г. Киров |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А17-5214/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Авласевича С.А., действующего на основании доверенности от 14.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.12.2021 по делу N А17-5214/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Иваново" (ОГРН 1023700534274, ИНН 3702232505)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (ОГРН 1063702132889, ИНН 3702092230)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Иваново" (далее - заявитель, ООО "Газпром межрегионгаз Иваново", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Служба) от 14.04.2021 N 38-ов.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 02.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Служба обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик, ссылаясь на пункт 21 Правил N 549, пункты 56 - 58 Правил N 354, указывает, что для расчета объема потребления газа по установленному нормативу необходимо учитывать количество граждан, фактически проживающих в жилом помещении и фактически потребляющих газ. В рассматриваемом случае граждане, постоянно зарегистрированные в жилом помещении N 44 многоквартирного дома по адресу: г. Кинешма, ул. Воеводы, д. 8а, имеют временную регистрацию и проживают в другом многоквартирном доме, следовательно, плата за газоснабжение для квартиры N 44 подлежала начислению исходя из количества фактически проживающих в ней граждан, то есть одного человека. Ответчик также считает, что к спорному случаю не применяются нормы о перерасчете платы за газоснабжение.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы Службы, указало на законность и обоснованность решения суда.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.12.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
На основании статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу откладывалось.
В судебном заседании после отложения представитель заявителя поддержал доводы отзыва.
Ответчик явку представителя в судебное заседание после отложение не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 12.04.2021 по 14.04.2021 на основании приказа от 12.04.2021 N 551, изданного в связи с обращением жителя многоквартирного дома по адресу: г. Кинешма, ул. Воеводы, д. 8а (далее - МКД), по вопросу неправомерного начисления платы за коммунальную услугу по газоснабжению, Службой в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Иваново" проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований.
В ходе проведения проверки надзорным органом установлено, что собственник квартиры N 44 МКД обратился к Обществу с заявлением от 09.02.2021, в котором просил начислять плату за газоснабжение по фактическому количеству проживающих граждан (один человек) в связи с временной регистрацией (проживанием) двух граждан по иному адресу. В подтверждение данного обстоятельства собственником представлены свидетельства о регистрации по месту пребывания N 491 и N 492 на срок с 04.03.2020 по 31.03.2025.
Письмом от 05.03.2021 ООО "Газпром межрегионгаз Иваново" отказало в удовлетворении названного заявления потребителя.
Изучив представленные в ходе проведения проверки документы, Служба пришла к выводу о том, что в нарушение требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "а" пункта 35 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), Общество с 09.02.2021, то есть с момента представления потребителем информации о проживающих гражданах в жилом помещении N 44 МКД в количестве одного человека, производит начисление платы за газоснабжение в названном жилом помещении исходя из количества трех человек, что не соответствует количеству фактически проживающих граждан в жилом помещении N 44 МКД.
Результаты проверки отражены в акте от 14.04.2021 N 84-ов.
14.04.2021 Службой в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Иваново" выдано предписание, возлагающее на Общество обязанность в срок до 18.06.2021 устранить выявленное нарушение, а именно: начислять плату по газоснабжению в жилом помещении N 44 МКД исходя из количества проживающих граждан - одного человека, с 09.02.2021, то есть с момента предоставления потребителем информации о проживающих гражданах в жилом помещении N 44 МКД в количестве одного человека.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Из названной нормы следует, что предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица административного органа, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. Предписание должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, а также возложение неисполнимых обязанностей, по сути, влекут нарушение его законных прав и интересов. Предписание влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить некоторые действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
Согласно часть 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) урегулированы отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности урегулированы. Целью данного закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 5.1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 января 2015 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
На основании части 5.2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязанность, предусмотренная частью 5.1 настоящей статьи, не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
Таким образом, если дом не отапливается с помощью газа, установка счетчика на газ не требуется (даже если газ используется для приготовления пищи или подогрева воды).
Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что в МКД газоиспользующее оборудование для отопления не применяется. Природный газ в данном доме используется для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов.
На основании статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него установлены Правилами N 549.
В пункте 32 Правил N 549 определено, что при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 41 Правил N 549 размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из подпункта "а" пункта 35 Правил N 549 следует, что объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов в расчетном периоде рассчитывается как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления.
Следовательно, Правила N 549 предусматривают два способа для определения полученного потребителем объема газа: по показаниям прибора учета при его наличии или по нормативам, утвержденным в надлежащем порядке.
В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок перерасчета платы при временном отсутствии потребителя в жилом помещении Правилами N 549 не регламентирован, в связи с чем при осуществлении соответствующих перерасчетов необходимо руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении установлен в разделе VIII Правил N 354.
Согласно пункту 86 Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил (абзац первый).
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (абзац второй).
Абзацем первым пункта 91 Правил N 354 установлено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (пункт 92 Правил N 354).
Таким образом, совокупность вышеприведенных норм действующего законодательства предусматривает обязанность произвести перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу по газоснабжению при временном отсутствии потребителя только в том случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, либо в случае отсутствия потребителя в указанном помещении в связи с чрезвычайными обстоятельствами (независимо от возможности или невозможности установления прибора учета).
Следовательно, к заявлению о перерасчете потребитель кроме доказательств действительности временного отсутствия должен подтвердить отсутствие в своем жилом помещении прибора учета газопотребления в связи с невозможностью установки такого прибора (предоставить соответствующий акт обследования).
Приведенный правовой подход поддержан Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 29.04.2019 N 309-ЭС19-5898, N 309-ЭС19-5798 и не противоречит его позиции, содержащейся в решении от 22.08.2018 и апелляционном определении от 13.12.2018 при рассмотрении вопроса о законности абзаца 1 пункта 86 Правил N 354 в той мере, в какой он предусматривает возможность перерасчета размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу при временном его отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) в жилом помещении лишь в том случае, если это жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке; абзаца 2 указанного пункта; абзаца 1 пункта 91 в части, определяющей сроки подачи заявления о перерасчете; абзаца 2 пункта 92 в части, возлагающей на собственника обязанность к заявлению о перерасчете прилагать акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (дело N АКПИ18-603).
В рассматриваемом случае спорное жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета не в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами N 354 порядке, а в связи с отсутствием у потребителя обязанности по его установке.
Отсутствие потребителя в спорном жилом помещении в связи с непреодолимыми обстоятельствами судом первой инстанции не установлено и материалами дела не подтверждается.
Таким образом, Общество правомерно начисляло плату собственнику жилого помещения N 44 МКД по нормативу исходя из количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении (три человека).
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений не усматривается.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что по смыслу норм закона, подлежащих применению к рассматриваемой ситуации, любое обращение абонента, связанное с учетом временного отсутствия кого-либо из потребителей (как на прошедшее, так и на будущие расчетные периоды), является элементом процедуры перерасчета платы, которая регламентируется положениями раздела VIII Правил N 354.
Иной правовой подход приведет к возможности обхода установленного законодателем порядка перерасчета платы за коммунальные услуги, что является недопустимым.
Ответчиком заявлен довод о том, что для расчета объема потребления газа по установленному нормативу необходимо учитывать количество граждан, фактически проживающих в жилом помещении и фактически потребляющих газ.
Согласно подпункту "е" пункта 21 Правил N 549 абонент уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа об изменении количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также о временном проживании граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан.
Пункты 56 - 58 Правил N 354 касаются расчета размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей.
Таким образом, в указанных нормах речь идет о постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителях, то есть о лицах, зарегистрированных в жилом помещении в установленном порядке, а не о фактически проживающих в жилом помещении потребителях.
Учитывая изложенное, довод ответчика подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании положений нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание Службы является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
В силу изложенного обжалуемое решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.12.2021 по делу N А17-5214/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5214/2021
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Иваново"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд