г. Самара |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А55-29007/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2021 года по делу N А55-29007/2021 (судья Мехедова В.В.),
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш", г. Самара,
к муниципальному образованию городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о взыскании,
в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" (далее - истец, ЗАО "СЗ Нефтемаш") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент), с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции согласно ст.49 АПК РФ, задолженности в размере 17 986,81 руб., пени за период с 02.01.2021 по 08.11.2021 в размере 2 224,47 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Самарский завод Нефтемаш".
Жалоба мотивирована тем, что поскольку в спорных правоотношениях Департамент выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника имущества, то оплата оказанных услуг должна быть произведена за счет казны муниципального образования городского округа Самара.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства несения истцом реальных затрат на тепловую энергию и горячее водоснабжение в многоквартирном доме.
Податель жалобы отмечает, что жилое помещение, расположенное по адресу: г.Самара, ул. Белорусская, д. 95, кв. 58 в настоящее время является пустующим, а поскольку в пустующем жилом помещении горячее водоснабжение не потребляется, начисление за ее потребление является необоснованным.
В апелляционной жалобе также указывает на то, что истцом в адрес Департамента соответствующие платежные документы не направлялись, доказательства обратного в материалы дела не предоставлены. Проверить расчет истца не представляется возможным, поскольку в нем отсутствуют коэффициенты, на основании которых произведен расчет.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 22.12.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" являясь поставщиком тепловой энергии в Куйбышевском районе городского округа Самара эксплуатирует котельную в комплекте с технологическим оборудованием, а также имуществом, необходимым для использования котельной в соответствии с её целевым назначением по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Флотская д.11, кв.35, которая принадлежит Обществу на праве собственности.
Вместе с тем, с 01 сентября 2017 г. на основании заключенного с Департаментом управления имуществом городского округа Самара Договора аренды муниципальной казны N 000191-М от 15.01.2018 г. ЗАО "СЗ Нефтемаш" эксплуатирует тепловые сети и сети горячего водоснабжения в Куйбышевском районе городского округа Самара.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ЗАО "СЗ Нефтемаш" в порядке статьи 157.2 ЖК РФ.
От указанного теплоисточника осуществляется поставка тепловой энергии на отопление, тепловой энергии и горячей воды на ГВС на многоквартирный дом по адресу: г. Самара, ул. Флотская д.11, кв.35.
Объект недвижимости по адресу: г. Самара, ул. Флотская д.11, кв.35 является муниципальной собственностью городского округа Самара.
ЗАО "СЗ Нефтемаш" оказало коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление, тепловой энергии и горячей воды на горячее водоснабжение на объект недвижимости по адресу: г. Самара, ул. Флотская д.11, кв.35 за период июнь 2020 г. - по апрель 2021 г. на сумму 17 986,81 руб., однако обязанность по внесению платы за коммунальные услуги не производилась по настоящее время.
В целях обязательного досудебного порядка урегулирования спора 12.04.2021 ЗАО "СЗ Нефтемаш" направило ответчику претензию исх. N 10/694 об уплате задолженности (л.д.67-68), однако претензии оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Федеральном законом "Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ" от 16.10.2003 N 131-ФЗ обязанность по организации теплоснабжения в границах муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления. Указанным Законом предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органом местного самоуправления.
Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствий с пунктом 1,2 которого, Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент, ответчик) является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиям и по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2.2. данного положения, объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд нежилые помещения.
Согласно статье 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет департамент.
Полномочия департамента по решению вопросов местного значения определяются статьей 47 вышеуказанного Устава, департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведёт его реестр.
В соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 N 710 "Об утверждении формы отчета о работе Департамента управления имуществом городского округа Самара" департамент осуществляет права собственника в отношений муниципального имущества и предоставляет отчеты о своей работе в Думу городского округа Самара за отчетный период, в том числе данные об использований нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также осуществляет контроль за соблюдением условий по использованию муниципального имущества, выявлению пустующих помещений.
Суд первой инстанции верно указал на то, что поскольку Департаментом не переданы находящиеся в казне муниципального образования упомянутые объекты недвижимости на праве аренды или ином праве, в силу закона (статей 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федераций) является абонентом и на нем лежит обязанность по оплате тепловой энергий, принятой от энергоснабжающей организации.
В случае, когда подача через присоединенную сеть энергии в целях оказания соответствующих коммунальных услуг на жилое помещение, эти отношений подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ). В этом, случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федераций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ведение аналитического учета операций по расчётам за коммунальные услуги и пени, в том числе:
- начисление (перерасчеты) платы потребителям коммунальных услуг в жилищном фонде городского округа Самара в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок начисления населению платы за коммунальные услуги и пени,
- представление населению платёжные документы на оплату коммунальных услуг с учетом начисления пеней по форме, рекомендованной действующим законодательством,
- получение от собственников, нанимателей и членов их семей сведений об изменений количества потребителей коммунальных услуг в каждом жилом помещений и другие сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги,
- обработка поступивших сведений о показаниях индивидуальных (квартирных) и общедомовых приборов учета коммунальных услуг, в том числе через интернет - сайт,
- учет поступивших денежных средств потребителей коммунальных услуг и прочие обязанности, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами РФ, Самарской области и городского округа Самара, осуществляет муниципальное предприятие городского округа Самара "Единый информационно-расчётный центр" на основании заключенного с ЗАО "СЗ Нефтемаш" Агентского договора N 18/18-ПД от 01.09.2018.
Объём оказанных коммунальных услуг, а также расшифровка его начисления отражается в выписке по лицевому счету за соответствующий месяц, из которой усматривается, что начисления платы произведено по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов исходя из общей площади жилого помещения, поскольку квартиры являются изолированными, нормативов потребления тепловой энергий и горячего водоснабжения для граждан городского округа Самара утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.06.2016 N 131 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению".
В обжалуемом решении правильно отмечено, что начисление платы за оказанные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для ЗАО "СЗ Нефтемаш".
В соответствий с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федераций, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
ЗАО "СЗ Нефтемаш" оказало коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление, тепловой энергии и воды на горячее водоснабжение, однако внесение платы за фактически потребленную тепловую энергию не производилась по настоящее время и задолженность за период июнь 2020 - апрель 2021 г. составляет 17 986,81 руб. по объекту недвижимости по адресу: г. Самара, ул. Флотская д.11, кв.35.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что данное жилое помещение (квартира) подключено к внутридомовой инженерной системе многоквартирного дома, тем самым, ЗАО "СЗ Нефтемаш" поставка тепловой энергии осуществляется, а пользователем коммунальных услуг принимается в необходимом объеме, в надлежащем качестве и в сроки.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Для целей расчетов юридический факт передачи энергии как товара возникает по окончании расчетного периода в момент фиксации объема поставки ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, пункт 7).
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитор) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, иных правовых актов.
По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В обжалуемом решении верно отмечено, что односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу указанных правовых норм Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями Закона, иных правовых актов и прекращаются надлежащим их исполнением.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции установил, что в нарушение требований статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком была допущена просрочка в исполнении принятых на себя встречных обязательств (денежное обязательство) по оплате поставленного ему истцом тепловой энергии.
При рассмотрении судом данного дела ответчик в нарушение требований статьи 9 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств обратного суду не представил.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что исковые требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, что в полной мере будет способствовать восстановлению нарушенного права и защите законных интересов истца, как теплоснабжающей организации.
Судом первой инстанции правомерно учтена аналогичная правоприменительная позиция, получившая отражение в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2021 по делу N А55-33199/2020 по аналогичному спору между теми же сторонами.
С учетом изложенных выше обстоятельств судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы и аргументы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу спора, повлияли бы на обоснованность и законность, либо опровергли бы выводы суда первой инстанции.
В связи с чем данные доводы подателя жалобы, сводящиеся фактически к повторению его позиции, исследованной и правомерно отклоненной арбитражным судом первой инстанции, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2021 года по делу N А55-29007/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29007/2021
Истец: ЗАО "Самарский заавод Нефтемаш", ЗАО "Самарский завод Нефтемаш"
Ответчик: городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара, МО г.о.Самара в лице Департамента управления имуществом г.о.Самара