г. Тула |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А23-2898/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 14.12.2021 по делу N А23-2898/2021 (судья Масенкова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс" (г. Людиново, ОГРН 1044004100139, ИНН 4024007845) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Калужской области (г. Людиново, ОГРН 1044004102922, ИНН 4024008503) о признании недействительным отказа;
при участии в заседании:
от заявителя: Степанова Е.Е. (доверенность от 22.02.2022 N 07),
заинтересованного лица: Наумова А.Н. (доверенность от 01.03.2022 N 426);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ренессанс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Калужской области (далее - инспекция), выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 14.12.2021 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении общества по состоянию на 10.06.2020 основным видом деятельности является "деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений" - код ОКВЭД 81.22, - не поименованный в перечне отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, в связи с чем оснований для предоставления обществу субсидии у инспекции не имелось; указывает, что в сформированном Минэкономразвития России реестре налогоплательщиков ИНН общества не содержится, а инспекция не наделена полномочиями самостоятельно определять организации, в наибольшей степени пострадавшие в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу инспекции - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, общество по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) обратилось в адрес инспекции с заявлением от 21.07.2020 N 1 о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 976).
Инспекцией в адрес общества по ТКС направлено сообщение от 03.08.2020 N 16312 об отказе в предоставлении субсидии, при этом причины отказа указаны следующие: отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии (по состоянию на 10.06.2020) не входит в перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой короновирусной инфекции, объекты туристской индустрии, принадлежащие получателю субсидии не включены в единый перечень классификационных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10.06.2020 в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; получатель субсидии (социально ориентированная некоммерческая организация) не включен в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции, по состоянию на 01.07.2020 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 N 847 и в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 N 906.
Не согласившись с отказом инспекции, общество обратилось в управление ФНС России по Калужской области (далее - управление) с жалобой от 19.08.2020 N 83, по результатам рассмотрения которой управление сообщило обществу письмом от 22.09.2021 N 55-17/10330@, что процесс предоставления субсидии максимально автоматизирован и осуществляется посредством обработки программным комплексом ФНС России сведений, в том числе переданных внешними источниками без участия сотрудников налоговых органов. В частности, принятие решения о выплате субсидии (или об отказе в оплате субсидии), а также формировании заявителям соответствующих исходящих документов производится непосредственно системой автоматизировано. Представление субсидий налогоплательщикам, не получившим соответствующие суммы по техническим причинам либо в случае необоснованного отказа в выплате субсидии, осуществляется на основании запросов Управления в адрес ФНС России.
Также обществу было сообщено, что реквизиты для перечисления субсидии направлены в ФНС России в управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов для решения вопроса в индивидуальном порядке (письмо управления от 04.09.2020 N 55-16/09720@).
Полагая, что действия инспекции, выразившиеся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976, не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось с заявлением в Арбитражный суд Калужской области.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Постановлением N 976 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил определено, что они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Правил субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в п. 1 Правил.
Пунктом 3 Правил закреплены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление) в электронной форме по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика) или в виде почтового отправления;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.06.2020 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 10.06.2020, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10.06.2020 в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.06.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 руб. (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
В соответствии с п. 6 Правил для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15.07.2020 по 15.08.2020 (включительно).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным п. 3 и 4 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации представляет в Федеральную налоговую службу в срок до 10.07.2020, в том числе, информацию об объектах туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, включенных в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, по состоянию на 10.06.2020;
Основанием для отказа в предоставлении субсидии в числе прочих является нарушение условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, предусмотренных п. 3 и 4 Правил.
В приложении N 3 к Правилам приведен Перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, в котором в числе прочих значится такой вид экономической деятельности как "деятельность по предоставлению мест для временного проживания", код по ОКВЭД - 55.
Как следует из материалов дела, обществом, имеющим объект туристской индустрии, в предусмотренный Правилами срок в инспекцию представлено заявление о предоставлении субсидии.
Сообщением от 03.08.2020 N 16312 инспекция отказала обществу в предоставлении субсидии, по причине того, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении общества по состоянию на 10.06.2020 основным видом деятельности является "деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений" - код ОКВЭД 81.22, - не поименованный в перечне отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Действительно, по состоянию на 10.06.2020 основным видом экономической деятельности общества, указанном в ЕГРЮЛ, являлся: "деятельность по очистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений" (код ОКВЭД - 81.22), запись об изменении основного вида экономической деятельности на "деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" (код ОКВЭД - 55.10) произведена 02.07.2020.
Вместе с тем, то, что по состоянию на 10.06.2020 основной вид экономической деятельности общества не относился к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, не имеет в рассматриваемом случае правового значения, поскольку пп. "в" п. 3 Правил предусмотрено, в том числе, такое условие для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий, как включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10.06.2020 в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежит объект туристской индустрии - гостиница "Апрель", - который классифицирован ООО "Центр сертификации, классификации и контроля качества" (свидетельство от 11.11.2019 N 23/19/1833-2019) и внесен в Федеральный перечень классифицированных гостиниц под N 550020013 (присвоенная категория: три звезды, решение о присвоении категории рег. N 1833 от 11.11.2019; рег. N свидетельства категории 23/19/1833-2019 от 11.11.2019).
Таким образом, вопреки доводу апеллянта, отказ в предоставлении субсидии по мотиву отсутствия объекта общества в перечне классифицированных гостиниц не соответствует фактическим обстоятельствам. Иные условия для получения субсидии, установленные Правилами, обществом соблюдены, что подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что общество имело право на получение государственной поддержки, а отсутствие в сформированном ФНС России реестре сведений об объекте, а также применение механизма проверки условий в автоматическом режиме, препятствующие гарантированному государством праву на получение субсидии не могут влечь нарушение прав и законных интересов лица, отвечающего всем установленным критериям, является верным.
Следовательно, установив наличие предусмотренной ст. 198, 200, 201 АПК РФ совокупности условий для признания оспариваемого отказа инспекции незаконным, суд области правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Кроме того, так как согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно обязал инспекцию совершить действия, направленные на получение обществом субсидии.
Ссылка апеллянта на отсутствие возможности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку именно налоговый орган в силу положений Правил на основании заявления получателя субсидии производит расчет размера субсидии, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде и направляет его в Федеральное казначейство.
Таким образом, доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 14.12.2021 по делу N А23-2898/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2898/2021
Истец: ООО "Ренессанс", ООО Ренессанс
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Калужской области