях Ибрагимова Р.Ш. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ.
23.12.2019 прокурором Ленинского района г. Оренбурга вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ООО "Стафф Менеджмент" Ибрагимова Р.Ш. предусмотренном частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей.
В порядке статьи 23.1 КоАП РФ Прокуратура Ленинского района г. Оренбурга обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Ибрагимова Р.Ш. к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Ибрагимова Р.Ш. вменяемого состава административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ) в порядке, установленном в статье 28.4 КоАП РФ, согласно части 1 которой при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.12.2019 вынесено прокурором в пределах предоставленных полномочий.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Как указано выше, в соответствии с п. 2 ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о привлечении к административной ответственности организаций и граждан предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической вправе обратиться органы и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Системное толкование приведенных норм статей 28.2 и 28.4 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выполняет функцию протокола об административном правонарушении. В этой связи, при вынесении прокурором постановления о возбуждении в отношении юридического лица дела об административном правонарушении им должны соблюдаться в полном объеме требования, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Прокурор извещается судом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденном по его инициативе (ст. 25.11 ч. 2 КоАП РФ).
В нормах статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрены требования к составлению протокола об административном правонарушении, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности.
Эти правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при совершении отдельных процессуальных действий, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 Кодекса).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (части 2, 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (части 2, 3 статьи 28.2 Кодекса).
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела (пункт 3 статьи 29.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, в рапорте от 23.12.2019, постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.12.2019, заявлении о привлечении к административной ответственности от 23.12.2019, указан в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности, директор ООО "Стафф Менеджмент" Ибрагимов Руслан Шавкатович.
В то время как в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве директора ООО "Стафф Менеджмент" указан Исмагилов Руслан Шавкатович.
Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 26.2 КоАП РФ, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может быть признан доказательством по делу, его составление не имеет правовых последствий.
Прокуратура при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и обращении в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности не приняла надлежащих мер для установления сведений о лице, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не удостоверилась в личности указанного лица, в связи с чем постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено и заявление о привлечении к административной ответственности подано в отношении Ибрагимова Р.Ш., не являющегося директором ООО "Стафф Менеджмент".
Данное нарушение является существенным, поскольку препятствует установлению лица, привлекаемого к административной ответственности, не позволяющего всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 и частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
По смыслу КоАП РФ и разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения общества или его законного представителя.
Суд апелляционной инстанции установил, что в данном случае постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отсутствие Исмагилова Р.Ш., при этом из содержания указанного постановления следует, что почтовая корреспонденция направлялась Прокуратурой Ибрагимову Р.Ш. по адресу проживания Исмагилова Р.Ш.
Принимая во внимание, что извещение о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении направлялось в адрес иного лица (Ибрагимова Р.Ш.) иных доказательств извещения не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что надлежащие и бесспорные доказательства извещения указанного лица, а о дате, времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Повторно исследовав вопрос о соблюдении административным органом процедуры составления процессуальных документов об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что допущенные в данном случае Прокуратурой процессуальные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, они лишили заявителя гарантий, предусмотренных Кодексом об административном правонарушениях Российской Федерации.
Существенное нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности свидетельствует об отсутствии оснований для наложения на него взыскания независимо от того, совершило оно или нет административное правонарушение.
Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, коллегия находит обоснованным и правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения Ибрагимова Р.Ш. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ.
Недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Оренбургской области от 25.03.2020 по делу N А47-21125/2019 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Прокурору Ленинского района г. Оренбурга в удовлетворении заявления.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.03.2020 по делу N А47-21125/2019 отменить.
В удовлетворении заявления Прокурора Ленинского района г. Оренбурга о привлечении директора ООО "Стафф Менеджмент" Ибрагимова Руслана Шавкатовича к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-21125/2019
Истец: Прокурор Ленинского района г. Оренбурга
Ответчик: Ибрагимов Руслан Шавкатович, Исмагилов Руслан Шавкатович
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ОСП Октябрьского района г.Орска