г.Самара |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А65-33723/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Некрасовой Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2024 (резолютивная часть от 15.01.2024) по делу N А65-33723/2023 (судья Андриянова Л.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 1653017530, ОГРН 1021603269500), г.Казань, к обществу с ограниченной ответственностью "Верту" (ИНН 1661065312, ОГРН 1201600012096), г.Казань,
о взыскании финансовых санкций,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Верту" (далее - ООО "Верту", общество) финансовых санкций в общей сумме 25 500 руб.
Решением от 13.02.2024 (резолютивная часть от 15.01.2024) по делу N А65-33723/2023, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Республики Татарстан исковые требования удовлетворил частично, взыскал с ООО "Верту" в пользу Фонда штраф в сумме 14 500 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований - отказал. Также суд взыскал с ООО "Верту" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 137 руб.
Фонд обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 по делу N А65-33723/2023 апелляционная жалоба принята к производству; при этом суд предложил обществу представить отзыв на апелляционную жалобу в срок не позднее 13.03.2024.
Указанное определение суда размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.02.2024 в соответствии с абз.2 ч.1 ст.122 АПК РФ. На основании данной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Согласно ч.1 ст.272.1 АПК РФ, п.47 и 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст.272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила абз.1 ч.1, ч.2 ст.229 АПК РФ не применяются.
Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока (ст.261, 262, 267, 271 АПК РФ).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за апрель 2020 года - декабрь 2022 года Фонд установил, что эти сведения ООО "Верту" представило с нарушением срока, предусмотренного п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам проверки Фонд составил акты от 16.01.2023 N 013S18230000351, от 27.01.2023 N N 013S18230002095, 013S18230002090, 013S18230002092, 013S18230002093, 013S18230002094, от 02.03.2022 N 013S18220008310, от 23.03.2022 N 013S18220010247, от 12.04.2023 N N 013S18230014033, 013S18230014034, 013S18230014035, 013S18230014036, 013S18230014037, 013S18230014038, 013S18230014039, 013S18230014040, 013S18230014041, 013S18230013984, 013S18230013985, 013S18230013986, 013S18230013987, 013S18230013989, 013S18230013990, 013S18230013991, 013S18230013992, 013S18230013993, 013S18230014024, 013S18230014025, 013S18230014026, 013S18230013948, 013S18230013949, 013S18230013950, 013S18230013951, 013S18230013952, 013S18230013960, 013S18230013961, 013S18230013963, 013S18230013964, 013S18230013965, 013S18230013968, N 013S18230013969 и вынес решения от 27.02.2023 N 013S19230006607, от 14.03.2023 N N 013S19230008244, 013S19230008245, 013S19230008246, 013S19230008247, 013S19230008248, от 14.04.2022 N 013S19220015209, от 24.04.2022 N 013S19220017134, от 29.05.2023 N N 013S19230020013, 013S19230020011, 013S19230020010, 013S19230020008, 013S19230020007, 013S19230020006, 013S1923002005, 013S19230020003, 013S19230020002, 013S19230020038, 013S19230020037, 013S19230020036, 013S19230020035, 013S19230020034, 013S19230020032, 013S19230020023, 013S19230020022, 013S19230020020, 013S19230020018, 013S19230020016, 013S19230020015, 013S19230020055, 013S19230020054, 013S19230020053, 013S19230020052, 013S19230020051, 013S19230020049, 013S19230020048, 013S19230020044, 013S19230020042, 013S19230020041, 013S19230020040, 013S19230020039, которыми начислил финансовые санкции по ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ в общей сумме 25 500 руб.
Поскольку общество финансовые санкции не уплатило, Фонд выставил требования от 30.03.2023 N 013S01230009237, от 13.04.2023 N N 013S01230010715, 013S01230010722, 013S01230010720, 013S01230010718, 013S01230010716, от 20.05.2022 N 013S01220012208, от 20.05.2022 N N 013S01220013596, 013S01220013596, от 30.06.2023 N N 013S01230021134, 013S01230021136, 013S01230021137, 013S01230021138, 013S01230021140, 013S01230021141, 013S01230021143, 013S01230021144, 013S01230021109, 013S01230021122, 013S01230021123, 013S01230021124, 013S01230021125, 013S01230021126, 013S01230021127, 013S01230021128, 013S01230021129, 013S01230021130, 013S01230021131, 013S01230021132, 013S01230021133, 013S01230021110, 013S01230021111, 013S01230021112, 013S01230021113, 013S01230021115, 013S01230021120, 013S01230021121, 013S01230021119, 013S01230021118, 013S01230021117, 013S01230021116.
В установленный срок общество требования не исполнило, что послужило основанием для обращения Фонда с исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст.212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 26 АПК РФ.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (ч.2 ст.213 АПК РФ).
Согласно п.2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Установив, что отчетность по форме СЗВ-М за июль 2020 года, октябрь-декабрь 2021 года, январь, февраль, май, июль-ноябрь 2022 года общество представило с нарушением предусмотренного п.2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ срока, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Фонда правовых оснований для начисления финансовых санкций по ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ в общей сумме 17 000 руб.
Данный вывод суда первой инстанции в порядке апелляционного производства не обжалуется.
Между тем суд первой инстанции счел возможным уменьшить размер финансовых санкций.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, установлены ст.44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Однако с 01.01.2015 данная статья утратила силу (п.24 ст.5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П п.24 ст.5 Закона N 188-ФЗ, как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. Впредь до внесения необходимых изменений законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в данном Постановлении.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. В этой связи формальный подход к наложению штрафа недопустим.
В силу ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом изложенного, принимая во внимание характер правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости уменьшения размера указанных финансовых санкций до 14 500 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что такой размер штрафа отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного обществом правонарушения.
При этом следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации право суда на уменьшение размера штрафа какими-либо пределами не ограничено.
Также судом первой инстанции установлено, что Фонд привлек ООО "Верту" к ответственности за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за апрель-июнь и август-ноябрь 2020 года (04.02.2023), декабрь 2020 года, январь-сентябрь 2021 года, март-июнь и декабрь 2022 года (05.02.2023).
Ст.15 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Согласно ст.17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
П.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (утв.Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н; действовала до 02.06.2023) предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Исходя из п.40 Инструкции N 211н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со ст.17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со ст.17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Руководствуясь вышеприведенными нормами Закона N 27-ФЗ, установив, что исходная отчетность по форме СЗВ-М за указанные месяцы представлена ООО "Верту" с соблюдением установленного п.2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ срока, а СЗВ-М (дополняющая) направлена в Фонд по инициативе общества в связи с самостоятельным выявлением страхователем ошибок в ранее представленных сведениях (иное не доказано), учитывая выявление Фондом факта представления страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-М за указанные месяцы только после представления обществом дополнительных сведений, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии законных оснований для привлечения ООО "Верту" к ответственности по ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ, поскольку вина страхователя отсутствует в связи с реализацией им права на исправление (дополнение, уточнение) недостоверных сведений.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении настоящего дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные Фондом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Фондом, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и законных интересов застрахованных лиц.
Следует также отметить, что положения ст.15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Данная правовая позиция изложена, в частности, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 06.11.2018 N 259-ПЭК18.
Кроме того, ООО "Верту" в данном случае не подлежало привлечению к ответственности, поскольку основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом (а в ст.15 и 17 Закона N 27-ФЗ каких-либо изменений в рассматриваемом периоде не вносилось), следовательно, принятием Инструкции N 211н не могут быть установлены новые основания для привлечения к ответственности (не предусмотренные законом); при этом ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Выводы суда подтверждаются арбитражной судебной практикой (в частности, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.02.2023 по делу N А59-2148/2022, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.06.2021 по делу N АК19-21121/2020, Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 по делу N А33-5347/2021, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А19-21707/2020).
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно взыскал с ООО "Верту" в пользу Фонда финансовые санкции только в сумме 14 500 руб.
Правовых оснований для взыскания финансовых санкций в большем размере суд апелляционной инстанции также не находит.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 февраля 2024 года (резолютивная часть от 15 января 2024 года) по делу N А65-33723/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-33723/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Ответчик: ООО "ВЕРТУ", ООО "Верту", г.Казань
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, Арбитражный суд Республики Татарстан