г. Хабаровск |
|
18 марта 2022 г. |
А73-16019/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Лига ДВ"
на решение от 07.02.2022
по делу N А73-16019/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Лига ДВ"
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления от 07.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении; третье лицо: 32 военная прокуратура гарнизона Военной прокуратуры Восточного военного округа,
УСТАНОВИЛ:
32 военной прокуратурой гарнизона Военной прокуратуры Восточного военного округа (далее - Прокуратура) проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Лига ДВ" (далее - ООО "УК Лига ДВ", Общество) требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при содержании общего имущества многоквартирного дома 220 военного городка N 9 с. Новосысоевка Яковлевского района Приморского края (далее - МКД N 220) по результатам которой установлено:
- согласно лицензии N 545 от 09.01.2020 и договору N б/н от 28.04.2020 МКД N 220 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, находится под управлением ООО "УК "Лига ДВ";
- в подъездах N 1, 2, 3 и 4 МКД N 220 обнаружены отслоения штукатурного и окрасочного слоев;
- у подъезда N 1 МКД обнаружено складирование бытового мусора;
- на проемах отверстий технического подполья (подвального помещения) МКД N 220 отсутствует защитная сетка;
- обработка (влажная уборка, дезинфекция) оконных проемов и подоконников, почтовых ящиков в МКД N 220 своевременно не проводится, обнаружена пыль и грязь на подоконниках;
- при осмотре системы электроснабжения МКД N 220 в местах общего пользования обнаружено, что поэтажные электрические щитки не закрыты на замок, у подъездов отсутствует освещение;
- в жилых помещениях N 7, 30 МКД N 220 на потолке и стенах обнаружены следы влаги и затекания в виде капель воды. Накануне проведения осмотра зафиксированы атмосферные осадки в виде дождя.
Факт нарушения отражен в акте от 08.07.2021, зафиксирован фотосъемкой.
О времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (назначено на 19.07.2021 в 18-00) Общество извещалось путем направления соответствующего уведомления от 06.07.2021, которое получено Обществом 14.07.2021, что подтверждается оттиском входящего штампа, подписью получившего лица.
19.07.2021 заместителем военного прокурора 32 военной прокуратуры в отношении ООО "УК Лига-ДВ", в присутствии представителя Литвиненко И.О. по доверенности N 16 от 01.07.2021, было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Материалы дела направлены на рассмотрение в главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Главное управление, Управление).
Определением Главного управления от 01.09.2021 рассмотрение дела назначено на 07.09.2021 в 12-10. Уведомление вручено Обществу 02.09.201, что подтверждается оттиском входящего штампа, подписью получившего лица.
07.09.2021 заместителем начальника главного управления Зубаревым Д.А.. в отношении ООО "УК Лига-ДВ", в отсутствии представителей Общества, при надлежащем извещении, вынесено постановление N А2021-17-01-0952 о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить такое постановление.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-16019/2021, к участию в деле привлечена Прокуратура в качестве третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции решением от 07.02.2022 постановление Главного управления от 07.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N А2021-17-01-0952, вынесенное в отношении ООО "УК Лига ДВ" изменил, снизив размер административного штрафа до 125 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК Лига ДВ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и прекратить производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), выражающихся в нарушении лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как должностные лица, так и организации, на которых возложена обязанность по управлению многоквартирными домами.
Статьей 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в частности:
- лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
- лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании пункта 4 статьи 4 Закона N 99-ФЗ установлено, что основным принципом осуществления лицензирования является, в том числе установленные исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).
Лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (пункт 51 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
Такой перечень в отношении лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлен в разделе X "лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами" Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" определены следующие лицензионные требования к лицензиату:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Как верно указано судом первой инстанции, Общество как лицензиат, обязано соблюдать требования части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162, части 1 стастьи 193 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157,2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Требованием части 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги но управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в гаком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (пункт 4 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16 статьи 161 ЖК РФ).
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
д(2)) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. На основании части 1 статьи 161 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила N 416, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в частности управляющими организациями, заключившими договор управления МКД (подпункт "в" пункта 1 Правил N 416).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г" пункта 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с подпунктом "ж" пункт 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается в т.ч. выполнением следующего стандарта: организация и осуществление расчетов за услуга и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
На все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов - пункт 3.4.7 Правил N 170.
Организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами (пункт 3.5.8 Правил N 170).
Местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.3.2 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290) работы, выполняемые в зданиях с подвалами: проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений (пункт 11 Правил N 290).
В силу пункта 23 Правил N 290 работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:
- сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов, и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
- влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно материалам дела, Прокуратурой в ходе проверки выявлено следующее:
В подъездах N 1, 2, 3 и 4 МКД N 220 обнаружены отслоения штукатурного и окрасочного слоев. У подъезда N 1 МКД обнаружено складирование бытового мусора.
На проемах отверстий технического подполья (подвального помещения) МКД N 220 отсутствует защитная сетка.
Обработка (влажная уборка, дезинфекция) оконных проемов и подоконников, почтовых ящиков в МКД N 220 своевременно не проводится, обнаружена пыль и грязь на подоконниках.
При осмотре системы электроснабжения МКД N 220 в местах общего пользования обнаружено, что поэтажные электрические щитки не закрыты на замок, у подъездов отсутствует освещение.
В жилых помещениях N 7, 30 МКД N 220 на потолке и стенах обнаружены следы влаги и затекания в виде капель воды. Накануне проведения осмотра зафиксированы атмосферные осадки в виде дождя.
Факт нарушения Обществом вышеуказанных норм подтверждается материалами дела.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, вина Общества состоит в ненадлежащем техническом обслуживании дома, в непринятии мер по своевременному обследованию здания, в непринятии мер по организации и проведению ремонтных работ по устранению выявленных нарушений.
Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии у Общества возможности для соблюдения правил и норм при содержании жилых домов, заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что содержащийся в оспариваемом постановлении вывод административного органа о нарушении Обществом перечисленных Правил N 170, является правомерным и обоснованным, и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, Управлением в ходе административного производства не допущено, Обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, применив положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, уменьшил размер штрафа, примененного административным органом, до 125 000 руб.
Основания считать размер штрафа, определенный судом, несправедливым и несоразмерным совершенному обществом правонарушению отсутствуют.
Довод Общества об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности со ссылкой на проведение прокуратурой проверки в октябре 2020 года и вынесение представления от 22.06.2021, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку в ходе проверки, проведенной 08.07.2021 были выявлены иные нарушения, отличные от нарушений, выявленных предыдущей проверкой.
Рассматриваемое постановление от 07.09.2021 вынесено в пределах двухмесячного срока давности привлечения к ответственности.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.02.2022 по делу N А73-16019/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16019/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Лига ДВ"
Ответчик: КОМИТЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: 32 военная прокуратура гарнизона Военной прокуратуры ВВО