г. Вологда |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А13-15239/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аспект" Красильниковой А.А. по доверенности от 09.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аспект" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 декабря 2021 года по делу N А13-15239/2021,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 14; 160000, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аспект" (ОГРН 1063529023898, ИНН 3507304516; адрес: 160544, Вологодская область, Вологодский район, поселок Васильевское, улица Молодежная, дом 6; далее - общество, ООО "Аспект") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 декабря 2021 года общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает на нарушение административным органом процедуры проверки, а именно на нарушение срока уведомления общества о начале проведения проверки. Считает, что неверно определена площадь размещения отходов, поскольку в данную площадь ошибочно включены изолирующие материалы.
Представитель общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Решение суда первой инстанции проверено в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Аспект" Федеральной службой по надзору в сфере природопользования выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 19.09.2018 N (35)-6314-СР.
Общество осуществляет эксплуатацию полигона ТБО в п. Васильевское на основании договора аренды недвижимого имущества от 29.05.2018.
На основании решения от 11.10.2021 N 02-01-04/67-рв проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Аспект" в рамках лицензионного контроля, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 13.10.2021 N 08-01-17/2021-226. В ходе проверки установлено, что общество на основании лицензии осуществляет эксплуатацию полигона ТБО п. Васильевское, код объекта 19-0135-000268-П, при этом размещение отходов на полигоне ТБО осуществлено вне границ участка, отведенного под складирование отходов.
Административный орган пришел к выводу о нарушении обществом пункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
По результатам проверки государственным инспектором в области охраны окружающей среды 20.10.2021 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 08-01-20/2021-285-01, за которое предусмотрена административная ответственность согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
С целью привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ Управление Росприроднадзора обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) определено, что лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, то есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования (статьи 3 и 8 Закона N 99-ФЗ).
Согласно Закону N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 33 Закона N 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закона N 174-ФЗ), реализация объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, недопустимо.
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются, в том числе, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (пункт 7 части 1 статьи 30 Закона N 174-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" утверждено "Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), а также использование лицензиатом объекта утилизации или размещения отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 4 Положения, грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом следующих требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ:
б) использование лицензиатом объекта государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", при осуществлении деятельности по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Как следует из материалов дела, у ООО "Аспект" имеется заключение экспертной комиссии по рабочему проекту "Площадка для сканирования бытовых отходов п. Васильевское Вологодского района Вологодской области" от 05.06.2003. Согласно указанному заключению площадь, отведенная под полигон ТБО составляет 17 800 м2, в том числе участка для скандирования отходов - 0,653 га.
При этом согласно техническому отчету, выполненному ООО "МКГеометрия" и направленному в адрес Управления Росприроднадзора 22.09.2021, площадь размещения отходов на полигоне составила 0,79 га.
Материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 20.10.2021, актом проверки от 13.10.2021 N 08-01-17/2021-226, иными приложенными документами, подтверждается наличие в действиях ООО "Аспект" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод общества об отсутствии нарушений в размещении отходов судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку он не подтверждается допустимыми и достоверными доказательствами.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В рассматриваемом случае отсутствуют основания полагать, что грубое нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Общество как профессиональный участник рынка, а также как лицензиат должен был принять все необходимые меры для соблюдения требований лицензионного законодательства.
Общество не представило пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Таким образом, вышеуказанные действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Доводы, содержащиеся в жалобе и дополнениях к ней о нарушении административным органом срока уведомления общества о начале проверки, составляющего 24 часа, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" утверждено Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) (далее - Положение) (начало действия документа - 02.07.2021).
Статьями 1, 2 Положения определено, что настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее - государственный экологический контроль). Предметом государственного экологического контроля является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, том числе соблюдение лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении объектов, указанных в подпунктах "б" - "к" пункта 8 настоящего Положения.
Согласно пункту 7 Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического контроля, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Исходя из системного толкования приведённых норм права следует, что с 01.07.2021 отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц регулируются Законом N 248-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 248-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется в отношении лицензирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе в части проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию (далее - лицензиаты). Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, осуществляемое в форме государственной услуги.
Частью 4 статьи 21 Закона N 284-ФЗ предусмотрено, что информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
В силу части 3 статьи 73 Закона N 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
Частью 1 статьи 65 Закона N 248-ФЗ установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором контрольных (надзорных) действий, указанных в данной статье, в частности путем проведения осмотра.
Материалами дела подтверждается, что решение управления о проведении плановой выездной проверки в отношении общества от 11.10.2021 N 02-01-04/67-рв размещено в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 11.10.2021 в 08 час 38 мин и получено обществом 11.10.2021 в 09 час 42 мин, о чем свидетельствует представленный скриншот страницы электронной почты ООО "Аспект". Проверка проводилась в отношении полигона твердых бытовых отходов, расположенного в с. Васильевское, и первым контрольным действием, согласно акту проверки от 13.10.2021, являлся осмотр полигона, который начат 12.10.2021 в 09 час 46 мин, что подтверждается протоколом осмотра от 12.10.2021.
Таким образом, сроки уведомления юридического лица о проведении плановой проверки, установленные частью 3 статьи 73 Закона N 248-ФЗ, управлением соблюдены.
Время прочтения уведомления о начале проверки не имеет правового значения, поскольку оно направлено в адрес общества в установленные сроки.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта по безусловным основаниям, апелляционной коллегией не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 декабря 2021 года по делу N А13-15239/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аспект" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15239/2021
Истец: Северное Межрегиональное управление Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "АСПЕКТ"