17 марта 2022 г. |
Дело N А83-11485/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
лица, участвующие в деле, явку представителе в судебное заседание не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Синее море" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года и на дополнительное решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 октября 2021 года по делу N А83-11485/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Синее море"
к заведующему Отделом строительного надзора N 1 Службы государственного строительного надзора Республики Крым Данильченко Евгению Леонидовичу,
к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым,
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
10.03.2020 по почте общество с ограниченной ответственностью "Синее море" (ОГРН: 1149102042517, ранее с 18.04.2012 зарегистрированное по законодательству Украины с ИНН: 38152539 - л.д. 32-40 т. 1, далее - ООО "Синее море" или заявитель) подало в Феодосийский городской суд заявление о признании незаконными составленного и вынесенного 10.12.2019 Службой государственного строительного надзора Республики Крым (ОГРН: 114910204967, далее - Служба госстройнадзора РК или надзорный орган) в отношении объекта капитального строительства: "Водолазно-оздоровительного спортивного клуба (дайвинг центра)", расположенного по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Набережная, 1в:
- акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица N 299;
- предписания N 299 об устранении выявленных нарушений при строительстве (л.д. 10-16, 44 т. 1).
06.05.2020 определением Феодосийского городского суда дело по заявлению об оспаривании предписания и акта проверки передано на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым; 02.06.2020 определением Арбитражного суда Республики Крым (суд первой инстанции) названное заявление принято к производству (л.д. 93-94, 1-4 т.1).
Требования мотивированы тем, что заявитель предъявил оригинал декларации о начале строительных работ объекта, расположенного по вышеуказанному адресу; допущенные в реестре Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (далее - ГАСИ Украины) ошибки в наименовании и адресе объекта строительства не свидетельствуют об отсутствии у заявителя разрешения на строительство.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований о признании незаконным вышеназванного предписания отказано по тем мотивам, что обстоятельства, послужившие основанием для выдачи предписания, подтверждены, представленная заявителем декларация о начале строительства касается иного объекта; осуществляемое заявителем строительство нарушает требования водного законодательства о строительстве в прибрежной полосе; организация и проведение внеплановой выездной проверки осуществлены с соблюдением установленных законом требований, заявитель за 24 часа уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки, получено согласование прокурора на проведение такой проверки (л.д. 61-70 т. 3).
Дополнительным решением от 18.10.2021 производство по делу по требованию о признании незаконным акта проверки N 299 от 10.12.2019 прекращено на том основании, что это требование не подлежит оспариванию в судебном порядке; акт проверки не является актом ненормативного характера или решением органа, наделенного публичными полномочиями (л.д. 81-84 т. 3).
ООО "Синее море" поданы апелляционные жалобы:
- на основное решение суда первой инстанции, в которой заявитель просит отменить этот судебный акт и признать незаконным оспоренное предписание по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; с нарушением и при неправильном применении норм материального права; с нарушением норм процессуального права (л.д. 109-120 т. 3);
- на дополнительное решение, в которой заявитель просит отменить этот судебный акт по тем основаниям, что дополнительное решение принято с нарушением норм материального права и процессуального права, в том числе заявитель не извещен о месте и времени судебного заседания (л.д. 142-145 т. 3).
Отзывов на апелляционные жалобы не поступило.
В судебное заседание представители участников не явились.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решений суда участники извещены определениями о принятии апелляционных жалоб к производству от 22.11.2021 и 07.12.2021, копии которых получили по почте, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 105-107, 138-140 т.3).
23.11.2021, 08.12.2021 информация о принятии апелляционных жалоб к производству и 12.02.2022 об отложении судебного разбирательства на 10.03.2022 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 108, 141, т.3, л.д. 4 т.4).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения апелляционных жалоб, Двадцать первый арбитражный апелляционной суд (далее - суд апелляционной инстанции) определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
04.12.2019 Службой госстройнадзора РК выдано ООО "Синее море" предостережение N 32 о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому заявителю предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами. В судебном порядке отказано в признании этого предостережения незаконным. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2021 по делу N А83-11482/2020 вступило в законную силу 21.04.2021; в кассационном порядке судебный акт оставлен без изменения (л.д.5-22 т.4).
В период с 05.12.2019 по 10.12.2019 заведующим Отделом строительного надзора N 1 Службы госстройнадзора РК Данильченко Е.Л. и главным консультантом этого же Отдела Бабкиной Н.В. при участии представителя ООО "Синее море" по доверенности от 01.11.2019 Горошко Ю.Ф. (л.д. 74 т. 2) проведена внеплановая выездная проверка ООО "Синее море", по результатам которой 10.12.2019 составлен акт N 299 (л.д. 62-66 т. 2).
Проверка проведена на основании приказа N 476 от 02.12.2019 (л.д. 59-60 т. 2); проведение проверки согласовано с заместителем прокурора Республики Крым Черневич С.Б. от 03.12.2019 (л.д. 58 т. 2); о проведении проверки заявитель извещен уведомлением N 01-34/2152 от 04.12.2019, которое вручено 04.12.2019 представителю заявителя по доверенности от 01.11.2019 Горошко Ю.Ф. под расписку (л.д. 61, 74 т. 2).
Проверкой установлено нарушение ООО "Синее море" требований части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве объекта капитального строительства: "Водолазно-оздоровительного спортивного клуба (дайвинг центра)", расположенного по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Набережная, 1в:
- осуществление строительства не в соответствии с проектной документацией, шифр 5120-09-ПЗ, вместо запроектированного фундамента площадью застройки в 218,95 кв.м., построен фундамент площадью 256кв.м.,
- строительство осуществлено в нарушение запрета на строительство вдоль 500-м береговой линии (береговой полосы) моря, предназначенной для общего пользования,
- не выполнены работы по закреплению подрезки грунта склона, отсутствует ограждение строительной площадки со стороны моря, что не обеспечивает безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды,
- не представлены документы: проектная документация указанного объекта капитального строительства, исполнительная документация, договор подряда между заказчиком и подрядчиком, приказы на ответственных лиц, осуществляющих строительные работы, акт передачи строительной площадки, договор на осуществление технического надзора, приказ о назначении ответственного лица, осуществляющего технический надзор, выписка из реестра членов СРО лица (л.д. 17-19, 20-27 т. 1).
Поданные на акт проверки возражения и жалоба на действия должностного лица надзорным органом оставлены без удовлетворения (л.д. 21-36 т. 3).
10.12.2019 заведующим Отделом строительного надзора N 1 Службы госстройнадзора РК Данильченко Е.Л. по результатам вышеназванной проверки вынесено предписание N 299 об устранении выявленных нарушений, резолютивной частью которого на ООО "Синее море" возложена обязанность в срок до 31.01.2020 устранить выявленные нарушения, указанные в акте проверки N 299 от 10.12.2019 (л.д. 28-31 т. 1). Это предписание является предметом оспаривания по настоящему делу.
Кроме того, по результатам названной проверки ООО "Синее море" постановлением Службы госстройнадзора РК N 52 от 14.02.2020 привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600.000 руб., который решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.07.2021 по делу N А83-9803/2020 снижен до 300.000 руб. Этот судебный акт 13.10.2021 в апелляционном и 10.02.2022 кассационном порядках оставлен без изменений.
Из представленных при проведении проверки документов и сведений следует, что ООО "Синее море" в установленном по законодательству Украины порядке заявило о начале выполнения строительных работ на объекте: "Водолазно-оздоровительного спортивного клуба (дайвинг центра)", новое строительство, III категории сложности, код объекта 2412.1, по разработанной ООО "Архитектурно-производственное бюро", адрес/строительный адрес: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Набережная, в районе спорт-площадки, подав декларацию о начале выполнения строительных работ, которая зарегистрирована Инспекцией ГАСК в АР Крым 18.11.2012 за N КР 08312507482, о чем на декларации учинена надпись (л.д. 69-70 т. 2).
Но по сведениям Единого реестра ГАСК Украины за N КР 08312507482 зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ по объекту, расположенному по иному адресу: г. Алушта, пер. Извилистый, 9. Данное обстоятельство стало основанием для выдачи 04.12.2019 надзорным органом вышеназванного предостережения N 32.
08.12.2019 заявитель по почте подал в Службу госстройнадзора РК заявление об исправлении описки в сведениях Единого реестра ГАСК Украины. 10.12.2019 Службой госстройнадзора РК издан приказ N 30- "ОД" о прекращении действия декларации N КР 08312507482 о строительстве по ул. Набережная, 1-в, в пгт. Приморское г. Феодосии. Но 10.01.2020 этот приказ отменен приказом N 1- "ОД", так как не было оснований для прекращения декларации (л.д. 37-43 т. 2).
В подтверждение расположения объекта строительства: "Водолазно-оздоровительного спортивного клуба (дайвинг центра)", расположенного по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Набережная, 1в, в границах 500-метровой прибрежной зоны и ведения строительных работ представлено письмо ГКУ РК "Противооползневое управление" N 430 от 19.111.2019 в адрес Администрации города Феодосии, из которого следует, что объект строительства расположен в 15-м от уреза воды, сейсмическая интенсивность территории 8 баллов, территория оползневая (в том числе ведутся берегоукрепительные работы по стабилизации оползня 2000-х годов); на участке по ул. Набережна, 1в, на 15.11.2019 выполнена вертикальная планировка с подрезкой склона на высоту 4-м, ведутся работы по устройству фундамента, к подрезке склона примыкает ветхое здание спортивного зала. По выводам ГКУ РК "Противооползневое управление": участок - это часть оползневого склона, происходит осыпной процесс, не закрепление подрезки склона приведет к абразии и эрозии, оползню (л.д. 75-76 т. 2).
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в ред. от 25.12.2018, действовавшей на 10.12..2019, далее - Закон N 6-ФКЗ):
статья 12 - на территории Республики Крым действуют документы, в том числе разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения;
часть 1.2 статьи 12.1 - до 31.12.2020 на территории Республики Крым особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере;
часть 1 статьи 23 - законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в ред. от 02.08.2019 - на дату вынесения предписания, далее - ГрадК РФ) устанавливала обязанности лица, осуществляющего строительство (в том числе):
- осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды;
- предоставлять органу государственного строительного надзора необходимую документацию,
- проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации;
- обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (в ред. от 02.08.2019, действовавшей на дату вынесения предписания, далее - ВК РФ) установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно частям 2 и 8 статьи 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны моря, на территории которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, составляет 500-м.
Из статьи 6 ВК РФ следует, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной собственности, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования; ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20-м.
Статья 50 ВК РФ регулирует использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта). В частности, предусмотрено, что акватории водных объектов используются для пляжей, рекреационных целей, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Строительство и эксплуатация зданий для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Установленные по данному делу обстоятельства (в том числе вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Крым по делам N А83-11482/2020 и N А83-9803/2020) и приведенные нормы законодательства Российской Федерации свидетельствуют о том, что выданное предписание соответствует требованиям закона, предписание не нарушает прав заявителя и не возлагает на него не предусмотренных законом обязанностей. Заявитель, не устранив выявленные при выдаче 04.12.2019 предостережения нарушения, продолжил выполнение строительных работ; не представил при проведении внеплановой выездной проверки необходимую документацию; строительство объекта осуществлял не в соответствии с проектной документации (в части площади фундамента); не обеспечил ведение исполнительной документации, а также осуществлял строительство в прибрежной зоне, имеющей ограничения по строительству.
Представленные при рассмотрении дела судом первой инстанции документы (отчет о проекте, общий журнал работ, пояснительная записка к проекту - л.д. 71-73, 77, 81-84 т. 2) не изменяют установленных при проведении проверки обстоятельств, в том числе того факта, что документы заявителем надзорному органу представлены не были.
Предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. от 03.08.2018, далее - Закон N 294-ФЗ) требования к организации и проведению проверок (не соблюдение которых отнесено к грубым нарушениям), в частности частями 5 и 16 статьи 10 в части срока уведомления о проведении проверки, согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки, надзорным органом соблюдены, о чем свидетельствуют письменные доказательства, приведенные выше. В связи с чем, у суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции нет оснований не принимать результаты проверки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 1 статьи 127.1 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что заявление не подлежит рассмотрению в судах.
Часть 1 статьи 198 АПК РФ устанавливает, что предметом оспаривания в судебном порядке являются ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Акт проверки N 299 от 10.12.2019 не является ненормативным правовым актом или решением органа, осуществляющего публичные полномочия или его должностных лиц. Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о прекращении производства по делу в части требований об оспаривании акта проверки, приняв в порядке статьи 178 АПК РФ дополнительное решение.
О судебном заседании на 18.10.2021 в 10:00 представитель заявителя 14.10.2021 получил телефонограмму (л.д. 76 т. 3), что в соответствии с частью 3 статьи 121 АПК РФ является надлежащим извещением. На сайте суда первой инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" опубликована информация об этом судебном заседании, заявитель знал о судебном процессе, принимал участие в заседаниях, представлял доказательства и заявлял ходатайства, а потому в силу части 6 статьи 121 АПК РФ участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение и дополнительное решение суда первой инстанции приняты без нарушений норм материального права и процессуального права, в том числе безусловных оснований для отмены судебного акта; апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года и дополнительное решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 октября 2021 года по делу N А83-11485/2020 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Синее море" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11485/2020
Истец: ООО "СИНЕЕ МОРЕ"
Ответчик: Заведующий отделом строительного надзора N1 Службы государственного строительного надзора РК Данильченко Е.Л.
Третье лицо: МИНИСТРЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА, СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ