г. Владимир |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А43-26159/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 18.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2021 по делу N А43-26159/2021,
принятое по заявлению администрации города Дзержинска Нижегородской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 18.06.2021 N КУВД-001/2021-23203840,
при участии в деле третьих лиц - Егорова Алексея Анатольевича и Егоровой Ольги Александровны.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области (арендодатель) и Егорова О.А., Егоров А.А., Егоров Н.А, Егоров М.А., Егорова А.А. (арендаторы) 06.07.2015 заключили договор аренды земельного участка N 1667-П, в соответствии с которым арендодатель передал в аренду арендаторам на 3 года земельный участок (кадастровый номер 52:21:0000058:447), площадью 1 000 квадратных метров, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, шоссе Северное, ЖК "Северные ворота", 375, для индивидуального жилищного строительства.
Дополнительным соглашением от 30.03.2016 N 1 стороны определили срок действия договора аренды на 3 года с 01.01.2017.
Постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области (далее - администрация) от 04.06.2021 N 1576 (далее - постановление N 1576) указанный земельный участок (кадастровый номер 52:21:0000058:447) предоставлен многодетной семье Егорову А.А., Егоровой О.А., Егорову Н.А, Егорову М.А., Егоровой А.А. для индивидуального жилищного строительства в общую долевую собственность бесплатно.
Представитель администрации 08.06.2021 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление) с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении данного земельного участка.
Государственная регистрация права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000058:447 приостановлена до 20.09.2021, о чем направлено уведомление от 18.06.2021 N КУВД-001/2021-23203840/1 со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (из постановления N1576 невозможно определить долю каждого из собственников в праве собственности на земельный участок).
Уведомлением от 20.09.2021 N КУВД-001/2021-23203840/2 Управление отказало в государственной регистрации прав общей долевой собственности в связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации.
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным уведомления Управления от 18.06.2021 N КУВД-001/2021-23203840/1 о приостановлении осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок (кадастровый номер N 52:21:000000:58:447); уведомления Управления от 20.09.2021 N КУВД-001/2021-23203840/2 об отказе в осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на упомянутый земельный участок (л.д.103-104).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Егоров Алексей Анатольевич и Егорова Ольга Александровна.
Решением от 30.12.2021 Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленное администрацией требование и признал незаконным уведомление Управления от 20.09.2021 N КУВД-001/2021-23203840/2, в удовлетворении остальной части требований отказал ( с учетом определения об исправлении опечатки от 11.03.2022).
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что определить долю каждого из собственников в праве собственности из представленного постановления N 1576 не предоставляется возможным.
Управление обратило внимание на то, что площадь земельного участка имеет площадь 1000 кв.м с погрешностью 11кв.м., но данное обстоятельство не отражено в постановлении N 1576.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентированы Федеральным законом N 218-ФЗ.
В части 1 и части 2 (пункте 1) статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 18, частью 2 статьи 19 Федерального закона N 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 указанного Закона. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. При этом истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с этим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, не допускается.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Как следует из материалов дела, основанием для приостановления государственной регистрации и последующего отказа в государственной регистрации прав общей долевой собственности в связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации, послужило отсутствие в тексте постановления N 1576 указания на долю каждого из собственников в праве собственности на земельный участок. Управление сочло, что эти доли определить невозможно.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что в представленном для государственной регистрации права постановлении N 1576 содержится описание недвижимого имущества: земельный участок (кадастровый номер 52:21:000000:58:447) площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, шоссе Северное, ЖК "Северные ворота", 375, и вид регистрируемого права - общая долевая собственность.
В качестве основания для предоставления многодетной семье в общую долевую собственность земельного участка в постановлении N 1576 указан в числе прочих Закон Нижегородской области от 01.12.2011 N 168-З "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 168-З).
В силу пункта 1 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 168-З земельный участок в соответствии с настоящим Законом предоставляется однократно бесплатно в общую долевую собственность членам многодетной семьи в равных долях в порядке, установленном настоящим Законом.
В рассматриваемом случае доли сособственников определены Законом N 168-З.
При таких обстоятельствах вывод Управления о невозможности определения размера долей сособственников в праве общей долевой собственности на земельный участок обоснованно признан судом первой инстанции неправильным.
В данном случае администрацией для государственной регистрации представлены документы, форма и содержание которых соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие в описании площади земельного участка погрешности 11 кв.м не препятствует государственной регистрации.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что ранее Управлением неоднократно осуществлялась регистрация права общей долевой собственности многодетных семей на земельные участки на основании аналогичных постановлений.
С учетом изложенного у Управления отсутствовали законные основания для приостановления осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок и дальнейшего отказа в государственной регистрации права.
В этой связи суд первой инстанции правильно удовлетворил требование администрации о признании незаконным уведомления Управления от 20.09.2021 КУВД-001/2021-23203840/2 об отказе в осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок.
Поскольку уведомлением от 20.09.2021 Управление отказало администрации в проведении регистрационных действий по основаниям, изложенным в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 18.06.2021, суд первой инстанции посчитал, что необходимости в дополнительном признании незаконным уведомления о приостановлении от 18.06.2021 в настоящем деле не имеется. В этой связи в данной части суд отказал в удовлетворении заявленного требования (определение об исправлении опечатки от 11.03.2022).
В качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции правильно посчитал необходимым обязать Управление принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов администрации путем государственной регистрации права общей долевой собственности многодетной семьи: Егорова Алексея Анатольевича (18.10.1976 г.р.), Егоровой Ольги Александровны (18.11.1977 г.р.), Егорова Никиты Алексеевича (20.09.2001 г.р.), Егорова Матвея Алексеевича (08.07.2009 г.р), Егоровой Анастасии Алексеевны (01.07.2014 г.р.) на земельный участок кадастровый номер N 52:21:000000:58:447, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу Нижегородская область, г.Дзержинск, шоссе Северное, ЖК "Северные ворота", 375, для индивидуального жилищного строительства.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2021 по делу N А43-26159/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-26159/2021
Истец: Администрация г. Дзержинска Нижегородской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НО
Третье лицо: Егоров Алексей Анатольевич, Егорова Ольга Александровна