г. Москва |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А40-143172/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-143172/21,
по заявлению ООО "ФУДС"
к Московской областной таможне о признании незаконным Решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Михалкевич М.А. по дов. от 01.07.2021; |
от заинтересованного лица: |
Александрова Т.А. по дов. от 29.11.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фудс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - ответчик, таможенный орган) с заявлением о признании незаконным Решения от 13.06.2021 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, заявленные ООО "Фудс" в таможенной декларации N 10013160/100321/0130094.
Решением от 17 декабря 2021 года Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с решением суда, таможней подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы жалобы, представитель заявителя поддержал оспариваемый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, Департаментом не пропущен.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно материалам дела, 26 мая 2019 года между Заявителем и SINERGICA S.R.L., Италия заключен контракт N 180419, в рамках исполнения которого на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар - "ВИНОГРАД СУШЕНЫЙ (ИЗЮМ) "СУЛТАНА", сорт 1, приготовленный способом промышленной сушки, без добавления сахара, дата производства 02.2021 г., производитель: MANI FOODS DEVELOPMENT, товарный знак: MANI FOODS DEVELOPMENT, страна происхождения и отправления Иран, базисные условия поставки DAP Москва.
В целях таможенного оформления товара в Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) подана декларация на товары N 10013160/100321/0130094 (далее по тексту - ДТ).
При подаче ДТ таможенная стоимость указанного товара определена и заявлена в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в соответствии с которым таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости в Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) были представлены следующие документы: 1. внешнеторговый контракт N 180419 от 26.05.2019 и приложения к нему; 2. спецификация N 3 от 23.01.2021 к контракту N 180419 от 26.05.2019; 3. коммерческий инвойс N MFD/RU/20316 от 18.02.2021.
В ходе проведения камеральной проверки у Заявителя Московским областным таможенным постом (центр электронного декларирования) запрошены дополнительные документы и сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, а именно: Заверенные копии документов, предъявленные при декларировании данной партии товара. Заверенную копию внешнеторгового контракта, в соответствии с которым осуществлена поставка. Заверенную копию документа, подтверждающего согласованную сторонами цену сделки. Заверенную копию инвойса - счета выставленного продавцом товара, который должен содержать информацию о цене товара, а также порядке расчета за рассматриваемую поставку. Пояснения по формированию товарной партии, чем регламентируется формирование товарной партии, копия предварительного заказа. Подтверждение согласия покупателя на отправку продукции. Предоставить информацию о наличие возможных скидок и условиях, их предоставления Информация о стоимости посреднических услуг между покупателем и производителем товаров. Информация об участии третьих лиц, имеющих отношение к перемещению товаров. Документы, подтверждающие доставку товара из страны происхождения: - коносаменты, авианакладные, транспортные накладные. Их заверенный перевод. Банковские платежные документы (ведомость банковского контроля, выписки по счетам, заявления на перевод, SWIFT уведомления и пр.), заверенные уполномоченным банком и подтверждающие факт оплаты за рассматриваемую поставку, либо по предыдущим поставкам рассматриваемого внешнеторгового Контракта. Заверенную копию, а также заверенный перевод экспортной декларации. Прайс-лист производителя/продавца ввозимых товаров, являющийся свободной офертой и действующий в момент подписания спецификации на поставку декларируемой партии товара, заверенный перевод. Заверенные копии документов, подтверждающих транспортные расходы: договор перевозки, поручение на перевозку, счет за перевозку, документы, подтверждающие оплату транспортных расходов. Заверенные копии Договора страхования, страховой полис. Заверенные копии Лицензионного договора между правообладателем и лицензиатом торговой марки и покупателем/продавцом. Информация об участии третьих лиц, имеющих отношение к перемещению товаров. Данные об издержках производства оцениваемых товаров, калькуляция себестоимости (от производителя). Пояснения о влияющих на цену физических и качественных характеристиках товара. Сведения из нейтральных источников информации в отношении стоимости в стране экспорта товаров, идентичных или однородных оцениваемым. Договора реализации ранее ввезенного аналогичного товара на внутреннем рынке РФ, товарные накладные, счета. Прайс-лист реализации товара на внутреннем рынке РФ. Расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке РФ. Бухгалтерские документы о постановке товаров на учет: выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов фактур, ведомость банковского контроля, оборотно-сальдовая ведомость.
Во исполнение вышеуказанного запроса в адрес Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) 29 апреля 2021 года Заявителем направлены следующие документы: Контракт N 180419 от 26 мая 2019 г. на 13 листах; Дополнительное соглашение N1 к Контракту N 180419 от 26 мая 2019 г. на 2 листах; Дополнительное соглашение N2 к Контракту N 180419 от 26 мая 2019 г. на 2 листах; Упаковочный лист N MFD/RU/20316 от 18.02.2021 на 1 листе, Форма СТ- 3 на 1 листе, Коммерческий инвойс N MFD/RU/20316 от 18.02.2021 на 1 листе, Сертификаты анализов на отгруженную продукцию на 4 листах, акт КФК N 771108090321068 от 09.03.2021 г. с приложением на 2 листах, Коммерческий инвойс N MFD/RU/20316 от 18.02.2021 г. (1 лист), Спецификация N 3 от 23.01.2021 г. к Контракту N 180419 от 26 мая 2019 г. (11 листов), Международная накладная CMR N 19901 и перевод (3 листа), ведомость банковского контроля на 7 листах, выписки по счетам на 4 листах, заявление на перевод на 1 листе, SWIFT уведомления на 2 листах, Заверенная копия экспортной декларации N 816029 и перевод, Экспортная декларация N 816029 и перевод (9 листов), Прайс-лист и перевод N б/н на 2 листах, Письмо N MFD/RU/111 от 28.04.2021 г. на 1 листе, Договор поставки N 1 от 01.01.2019 г. на 2 листах, Договор поставки N 2 от 01.01.2019 г. на 2 листах, Расчет цены реализации (статьи калькуляции) на 1 листе, Прайс б/н от 01.02.2020 на 11 листах, УПД 2222 от 15.02.20 на 6 листах, УПД 2261 от 15.02.20 на 6 листах, УПД 2262 от 15.02.20 на 6 листах, УПД 2272 от 16.02.20 на 6 листах, УПД 2305 от 16.02.20 на 6 листах, УПД 2400 от 18.02.20 на 6 листах, УПД 2401 от 18.02.20 на 6 листах, УПД 2411 от 19.02.20 на 8 листах, УПД 2457 от 20.02.20 на 6 листах, УПД 2502 от 21.02.20 на 8 листах, Карточка счета 41.01 за 11.03.2021 г. на 1 листе, Оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 за 11 марта 2021 г. на 1 листе, Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 за март 2021 г. на 1 листе.
Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) посчитав, что поступившие документы не устранили сомнения в достоверности заявленных декларантом сведений, принял Решение от 13 июня 2021 года о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации не товары., предложив декларанту предоставить корректировку декларации на товары и ее электронную копию, в случае корректировки таможенной стоимости товара - также декларацию таможенной стоимости и ее электронную копию. А в случае уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату, в связи с чем, таможенным органом с ООО "Фудс" взыскано излишнее денежные средства в качестве обеспечения таможенных платежей в размере 301129 рубль 64 копейки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п.3 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза": При проведении контроля таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров. Таможня не представила доказательств соблюдения указанных требований.
Согласно абз. 3 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума) отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
В силу п. 1 ст. 325 ТК ЕАЭС если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.
Согласно п. 4 ст. 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
В силу положений статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем процедура таможенного транзита, таможенная процедура таможенного склада, таможенная процедура уничтожения, таможенная процедура отказа в пользу государства или специальная таможенная процедура. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
В соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза.
В целях документального подтверждения применения метода Декларант представил таможенному органу все предусмотренные законодательством вышеуказанные документы, в том числе и документы, подтверждающие стоимость приобретенного Товара. При этом цена вывозимого товара указана без каких-либо условий, является фиксированной.
В качестве основания невозможности принятия заявленной таможенной стоимости по цене сделки Таможня указала на то, что цена сделки не подтверждена. Вместе с тем, как следует из материалов дела, цена товара зафиксирована сторонами внешнеэкономической сделки непосредственно в Контракте N 180419 от 26 мая 2019 года и Приложениях (спецификациях) к Контракту, была предварительно согласована Сторонами. Данные документы в полном объеме предоставлены в Московский областной таможенный пост.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в Постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 18) таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований ТК ЕАЭС следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Условия поименованного Контракта и Приложений к нему, порядок согласования сторонами его существенных условий, порядок заключения сделки не противоречат положениям статей 30 и 53 Конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" от 11.04.1980, а также статьям 432, 434, 438, 455-460, 465, 481, 485- 487 ГК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Из содержания пункта 1.1. Контракта следует, что стороны согласовали наименование, количество и цену товара в Приложении к Контракту. Указанные условия сделки соотносятся с содержанием представленных Декларантом документов: инвойса, коносамента, спецификацией, счетом на оплату, товарной накладной и др.
Доказательств того, что Декларант не представил доказательств совершения сделки или что, содержащаяся в документах информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или вообще отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара таможенным органом не выявлено.
Судом правомерно отклонены ссылки Московского областного таможенного поста на то, что Декларантом представлены противоречивые сведения о стоимости товара от его производителя, а именно в представленном прайс-листе отсутствует дата, с которой он действует, а также сорт, производитель, страна происхождения, торговая марка товара, в Спецификациях- приложениях к Контракту отсутствуют расшифровки подписи, как не соответствующие действительности и сами по себе, без предоставления доказательств не может служить основанием для не принятия стоимости товара, определенного по условиям договора и оплаченного поставщику по безналичному расчету, без проведения каких-либо мероприятий встречной проверки, истребования информации у Поставщика товара таможенным органом не проводилось, однако таможенный органа по своему субъективному мнению, без каких-либо доказательств посчитал необходимым не принять документы и признать их не убедительным, недостоверным и недостаточным, что не отвечает требованиям Закона.
Предоставленный Декларантом Московскому областному таможенному посту пакет документов при таможенном оформлении ввозимых товаров, содержит все необходимые сведения для определения таможенной стоимости Товара по цене сделки в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС.
Судом первой инстанции также правомерно отклонен довод Таможни о том, что факт исполнения финансовых обязательств по контракту не подтвержден документально, поскольку из материалов дела видно, что все запрошенные дополнительные документы и сведения в полном объеме, в том числе документы по оплате ввезенного товара, документы по оплате счета за транспортировку, а также информация о стоимости идентичных, однородных товаров, товаров того же класса и вида на внешнем и внутреннем рынках были в полном объеме и в установленный законом срок предоставлены в Московский областной таможенный пост, что подтверждается соответствующим сопроводительным письмом ООО "Фудс" от 29.04.2021 года. Сделка является возмездной. Денежные средства за Товар Покупателем Продавцу перечислены, что подтверждается платежными поручениями, которые были предоставлены в Московский областной таможенный пост.
В представленных таможенному органу документах полностью описан товар, его количество, указана цена, условия и сроки платежа, условия поставки товара.
Сведения, указанные в ДТ соответствуют сведениям, содержащимся в документах сделки.
Таким образом, Московский областной таможенный пост необоснованно определил таможенную стоимость в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС (при гибком применении метода предусмотренного статьей 42 ТК ЕАЭС), в то время как обстоятельства, препятствующие применению первого метода определения таможенной стоимости отсутствуют, поскольку со стороны Декларанта были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения первого метода определения таможенной стоимости.
Низкий ценовой уровень таможенной стоимости товара, исходя из субъективного мнения таможенного органа указанного в обжалуемом решении, сам по себе не свидетельствует о недостоверном декларировании и не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости, а служит только поводом для проведения проверочных мероприятий.
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделке общества с названной фирмой, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий этой сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию РФ по указанной ДТ.
В оспариваемом решении Московского областного таможенного поста не содержится доказательств недостоверности представленных Декларантом документов и сведений, не дана правовая оценка представленных при подаче и дополнительного пакета документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Поскольку со стороны ООО "Фудс" был предоставлен исчерпывающий комплект документов по доказательству таможенной стоимости, соответствующий требованиям законодательства, а Московским областным таможенным постом не приведены достаточные доводы, свидетельствующие недостаточности и полноте проверяемых сведений, исключающие возможность применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, решение Московского областного таможенного поста о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 13.06.2021 года, задекларированные по спорной ДТ, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них обязанности по излишней уплате таможенных платежей в большем размере, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности ответчиком законности принятого решения и о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные управлением в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-143172/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143172/2021
Истец: ООО "ФУДС"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ