17 марта 2022 г. |
А43-32258/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2021 по делу N А43-32258/2021 о прекращении производства по делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" - Воробьева К.Б. по доверенности от 15.03.2022 сроком действия до 18.03.2022 (диплом о высшем юридическом образовании л.д.82);
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области - Михеева В.В. по доверенности от 10.01.2022 N 6 сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Общество с ограниченной ответственностью "Капитал медицинское страхование" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в ходатайстве от 09.03.2022N 1278 (входящий N 01АП-960/22 от 09.03.2022) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" (далее по тексту - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным протокола заседания комиссии по рассмотрению спорных и конфликтных вопросов по актам проверок (экспертиз/реэкспертиз) N2 от 02.09.2021 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее по тексту - Фонд).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование" (далее по тексту - Общество).
Определением от 23.12.2021 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Учреждение считает не обоснованным вывод суда о том, что протокол от 02.09.2021 N 2 носит лишь информационный характер. По мнению Учреждения, данный протокол обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку обращается к конкретному лицу, носит обязывающий характер, нарушает права Учреждения в экономической сфере.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Фонда в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает определение суда законным и обоснованным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает определение суда законным и обоснованным, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане) (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие экономические споры рассматриваются арбитражными судами в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа вышеуказанной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованные лица имеют право обжаловать в арбитражном суде только те документы, которые обладают признаками ненормативных правовых актов, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы граждан или юридических лиц.
При этом оспариваемый акт должен быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также нарушать права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как свидетельствуют материалы дела, в рассматриваемом случае в порядке главы 24 Кодекса Учреждение оспаривало протокол заседания комиссии по рассмотрению спорных и конфликтных вопросов по актам проверок (экспертиз/реэкспертиз) N 2 от 02.09.2021.
Из материалов дела и пояснений представителей лиц, участвующих в деле, следует, что предметом рассмотрения комиссии на заседании, состоявшемся 02.09.2021, являлся вопрос обоснованности применения Обществом при проведении медико-экономической экспертизы кода 3.7. Поводом для проведения заседания явилось обращение в Фонд Учреждения с письмом от 09.08.2021 N 596, выражающим несогласие с актом медико-экономической экспертизы от 30.06.2021 и содержащим просьбу ещё раз пересмотреть решение поставленного вопроса и разобраться, правильно ли применён пункт 3.7.
Оспариваемый документ не содержит каких-либо властно-распорядительных предписаний для Общества, сам по себе не устанавливает, не изменяет и не отменяет его прав и обязанностей, поэтому не является тем ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в суде.
Правоотношения, возникающие в сфере обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Порядок обжалования заключений страховой медицинской организации и Федерального фонда, заключений и решений территориального фонда по оценке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи установлен статьёй 42 Закона N 326-ФЗ.
Так на основании части 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
Претензия оформляется в письменной форме и направляется вместе с необходимыми материалами в территориальный фонд (часть 2 статьи 42 Закона N 326-ФЗ).
Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи (часть 3 статьи 42 Закона N 326-ФЗ).
Повторные медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда (часть 4 статьи 42 Закона N 326-ФЗ).
Частью 5 статьи 42 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что при несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
Таким образом, действующее законодательство позволяет медицинской организации оспорить в судебном порядке только решение территориального фонда обязательного медицинского страхования, оформленное по результатам повторной медико-экономической экспертизы и экспертизы качества.
В настоящем случае Учреждение оспаривает решение Фонда, оформленное протоколом заседания комиссии по рассмотрению спорных и конфликтных вопросов по акту проверок (экспертиз/реэкспертиз) от 02.09.2021 N 2.
Между тем, претензия Учреждением в установленном порядке не направлялась, повторная медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества не назначалась, в связи с чем оспариваемый протокол не может быть признан решением, принятым в порядке статьи 42 Закона N 326-ФЗ.
Не смотря на доводы Учреждения, обжалуемый документ не влечёт для него никаких правовых последствий, хоть и выражает мнение членов комиссии по интересующему Учреждение вопросу. Соответственно, названный протокол не может быть оспорен в суде.
В пункте 1 части 1 статьи 127.1 Кодекса установлено, что судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 Кодекса.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Учреждение.
При этом излишне уплаченная Учреждением при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2021 по делу N А43-32258/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" оставить без удовлетворения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей уплаченную по платежному поручению от 24.12.2021 N 3573.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня принятия.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-32258/2021
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N34 Советского района г. Нижнего Новгорода"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области
Третье лицо: ООО "Капитал Медицинское страхование"
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-960/2022