г. Санкт-Петербург |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А56-91924/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-44418/2021) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 по делу N А56-91924/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению акционерного общества "Эрарта"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Эрарта" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 08.09.2021 по делу об административном правонарушении N Ю78-00-03/24-0941-2021, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 12 000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 08.12.2021 в виде резолютивной части заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 08.09.2021 по делу об административном правонарушении N Ю78-00-03/24-0941-2021. Мотивированное решение суда изготовлено 16.12.2021.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 16.12.2021 отменить, ссылаясь на то, что посещение музея с коляской предусмотрено только по понедельникам, что зафиксировано протоколом осмотра сайта и протоколом осмотра. Кроме того потребитель гражданка Яковенко К.А. проживает в городе Калининград, в связи с чем реализация возможности многократного посещения данного потребителя является затруднительной.
По мнению подателя жалобы установление понедельника как единственного дня, когда граждане с колясками могут осуществить свое право на посещение АО "Эрарта" является не созданием специальных условий, а пунктом договора, носящим дискриминационный характер по отношению к лицам с колясками, приравненными к маломобильной группе населения, особо охраняемой со стороны государства.
АО "Эрарта" представило отзыв на апелляционную жалобу.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу поступило обращение гр. Яковенко К. Л. (далее - потребитель) от 05.07.2021 за вх. N 25610/Ж-2021.
В ходе административного расследования установлено, потребитель 02.07.2021 имела намерение посетить музей "Эрарта", находящийся по адресу: 29 линия Васильевского острова, 2, Санкт-Петербург, однако в посещении музея с детской коляской, в которой находился трехмесячный ребенок, было отказано. Данный запрет аргументировался тем, что на первом этаже не опущен пандус, поскольку он опускается исключительно по понедельникам. Потребитель сообщил, что может поднять коляску и без пандуса, однако было указано, что в любом случае потребителя не пропустят с коляской, и ее необходимо оставить в фойе без присмотра.
Как следует из протокола опроса гр. Яковенко К. А. для получения дополнительных сведений от 23.08.2021, отказ потребителю в посещении музея "Эрарта" был аргументирован наличием детской коляски. Было предложено воспользоваться слингом, при этом оставив коляску в фойе без присмотра или прийти в понедельник - день, когда разрешено приходить с колясками. Иных возможностей для реализации права потребителя на получение услуги предоставлено не было.
Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 78-00-03-0664/02-2021 от 24.08.2021 зафиксировано, что на сайте с доменным именем: www.erarta.com/ru/museum/news/datali/news-031019/ содержится следующая информация: "по понедельникам для гостей с детскими колясками действует специальный выход из музея через турникет на 1 этаже. Если вы собираетесь посетить Эрарту в компании маленького ребенка, то самое удобное время для такого визита - понедельник.
Специально для гостей с детским "транспортом" в этот день организован удобный выход из здания через турникет на 1 этаже. Спуститься с крыльца вы сможете по специальному пандусу, расположенному перед главным входом. В остальные дни, когда турникет на 1 этаже закрыт для выхода, детские коляски можно оставлять на специальной "парковке" в здании музея".
По результатам административного расследования Управление пришло к выводу, что отказ АО "Эрарта", как субъекта осуществляющего предпринимательскую деятельность в посещении музея гражданке с детской коляской, в которой находился малолетний ребенок, ущемляет права потребителей - маломобильной группы населения - граждан с малолетними детьми.
Постановлением Управление от 08.09.2021 по делу об административном правонарушении N Ю 78-00-03/24-0941-2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ с назначением административное наказание в виде штрафа в размере 12 000 рублей.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.
В силу статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей"), исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Из оспариваемого постановления Управления следует, что АО "Эрарта" вменяется отказ, как субъекта осуществляющего предпринимательскую деятельность в посещении музея гражданке с детской коляской, в которой находился малолетний ребенок, что ущемляет права потребителей - маломобильной группы населения - граждан с малолетними детьми
Согласно части 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан.
Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям:
неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
производство реставрационных работ;
нахождение музейного предмета или музейной коллекции в хранилище (депозитарии) музея;
иные предусмотренные законодательством Российской Федерации основания.
Общие Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения утверждены Приказом Минкультуры России от 09.09.2015 N 2400 (далее - Требования).
Согласно пункту 1 указанных Требований, учреждения культуры (музеи, библиотеки, организации исполнительских искусств, кинотеатры, культурно-досуговые учреждения) обеспечивают инвалидам и другим маломобильным группам населения условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам в соответствии со сводом правил "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (далее - СНиП 35-01-2001).
В названных правилах дано определение маломобильных групп населения, под которыми понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
Из материалов дела следует, что в Управление поступило обращение гр. Яковенко К.А., согласно которому 02.07.2021 ей было отказано в поседении музея с детской коляской, коляску необходимо было оставить в фойе. В подтверждение указанного факта представлен электронный билет и протокол опроса по телефону от 23.08.2021.
Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 78-00-03-0664/02-2021 от 24.08.2021 зафиксировано, что на сайте Общества содержится следующая информация: "по понедельникам для гостей с детскими колясками действует специальный выход из музея через турникет на 1 этаже. Если вы собираетесь посетить Эрарту в компании маленького ребенка, то самое удобное время для такого визита - понедельник.
Специально для гостей с детским "транспортом" в этот день организован удобный выход из здания через турникет на 1 этаже. Спуститься с крыльца вы сможете по специальному пандусу, расположенному перед главным входом. В остальные дни, когда турникет на 1 этаже закрыт для выхода, детские коляски можно оставлять на специальной "парковке" в здании музея".
Указанные правила являются общедоступными и размещены на официальном сайте Общества.
Таким образом, на основании указанных правил посещения гр. Яковенко К.А. было предложено оставить коляску в фойе и посетить музей.
Материалами дела не подтверждается отказ Общества в посещении музея гр. Яковенко К.А..
Потребитель, собираясь посетить музей, имеет возможность ознакомиться с правилами его посещения, размещенными на сайте музея.
Билет у гр. Яковенко К.А. был приобретен не на конкретную дату и давал возможность посещения музея в течение года, в том числе по понедельникам, когда создаются специальные условия для гостей с детскими колясками.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Управлением не доказано наличие состава административного правонарушения в действиях Общества.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьями 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. При отсутствии, а равно недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных данным Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Общества, признав незаконным оспариваемое постановление от 08.09.2021 по делу об административном правонарушении N Ю78-00-03/24-0941-2021.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 по делу N А56-91924/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91924/2021
Истец: АО "Эрарта"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу