г. Москва |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А41-10715/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от СНТ "Полянка": Ивахина Е.Ю., по доверенности N 1-2ЮР от 21.01.2021;
от Администрации городского округа Щёлково Московской области: не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от Федерального агентства лесного хозяйства: Пузанов А.А., по доверенности N ГРС-02-28/14606 от 09.07.2021;
от Управления Росреестра по МО: не явились, извещены;
от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2021 года по делу N А41-10715/21 по исковому заявлению СНТ "Полянка" к Администрации городского округа Щелково, Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению Росреестра по Московской области, третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
СНТ "Полянка" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Щелково, Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению Росреестра по Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений, об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ лесного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:106621, установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 и лесного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:106621 в соответствии с представленным каталогом координат.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2021 года по делу N А41-10715/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своего представителя, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Администрация городского округа Щёлково Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Управление Росреестра по МО, ТУ Росимущества в Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 27.12.1971 N 976 согласован отвод НИИЭТ земельного участка площадью 5,7 га в квартале 72 Воре-Богородского лесничества Щелковского лесхоза под коллективное садоводство.
На основании указанного решения Щелковским горсоветом депутатов трудящихся Московской области принято решение от 30.05.1972 об отводе НИИ "Исток" под коллективное садоводство земельного участка площадью 4,2 га в квартале 72 Воре-Богородского лесничества Щелковского лесхоза без права вырубки леса, а также решение от 17.10.1972 об утверждении границ землеотвода, о чем выдан государственный акт от 08.12.1972.
Постановлением Главы Администрации Щелковского района Московской области от 12.03.1993 N 384 земельный участок площадью 4,2 га в квартале 72 Воре-Богородского лесничества Щелковского лесхоза изъят у НПО "Исток" и предоставлен СНТ "Полянка" для ведения коллективного садоводства, из которых 0,4 га передано в коллективно-совместную собственность товарищества под земли общего пользования, 3,8 га - в собственность членов товарищества.
На основании указанных решений утвержден проект планировки и застройки на территории 42000 кв. м НИИ "Исток", а затем СНТ "Полянка", утвержденный постановлением Администрации Щелковского муниципального района Московской области.
Согласно материалам кадастрового дела подтверждается, что земельный участок общего пользования площадью 0,4 га в квартале 72 Воре-Богородского лесничества Щелковского лесхоза поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект с кадастровым номером 50:14:0020348:85 площадью 4000 кв. м категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При подготовке межевого плана в целях установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 установлено, что фактическая площадь участка составляет 7580 кв. м, фактические границы пересекают кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:106621, государственная собственность на которые не разграничена.
Материалами дела, в том числе выпиской из ЕГРН, кадастровыми делами и документами лесоустройства подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:106621 относится к категории земель - земли лесного фонда, находится в федеральной собственности, местоположение границ установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о границах внесены в ЕГРН.
Полагая, что в сведениях о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:106621 и 50:14:0020348:85 имеется реестровая ошибка о площади и местоположении границ, в целях устранения реестровой ошибки и установления границ земельного участка, СНТ "Полянка" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиям.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), и абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
Истцом по данной категории дел может выступать лицо, которому земельный участок, в отношении которого он просит установить границы, принадлежит ему на праве собственности либо на ином вещном праве, а ответчиком - правообладатель смежного земельного участка, с которым возник спор по установлению смежной границы земельных участков.
В пункте 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" также определено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Право коллективно-совместной собственности СНТ "Полянка" на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020348:85 удостоверено свидетельством от 16.03.1993 N 1215. Доказательств, что право СНТ "Полянка" оспорено в материалах дела не имеется, суду такие доказательства также не представлены. Следовательно, право товарищества является действительным и ранее возникшим.
В соответствии с пунктом 16 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.
При этом нормы Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе пункта 16 статьи 54, о передаче земель общего пользования садового товарищества в общую долевую собственность его членов не подлежат применению в данном конкретном случае, поскольку пунктом 27 указанной статьи установлено, что вступление в силу настоящего Федерального закона не является основанием для принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, предусматривающих отмену мер государственной или муниципальной поддержки, введенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Тем самым, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Кроме того, с 01.01.2015 в силу вступил Закон Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", подпунктом 16 пункта 3 статьи 2 которого установлено, что Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Тем самым, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Поскольку из материалов дела усматривается, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 накладываются на границы земель, государственная собственность не разграничена, и отвод такого участка также производился органами местного самоуправления, Администрация городского округа Щелково Московской области привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно не нашел достаточных правовых оснований для привлечения к участию в деле ТУ Росимущества в Московской области в качестве надлежащего ответчика вместо Рослесхоза в связи со следующим.
Пунктом 5.35 (1) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", определено, что Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
В соответствии с пунктом 5.20 (3) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Следовательно, Рослесхоз как орган, уполномоченный на судебную защиту прав в области лесного хозяйства, является надлежащим ответчиком по настоящему делу об установлении границы земельного участка, смежной с землями лесного фонда. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.09.2021 по делу N А41-100783/19.
Доводы Рослесхоза, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, в частности, о том, что границы земельного участка лесного фонда установлены в соответствии с действующим законодательством, земли лесного фонда являются собственностью Российской Федерации, правовых оснований для требования об установлении границ спорного земельного участка в площади большей, чем по правоустанавливающим документам, не имеется, отклоняются судом как основанные на неверном толковании закона.
Судом установлено, что согласование отвода земельного участка 5,7 га в квартале 72 Воре-Богородского лесничества Щелковского лесхоза (неудобные болота) под коллективное садоводство произведено Московским управлением лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР и Московским лесотехническим институтом, о чем в материалы дела представлены письма от 27.03.1972 и от 01.04.1971 соответственно.
Таким образом, с момента принятия Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в силу положений Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" земельный участок из состава земель лесного фонда фактически переведен в иную категорию земель, и является собственностью СНТ "Полянка".
Комитет лесного хозяйства Московской области представил в материалы дела планшеты лесоустройства 2004-09 гг. Московского учебно-опытного лесничества Воря-Богородского участкового лесничества, содержащие графическое отображение границ лесных участков.
Вместе с тем, отвод земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 осуществлен в 1971-1972 годах, границы отвода утверждены постановлением Главы Администрации Щелковского района Московской области от 12.03.1993 N 384.
Указанные документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов также не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Приказом Рослесхоза от 12.01.2009 N 1 утверждены границы Воре-Богородского лесничества. Между тем, в данном приказе не содержатся координаты местоположения границ лесничеств.
Земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:106621 поставлен на кадастровый учет также без учета границ отвода земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 и фактических границ такого участка, поскольку из кадастрового дела следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:14:0020348:85 внесены в ГКН 02.03.2010 как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что лесной участок с кадастровым номером 50:14:0000000:106621 поставлен на кадастровый учет 11.06.2013, образован из земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:113218, сведения о котором внесены в ЕГРН 28.03.2014, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1464-О-О, закрепленное в статье 82 АПК Российской Федерации право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В целях установлении фактических границ и площади спорных земельных участков, определения причин наложения границ суд определением от 07.06.2021 назначил по делу землеустроительную экспертизу, проведение которой поручил ООО "Специализированное землеустроительное бюро", эксперту Земскову А.С.
Перед экспертом суд первой инстанции поставил следующие вопросы:
1) Определить с выездом на место, имеется ли возможность установить на местности границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 и земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:106621 (в районе расположения земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85)?
2) Соответствует ли фактические площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 сведениям ЕГРН, документам по землеотводу и организации и застройке СНТ "Полянка"? Отобразить графически.
3) В случае установления несоответствия площади и границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 сведениям ЕГРН при исследовании по вопросу 2) определить причину несоответствия.
4) Определить, имеется ли наложение фактически и (или) кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 50:14:0020348:85 сведениям ЕГРН на фактические и (или) кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:106621? Отобразить графически.
5) В случае установления пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0020348:85 и 50:14:0000000:106621 при исследовании по вопросу 4) определить причину наложения, площадь и границы наложения.
6) В целях устранения пересечения границ земельных участков определить площадь и границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0020348:85 и 50:14:0000000:106621, исключающими наложение границ, в том числе с учетом площади и местоположения границ, содержащимся в кадастровой, землеотводной документации и документах об организации и застройке СНТ "Полянка". Отобразить графически.
По результатам судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта, в котором эксперт пришел к выводам о том, что определить фактические границы как земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:106621, так и земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 не представляется возможным. При этом в судебном заседании эксперт пояснил, что данный вывод обусловлен частичным отсутствием ограждения земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85, а также в связи с отсутствием закрепления на местности границ лесного участка.
В рамках проведения исследовательской работы было восстановлена конфигурация земельного участка площадью 4.2 Га согласно представленному Акту на право пользования землей, получен вариант установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85, при котором учтены границы отвода земельного участка СНТ "Полянка" площадью 4.2 га, сведения ЕГРН о границах земельных участков на территории СНТ "Полянка", оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства. В тех местах, где границы земельных участков членов СНТ не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, приняты положения фактических ограждений на местности. Площадь земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 по данному варианту установления границ составляет 6714 кв. м.
При сравнении полученного значения площади земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 (6714 кв. м) со значением площади земельного участка, как по представленному Постановлению Главы администрации Щелковского района Московской области от 12.03.1993 N 384, так и по Свидетельству о праве собственности на землю от 16.03.1993 N 1215 (4000 кв. м) выявлено значительное расхождение, а именно 2714 кв. м. Учитывая, что при определении границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 были учтены границы отвода СНТ площадью 4.2 га, эксперт считает необходимым определить две возможные причины вышеуказанного расхождения площадей исследуемого земельного участка:
1) при подсчете площади земель общего пользования в 1993 году вероятнее всего была допущена арифметическая ошибка, так как разница в значении площади значительная и не входит в допустимую погрешность измерений,
2) границы земельных участков членов СНТ были установлены не в соответствии с изначальным Проектом планировки территории.
При сравнении полученных границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 с границами территории СНТ "Полянка" соответствующими Проекту организации и застройки СНТ, утвержденному Постановлением администрации Щелковского муниципального района Московской области " от 16.01.2018 N 78, также выявлены значительные разночтения, которые отображены на плановом материале (см ПЛАН ГРАНИЦ N 2, Приложение 3). Также установлено, что внешние границы СНТ "Полянка" согласно вышеуказанному Проекту не совпадают с границами земельного участка, отводимого СНТ Полянка площадью 4.2 га, что обусловлено увеличением площади земельных участков членов товарищества, повлекших как увеличение общей территории садового товарищества, так и параметров земель общего пользования. Однако, учитывая, что границы шестидесяти трех земельных участков членов товарищества (83 процента от числа всех земельных участков в СНТ) установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, то единственным вариантом установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85, является вариант, при котором площадь земельного участка составит 6714 кв. м.
Также при подсчете площади земельного участка, отображенного в Проекте организации и застройки СНТ выявлены значительные разночтения, так как площадь земельного участка территории СНТ, отображенная на плановом материале фиолетовым цветом составляет 5.06 га, а не 4.2 га, что подлежит квалификации как арифметическая ошибка.
При сопоставлении полученного положения границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 с реестровыми границами земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:106621 выявлены их наложения друг на друга в двух контурах: контур N 1 площадью 179 кв. м, контур N 2 площадью 747 кв. м (см ПЛАН ГРАНИЦ N 3, Приложение 4).
Эксперт также установил границы пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 с земельными участками лесного фонда с кадастровым номером с кадастровым номером 50:14:0000000:106621 и землями, государственная собственность на которые не разграничена. В качестве причин наложения границ земельных участков эксперт указывает на наличие реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:106621, поскольку в материалы дела представлено согласование землеотвода Московским управлением лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР.
Для устранения реестровой ошибки в границах земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:106621 необходимо уточнить местоположение границ данного земельного участка путем исключения из границ внутреннего контура данного земельного участка области наложения на устанавливаемые границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 (см ПЛАН ГРАНИЦ N 3, Приложение 4). При этом площадь земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:106621 уменьшится на 926 кв. м.
Суд, исследовав заключение эксперта от 07.02.2021 N 012/02-2021-АЗ, подготовленное ООО "Специализированное землеустроительное бюро", экспертом Земсковым А.С., с позиции статьи 71 АПК РФ с учетом пояснений эксперта, установил, что представленное заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной деятельности, содержит полные и однозначные выводы на поставленные вопросы, в исследовательской части содержится мотивированное описание исследования и произведенных измерений, в связи с чем данное заключение отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств, выводы судебной экспертизы принимаются судом в качестве доказательства.
В материалы дела Комитет лесного хозяйства Московской области представил сопоставление границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 и границ лесного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:106621, подготовленное по данным лесной таксации в программе ВИС ГУАГ МО.
Между тем, программа ВИС ГУАГ МО представляет собой совокупность информационных подсистем и ресурсов, обеспечивающих сбор, обработку, актуализацию и использование семантических и графических данных для обеспечения осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области, действующая на основании Положения о ведомственной информационной системе обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденного распоряжением Главархитектуры Московской области от 26.12.2016 N 31РВ-267.
Данная программа носит ведомственный характер и введена только в 2016 г.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанных информационных программах, не могут служить доказательствами наличия либо отсутствия пересечения границ земельного участка с землями лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" относятся материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Кроме того, сведения данной системы не учитывают согласование отвода земельного участка 5,7 га в квартале 72 Воре-Богородского лесничества Щелковского лесхоза (неудобные болота) под коллективное садоводство Московским управлением лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР и Московским лесотехническим институтом.
Исходя из выводов эксперта и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оснований для проведения по делу дополнительной или повторной экспертизы судом не установлено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Иных доказательств, подтверждающих, что границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 без достаточных правовых оснований включают в себя территорию земель лесного фонда и земель, государственная собственность на которые не разграничена в материалах дела не имеется.
Таким образом, поскольку уточнение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020348:85 обусловлено наличием реестровой и технической (арифметической) ошибки в сведениях о местоположении границ, а формирование лесного участка произведено без учета отвода земельного участка под садоводство и изъятие такого участка из земель лесного фонда, принимая во внимание, что установление заявленных границ и площади участка допускается действующим законодательством, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 по делу N А41-10715/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10715/2021
Истец: СНТ "Полянка"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитет лесного хозяйства Московской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: Управление РОсреестра по МО