г.Самара |
|
20 февраля 2024 г. |
Дело N А65-22097/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.02.2024 в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.11.2023 по делу N А65-22097/2023 (судья Хамидуллина Л.В.), возбужденному по заявлению Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1644035822, ОГРН 1051605067172), г.Альметьевск Республики Татарстан, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ИНН 1659097613, ОГРН 1091690058107), г.Казань, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1644036551, ОГРН 1061644004487), г.Альметьевск Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Актив" (ИНН 1644013875, ОГРН 1021601626892), г.Альметьевск Республики Татарстан,
об оспаривании отказа и об обязании,
в судебном заседании приняли участие:
от Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ и КЗИОИГД АМР РТ - Крутов К.С. (доверенности от 02.08.2023, 02.06.2021),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - регистрирующий орган) от 11.05.2023 N КУВД-001/2023-4196703/4 и об обязании регистрирующего органа в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) запись от 07.03.2014 N 16-16-08/083/2013-102 о праве собственности Будриной Надежды Петровны на жилое помещение с кадастровым номером 16:45:040103:3012, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, ул.Полевая, д.8, ком.16, а также исключить из ЕГРН сведения об этом жилом помещении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - КЗИОИГД АМР РТ), общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Актив" (далее - ООО "Татнефть-Актив").
Решением от 24.11.2023 по делу N А65-22097/2023 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
Комитет в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель Комитета и КЗИОИГД АМР РТ апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя Комитета и КЗИОИГД АМР РТ в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, постановлением Комитета от 13.09.2018 N 70 утвержден проект планировки и межевания территории для объекта: "Жилая застройка квартального типа на участке, ограниченном улицами Герцена, Полевая, Автомобилистов в г.Альметьевск" (далее - ППТ).
На предусмотренной указанным ППТ территории находится земельный участок площадью 1 506,34 кв.м с кадастровым номером 16:45:040103:489, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, ул.Полевая, д.8, с видом разрешенного использования - под многоквартирный дом.
Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 16:45:040103:489 расположен объект недвижимости - многоквартирный дом "общежитие" площадью 668,3 кв.м с кадастровым номером 16:45:040103:1710. В составе данного многоквартирного дома имелось 28 жилых помещений (комнат), из которых помещения с кадастровыми номерами 16:45:040103:1970, 16:45:040103:2989, 16:45:040103:2997, 16:45:040103:3017, 16:45:040103:3018, 16:45:040103:3028, 16:45:040103:3032, 16:45:040103:3102, 16:45:040103:3104, 16:45:040103:3182, 16:45:040103:3425, 16:45:040103:3426 и 16:45:040103:3429 находились в собственности ООО "Татнефть-Актив"; помещения с кадастровыми номерами 16:45:040103:1971, 16:45:040103:3338, 16:45:040103:3421, 16:45:040103:3422, 16:45:040103:3423, 16:45:040103:3424, 16:45:040103:3427, 16:45:040103:3428, 16:45:040103:3444, 16:45:040103:3445 16:45:040103:3446 и 16:45:040103:3448 - в собственности муниципального образования "Город Альметьевск" Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
На основании решения Альметьевского городского совета Республики Татарстан от 28.09.2021 N 47 полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Альметьевск" Альметьевского муниципального района Республики Татарстан переданы муниципальному образованию "Альметьевский муниципальный район Республики Татарстан".
В соответствии с п.1.1, 3.1 Положения о Комитете земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (утв.Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 12.05.2021 N 51) Комитет является постоянно действующим органом местного самоуправления Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющим в пределах своих полномочий управление муниципальным имуществом, земельными участками, акциями, долями (вкладами) в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также реализующим управленческие функции в области градостроительной деятельности. Осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, в том числе земельными участками.
Таким образом, с учетом положений указанных муниципальных нормативно-правовых актов, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Альметьевск", осуществляют органы местного самоуправления Альметьевского муниципального района.
По сведениям ЕГРН, расположенные в указанном многоквартирном доме комнаты с кадастровыми номерами 16:45:040103:1969 и 16:45:040103:2988 сняты с кадастрового учета 26.01.2023; комната с кадастровым номером 16:45:040103:3012 находится в собственности Будриной Н.П. (запись от 07.03.2014 N 16-16-08/083/2013-102).
Согласно информации ЗАГС Будрина Н.П. умерла 20.04.2014.
По сведениям нотариуса Сауленко А.Л., наследником, принявшим наследство после смерти Будриной Н.П., являлся Будрин П.Л.
В соответствии с информацией, полученной КЗИОИГД АМР РТ посредством межведомственного взаимодействия, Будрин П.Л. умер 13.03.2019. Наследственное дело после его смерти не открывалось.
В последующем Комитету стало известно, что здание (многоквартирный дом) с кадастровым номером 16:45:040103:1710, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск ул.Полевая, д.8, было снесено силами ООО "СК Идея "Юго-Восток" по заданию ООО "Татнефть-Актив", о чем свидетельствует акт о демонтаже здания.
В связи с указанными обстоятельствами уполномоченный орган местного самоуправления не успел надлежащим образом зарегистрировать право муниципальной собственности на спорное жилое помещение.
03.02.2023 Комитет обратился в регистрирующий орган с заявлением о прекращении права собственности Будриной Н.П. на комнату с кадастровым номером 16:45:040103:3012.
Регистрирующий орган уведомлением от 09.02.2023 N КУВД-001/2023-4196703/1 приостановил государственную регистрацию права на срок до 10.05.2023 на основании п.2 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а уведомлением от 11.05.2023 N КУВД-001/2023-4196703/4 отказал в государственной регистрации прекращения права собственности на недвижимое имущество (комната) с кадастровым номером 16:45:040103:3012 ввиду отсутствия в ЕГРН сведений о государственной регистрации права муниципального образования "город Альметьевск" Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на данный объект.
Изложено послужило основанием для обращения Комитета с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Закон N 218-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно данному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных данным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Ст.1 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с положениями Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, государственная регистрация удостоверяет вещные права на недвижимое имущество, не являясь основанием их возникновения.
П.3 ч.1 ст.29 Закона N 218-ФЗ определен порядок проведения государственной регистрации прав, который включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч.4 ст.18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Ч.4 ст.29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч.6 ст.29 Закона N 218-ФЗ в день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с ч.7 данной статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения данного Закона.
Согласно ст.27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, указанные в ст.26 данного Закона.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч.12 ст.29 Закона N 218-ФЗ).
Как видно из материалов дела, отказывая Комитету в регистрации прекращения записи о праве собственности Будриной Н.П. на жилое помещение с кадастровым номером 16:45:040103:3012, регистрирующий орган указал на отсутствие в ЕГРН сведений о государственной регистрации права муниципального образования "город Альметьевск" Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на вышеуказанную комнату, поэтому прекращение права собственности на данный объект не может быть произведено на основании заявления Комитета.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.15 Закона N 218-ФЗ с заявлением о проведении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета вправе обратиться лицо, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением случаев, при которых в соответствии с данным Законом государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно) или прекращается, при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в данном случае единственным лицом, по заявлению которого могут быть осуществлены регистрационные действия, является титульный собственник недвижимого имущества с кадастровым номером 16:45:040103:3012, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, ул.Полевая, д.8, ком.16.
Согласно ч.2 ст.1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Законом сведений.
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав носит заявительный характер (за исключением установленных Законом N 218-ФЗ случаев).
В отношении комнаты с кадастровым номером 16:45:040103:3012 за государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав может обратиться исключительно лицо, принявшее наследство.
Действующее законодательство не предусматривает принудительного проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
По сведениям нотариуса Альметьевского нотариального округа Республики Татарстан, исходя из материалов наследственного дела N 01-26-219/2014 к имуществу умершей 20.04.2014 Будриной Н.П., наследником, принявшим наследство, по состоянию на 26.05.2022 являлся Будрин П.Л.
Между тем, по информации, полученной КЗИОИГД АМР РТ посредством межведомственного взаимодействия, Будрин П.Л. умер 13.03.2019 и наследственное дело после его смерти не открывалось.
Согласно ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
П.1 ст.1151 ГК РФ установлено, что в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, имущество умершего считается выморочным.
Жилое помещение переходит в порядке наследования по закону в собственность городского поселения, на территории которого оно расположено (абз.2 п.2 ст.1151 ГК РФ).
Согласно п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.50 Постановления Пленума от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление N 9), выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п.1 ст.1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, для того, чтобы получить свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество, муниципальному образованию в рассматриваемой ситуации следовало обратиться в общем порядке с заявлением о выдаче такого свидетельства к нотариусу или должностному лицу, уполномоченному в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие, по месту открытия наследства (п.1 ст.1162 ГК РФ, п.50 Постановления N 9).
Условия выдачи свидетельства о праве на наследство по закону определены в ст.72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1. Так, нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся подтверждением оснований для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, в том числе о выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество.
Следовательно, решение нотариуса о выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество принимается на основе изучения документов, подтверждающих выморочность имущества (таковыми могут быть документы об отсутствии лиц, проживающих совместно с наследодателем на момент его смерти, об отсутствии лиц, возложивших на себя бремя содержания жилого помещения, об отсутствии иных наследников и др.).
После выдачи свидетельства нотариус обязан не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.
Между тем указанные документы в регистрирующий орган не представлялись.
Суд первой инстанции отметил, что бездействие публично-правового образования как участника гражданского правового оборота, не оформившего в разумный срок право собственности, в определенной степени создает предпосылки к его утрате, в том числе вследствие выбытия соответствующего имущества из владения данного публичного собственника в результате сноса объекта недвижимости. Регистрация права собственности на комнату с кадастровым номером 16:45:040103:3012 за муниципальным образованием не производилась ввиду ненадлежащего контроля Комитета за выявленным жилым помещением, подлежащим передаче в муниципальную собственность. Не было совершено никаких действий, свидетельствующих о проявлении должного интереса к спорной комнате, заявитель во владение объектом не вступил, право собственности не зарегистрировал, сохранность комнаты не обеспечил.
Довод представителя Комитета и КЗИОИГД АМР РТ (со ссылкой на служебную записку, адресованную КЗИОИГД АМР РТ Пузыревой И.Г., и письмо КЗИОИГД АМР РТ без даты, адресованное нотариусу Сауленко А.Л.) о том, что указанные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, - подлежит отклонению. В приобщении этих документов к материалам дела суд апелляционной инстанции отказал на основании ч.2 ст.268 АПК РФ, поскольку не представлено доказательств невозможности их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от Комитета и КЗИОИГД АМР РТ. Во всяком случае, следует отметить, что доказательств направления нотариусу Сауленко А.Л. указанного письма (без даты) не представлено, а служебная записка является лишь внутренним документом организации.
В соответствии со ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу положений п.6 ст.8.1 ГК РФ лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ст.14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном тем же законом порядке.
В силу п.7.4 ч.2 ст.14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места).
П.3 ч.3 ст.14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.
В соответствии со ст.15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:
- собственника земельного участка, на котором расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в ЕГРН, если правоспособность их собственника прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом;
- органа государственной власти или органа местного самоуправления при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, помещений или машино-мест в них, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в ЕГРН прав на такие объекты недвижимости, если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка, на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом;
- принявшего наследство наследника физического лица, которому согласно записям в ЕГРН до дня открытия наследства принадлежали прекратившие свое существование здание, сооружение, помещение или машино-место в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в ЕГРН прав на такие объекты.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, Комитет не имел полномочий подавать заявление на государственную регистрацию в отношении объекта - жилое помещение с кадастровым номером 16:45:040103:3012, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, ул.Полевая, д.8, ком.16.
Для устранения причин приостановления регистрационных действий Комитету было рекомендовано представить в материалы учетно-регистрационного дела документы, свидетельствующие о том, что он имеет полномочия подавать заявление о прекращении права собственности в отношении жилого помещения с кадастровым номером 16:45:040103:3012, однако такие документы в установленный срок Комитетом в регистрирующий орган представлены не были.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для осуществления регистрационных действий.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что спорная комната находилась в здании с кадастровым номером 16:45:040103:1710 по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, ул.Полевая, д.8, которое было демонтировано, о чем свидетельствует акт осмотра от 19.09.2022.
Здание располагалось в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:45:040103:489; согласно сведениям ЕГРН правообладателем земельного участка является ООО "Татнефть-Актив".
Заявитель утратил права на объект недвижимости в связи с фактическим прекращением существования объекта в результате его сноса. В рассматриваемом случае п.50 Постановления N 9 не применим, поскольку спорная комната, как объект недвижимости, фактически не существует.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции правомерно отказал Комитету в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка Комитета на судебный акт по другому делу не может быть принята во внимание, так как этот акт принят в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, и не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2023 года по делу N А65-22097/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22097/2023
Истец: Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Тватарстан, г.Альметьевск
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан ( Управление Росреестра по РТ ), г.Казань
Третье лицо: Комитет земельно-имущественных отношений градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск, ООО "Татнефть-Актив", г.Альметьевск, Одиннадцатый арбиражный апелляционный суд