город Томск |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А03-11382/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территориальная сетевая организация "Сибирь" (N 07АП-1061/2022) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.12.2021 по делу N А03-11382/2021 (судья Куличкова Л.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Территориальная сетевая организация "Сибирь" (ИНН 4205282579, ОГРН 1144205003403, 650036, г.Кемерово, ул. Терешковой, 39/3, оф. 301) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (ИНН 2221177627, ОГРН 1102225002923, 656038, г.Барнаул, ул. Молодежная, 1) о признании недействительным решения об отсутствии основания для установления на 2021 год тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО "ТСО "Сибирь", оформленного Уведомлением об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год N 41-11 /П/2295 от 16.06.2021, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных заявителя путем отмены уведомления об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год N 41-11/П/2295 от 16.06.2021 и установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: без участия (представитель Вахрушева В. А. не обеспечила подключение к заседанию в режиме веб-конференции),
От заинтересованного лица: Андреева Е. С. по дов. от 08.11.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Территориальная сетевая организация "Сибирь" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения об отсутствии основания для установления на 2021 год тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО "ТСО "Сибирь", оформленного Уведомлением об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год N 41-11 /П/2295 от 16.06.2021, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных заявителя путем отмены уведомления об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год N 41-11/П/2295 от 16.06.2021 и установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Решением суда от 09.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что действующим законодательством предусмотрено, что цены (тарифы) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, устанавливаются на текущий период регулирования независимо от срока подачи материалов организацией. В обжалуемом Уведомлении не содержится ссылки на п. 9(1) Правил госрегулирования N 1178 в обоснование отказа в открытии дела об установлении цен (тарифов). Судом не учтено, что Управлением указанный вопрос не исследовался, а ссылка на п. 9 (1) Правил госрегулирования N 1178 была сделана Управлением после вынесения Уведомления в ходе судебного заседания суда первой инстанции.
Управление в отзыве на жалобу не согласилось с доводами заявителя, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 26.05.2021 ООО "ТСО "Сибирь" обратилось с заявлением в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям.
Согласно уведомлению N 41-11/П/2295 от 16.06.2021 заявителю указано об отсутствии оснований в установлении (пересмотре) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Не согласившись с указанным уведомлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N35-ФЗ) государственному регулированию цен (тарифов) на оптовом и розничном рынках подлежат в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно статье 24 Закона об электроэнергетике к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отнесено установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 1 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695 (далее - Положение) определено, что управление по тарифам является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги.
ООО "ТСО Сибирь" обратилось с заявлением от 26.05.2021 N 272 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2021 год.
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе:
- цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф);
- индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (далее - тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями);
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя (далее - моносетевые организации).
Единый котловой тариф устанавливается до начала очередного периода регулирования для взаиморасчетов всех потребителей услуг, вне зависимости от того к какой территориальной сетевой организации они присоединены.
Для пересмотра тарифов пунктом 7 Основ ценообразования установлен закрытый перечень, а именно регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Согласно пункту 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила регулирования), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с начала очередного расчетного периода регулирования.
Судом установлено, что к моносетевым организациям заявитель не относится.
На основании изложенного, суд первой инстанции верно отметил, что у управления по тарифам отсутствуют законные основания в установлении тарифов для ООО "ТСО Сибирь" в течении периода регулирования (единые котловые тарифы, индивидуальные тарифы, тариф для моносетевой организации).
Кроме того, запрещено установление не с начала очередного расчетного периода регулирования котловых (единых) тарифов (пункт 3, 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Пунктом 9.1. Правил регулирования предусмотрено, что регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.
Согласно п. 10.3 постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", (далее - Стандарты раскрытия), субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию, указанную в подпункте "г" пункта 12, по форме согласно приложению к стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Судом установлено, что на 2021 год опубликованная на официальном сайте ООО "ТСО "Сибирь" информация, предусмотренная пунктом 12 "г" Стандартов раскрытия, не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования. Согласно информации с официального сайта ООО "ТСО "Сибирь" уровень необходимой валовой выручки на 2021 год составляет 73 021,166 тыс. руб. Размер необходимой валовой выручки, заявленный в материалах тарифного дела, составляет 86 628,92678 тыс.руб. (том 1 л.д.17).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования N1178, пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел".
Единый (котловой) тариф учитывает расходы всех сетевых организаций, участвующих в оказании услуг по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Расходы ООО "ТСО Сибирь" на 2021 год в составе котлового тарифа не учитывались.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что основания для установления единых (котловых) тарифов на 2021 год для ООО "ТСО Сибирь" отсутствуют, так как действующим законодательством не предусмотрено установление указанных тарифов для одной организации и пересмотр уже установленных на 2021 год в связи с заявлением новой территориальной сетевой организацией.
Отклоняя довод заявителя об отсутствии нормативно-правового обоснования отказа в установлении тарифа на 2021 год, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в оспариваемом уведомлении в качестве нормативно-правового обоснования для отказа указан пункт 18 Правил, который напрямую запрещает установление тарифа не с начала очередного расчетного периода. Пункт 7 Основ приведен в качестве информации, о том, в каких случаях установить тариф возможно.
Доводу заявителя об отсутствии ссылки на пункт 9(1) Правил в обоснование отказа, судом первой инстанции также дана надлежащая правовая оценка.
Судом установлено, что в открытии дела ТОС "Сибирь" не отказано, а направлено уведомление об отсутствии оснований для установления тарифа.
Пунктами 11-14 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФАС России от 19.06.2018 N 834/18 установлено, что в заявлении об установлении регулируемых цен (тарифов) указываются:
сведения о заявителе (наименование и реквизиты организации, адрес юридического лица, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации);
основания, по которым заявитель обратился в регулирующий орган для установления цен (тарифов);
требование, с которым заявитель обратился.
Документы регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и направляются руководителю регулирующего органа.
Для рассмотрения представленных заявлений об установлении цен (тарифов) руководитель регулирующего органа назначает уполномоченного из числа своих сотрудников.
Регулирующий орган проводит экспертизу заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в порядке.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснила, что на стадии рассмотрения заявления установлено отсутствие оснований для открытия тарифного дела, со ссылкой на положение пункта 18 Правил, в котором указано, что установление тарифа, в том числе для ранее не регулируемой организации, возможно только с начала очередного расчетного периода регулирования.
Соответственно, как верно отметил суд первой инстанции, отсутствуют основания для рассмотрения вопроса об открытии либо отказе в открытии тарифного дела на 2021 год.
При указанных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое уведомление соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов общества.
Кроме того, как поясняет Управление, на момент вынесения уведомления и обжалуемого решения суда ООО "ТСО "Сибирь" не соответствовала критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. После приведения документов в надлежащее состояние по заявлению ООО "ТСО Сибирь" на 2022 год решениями Управления по тарифам от 29.12.2021 N 575, 576 присвоен статус территориальной сетевой организации и утверждены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.12.2021 по делу N А03-11382/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территориальная сетевая организация "Сибирь" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Территориальная сетевая организация "Сибирь" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.12.2021 N 1332.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11382/2021
Истец: ООО "ТСО "Сибирь"
Ответчик: Управление АК по государственному регулированию цен и тарифов