г. Хабаровск |
|
17 марта 2022 г. |
А73-7229/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства: Ефименко Мария Юрьевна, представитель по доверенности от 15.07.2021 N 97-С
от Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края: Ким Олег Ирович, представитель по доверенности от 30.12.2021 N 09/08
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение от 27.12.2021
по делу N А73-7229/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН: 1047796366298; ИНН: 7705598840, адрес: 115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19)
к Николаевскому муниципальному району Хабаровского края в лице Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849, ИНН 2705020306, адрес: 682469, Хабаровский край, г. Николаевск - на - Амуре, ул. Советская, д. 73)
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (ОГРН: 1072721021020, ИНН: 2721153053, адрес: 680020, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 5), Управление Росреестра по Хабаровскому краю (ОГРН: 1042700170116, ИНН: 2721121630, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 74)
об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства в интересах Российской Федерации (далее - Рослесхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация, ответчик) об истребовании из незаконного владения Николаевского муниципального района Хабаровского края в лице Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края земельного участка с КН 27:10:0010105:65 общей площадью 533 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка (почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, Николаевский район, автодорога г. Николаевск-на-Амуре - п. Маго), входящего в состав земельного участка Николаевского лесничества Магинского участкового лесничества Хабаровского края квартал N 170 часть выдела 44 со следующими координатами поворотных точек:
N точки |
Система координат МСК-27 (4 зона) |
|
Х, м |
У, м |
|
1 |
990509,16 |
4333813, 34 |
2 |
990532.26 |
4333834. 72 |
3 |
990515.42 |
4333851,10 |
4 |
990500, 85 |
4333815.61 |
исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости об указанном земельном участке.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.07.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Управление Росреестра по Хабаровскому краю (далее - Комитет, Управление, третьи лица).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Суд необоснованно пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности. При этом указывает на то, что о нарушении прав государства как собственника имущества на земли лесного фонда уполномоченный орган узнал только 03.02.2020 после получения заключения филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Дальлеспроект" N 3.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 10.03.2022 в 10 часов 20 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Администрацией в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель третьего лица полагал жалобу обоснованной, одновременно заявил ходатайство о замене наименования по настоящему делу с Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края на Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, представив выписку из ЕГРЮЛ.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о рассмотрении дела, явку представителей в заседание суда не обеспечили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Российская Федерация является собственником земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 27:10:0000000:14.
Категория земель - земли лесного фонда.
Право Российской Федерации на обозначенный выше земельный участок зарегистрировано 17.11.2004, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сделана запись регистрации N 27- 01/11-33/2004-919, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17.11.2004, серия 27-АА N 177796, серия 27-АБ N 525357.
Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда также является ранее возникшим и в силу статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон N 218-ФЗ), существует и признается юридически действительным вне зависимости от факта государственной регистрации права.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации с 06.07.2017 N ДК-П13-182 пр, в рамках контроля за реализацией вступившего силу с 11.08.2017 Федерального закона N 280-ФЗ, Рослесхозу совместно с MB, России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации было поручен организовать проведение сплошной проверки соблюдения за коп ноет возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии Государственным лесным реестром (далее - ГЛР) к лесным, а в соответствии с сведениями ЕГРН - к землям иных категорий.
В рамках исполнения указанного поручения территориальным органов Рослесхоза (Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточном федеральному округу) направлено обращение в ФГБУ "Рослесинфорг "Дальлеспроект" о сверке графических данных путем привязки границ земельных участка с КН 27:10:0010105:65 (письмо от 24.01.2020 N 09- 07/358).
Филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Дальлеспроект" в результат сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с КН 27:10:0010105:65, установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что:
-границы земельного участка с КН 27:10:0010105:65 пересекаются с землями лесного фонда Николаевского лесничества Магинского участкового лесничества Хабаровского края квартал N 170 часть выдела 44. Площадь пересечения - 533 кв. м.
В соответствии с выпиской из ЕГРН:
- земельный участок с КН 27:10:0010105:65, общей площадью 533 кв. м. сформирован и поставлен на кадастровый учет 09.09.2008, расположен по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка (почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, Николаевский район, автодорога г. Николаевск-на-Амуре -п. Маго); категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; виды разрешенного использования: для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства; сведения об объектах недвижимости имеют статус "актуальные".
Сведения о спорном земельном участке были внесены в ЕГРН на основании распоряжения главы г. Николаевск-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 30.06.2003 г. N 479-р "О предоставлении земельных участков".
Рослесхоз считает, что спорный земельный участок незаконно находится в собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок находится на границах земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 27:00:0000000:14 в части выдела 44 квартала 170 Магинского участкового лесничества Николаевского лесничества Хабаровского края, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом.
Способы защиты гражданских прав, предусмотренные в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ), избираются истцом самостоятельно, должны соответствовать содержанию нарушенного права и приводить к его восстановлению.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика (абзац 1 пункта 36); доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абзац 2 пункта 36).
Таким образом, при рассмотрении виндикационного иска (иск не владеющего собственника к владеющему не собственнику) необходимо установить наличие у истца права собственности или иного вещного права на истребуемое имущество, фактическое нахождение спорного имущества у ответчика, незаконность владения ответчиком этим имуществом.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В силу положений пункта 1 Положения "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно пункту 5.20 (3) Положения Федеральное агентство лесного хозяйства, среди прочих полномочий, осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Пунктом 2 статьи 214 ГК РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с положениями части 21 статьи 11 Земельного кодекса РФ и абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" (Федеральный закон N 137-ФЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов вправе распоряжаться расположенными в пределах территории соответствующих районов земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статье 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности, помимо прочего, относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В статье 19 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований отнесения земельного участка к муниципальной собственности.
Исходя из статьи 8 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 2 статьи 9 ЗК РФ земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет управление и распоряжение Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм лесного и земельного законодательства орган местного самоуправления не уполномочен распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.
На основании пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 27:00:0000000:14, относящийся к землям лесного фонда, в границах которого располагаются спорные земельные участки, поставлен на кадастровый учет 17.11.2004, как ранее учтенный.
Земельный участок с кадастровым номером 27:10:0010105:65 поставлен на кадастровый учет 09.09.2008.
Таким образом, на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка уже имелась запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 27:00:0000000:14, в границах которого располагается спорный земельный участок.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения спора по существу ответчиками заявлено о пропуске срока исковой давности.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Исходя из пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 43), в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
При этом, положения, предусмотренные абзацем пятым статьи 208 ГК РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения) (пункт 7 постановления Пленума ВС РФ N 43).
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права и разъяснения, суд первой инстанции, установив, что земельный участок с кадастровым номером 27:10:0010105:65 поставлен на кадастровый учет 09.09.2008, приняв во внимание, что Российская Федерация в лице своего уполномоченного органа должна была узнать о нарушении своего права с указанного момента, учитывая дату обращения в суд за защитой нарушенного права (14.05.2021), правомерно отказал в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности.
По указанным основаниям судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что истец узнал о нарушении своего права только 03.02.2020 после получения заключения филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Дальлеспроект" N 3.
При этом судом принято во внимание, что заявленные в рамках настоящего дела требования не являются разновидностью негаторного иска, поскольку истец не является владеющим собственником спорного земельного участка, фактически земельный участок находится во владении и пользовании ответчика.
По указанным основаниям, учитывая пропуск истцом срока исковой давности, положения пункта 2 статьи 199 ГК РФ, согласно которому истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, доводы жалобы об обоснованности исковых требований об обязании ответчиков обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета без заявления требования об оспаривании границ спорного земельного участка, не могут быть приняты во внимание.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, применении норм материального и процессуального права, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.12.2021 по делу N А73-7229/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заменить по делу наименование Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края на Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7229/2021
Истец: Федеральное Агенство лесного хозяйства
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю