г. Москва |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А41-72913/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СервисГрад" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2021 по делу N А41-72913/21, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СервисГрад" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании, третье лицо: акционерное общество "Мосэнергосбыт",
при участии в заседании:
от ООО "СервисГрад" - Усачев М.В. по доверенности от 30.04.2021;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Михайлов Е.В. по доверенности от 29.04.2021;
от АО "Мосэнергосбыт" - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СервисГрад" (далее - заявитель, общество, ООО "СервисГрад") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, заинтересованное лицо, Госжилинспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 17.09.2021 N 08ОГ/23-633-38-23-2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.12.2021 по делу N А41-72913/21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьего лица.
Накануне судебного заседания общество представило дополнения к апелляционной жалобе.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств их направления в адрес истца, судебная коллегия отказывает в их приобщении.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
17.09.2021 на основании распоряжения от 02.09.2021 N 08ОГ/23-633-38-23-2021 управлением проведена внеплановая проверка на предмет соответствия законодательству Российской Федерации деятельности общества по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г.о. Щелково, пос. Загорянский, ул. Карла Маркса, д. 28.
В ходе проверки выявлено нарушение заявителем части 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: плата за услугу по электроснабжению на содержание общедомового имущества начисляется исходя из фактического объема электроэнергии, зафиксированного общедомовым прибором учета.
По результатам проверки в адрес заявителя выдано предписание от 17.09.2021 N 08ОГ/23-633-38-23-2021, которым обществу указано на необходимость в срок до 17 октября 2021 года произвести перерасчет платы всем собственникам и нанимателям по 89 квартирам.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Названной нормой предусмотрены исключения из данного правила, в частности, при принятии на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Пунктом 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Ранее (до 01.07.2020) согласно абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 Правил N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Действительно, абз. 2 п. 44 Правил N 354 в вышеуказанной редакции утратил силу с 01.07.2020.
Между тем, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в силу ст. 154 ЖК РФ не входит в плату за коммунальные услуги, правила предоставления которых регламентированы Правилами N 354.
При этом ссылка общества на то, что с 01.07.2020 объем потребленной электроэнергии, предоставленной на ОДН, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к Правилам N 354 и предусматривает распределение всего объема ОДН на потребителей, не может быть принята во внимание, поскольку п. 44 Правил N 354 применяется в случаях, установленных пунктом 40 данных правил.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Учитывая буквальное толкование абз. 1 пп. 40 и 44 Правил N 354, с 01.07.2020 объем потребленной электроэнергии, предоставленной на ОДН, в многоквартирных домах с непосредственным управлением, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к Правилам N 354 и предусматривает распределение всего объема ОДН на потребителей.
Вместе с тем, в спорном многоквартирном доме выбран и реализован способ управления управляющей компанией ООО "СервисГрад" в связи с чем, применение данной нормы неправомерно.
Следовательно, с учетом положений ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ и вышеизложенных обстоятельств, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за спорный период, не мог превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления.
В настоящем случае, общество начисляло плату за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества, исходя из фактического потребления коммунального ресурса по показаниям общедомовых приборов учета, не используя установленный норматив потребления коммунального ресурса.
Таким образом, обществом был нарушен порядок расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению на содержание общедомового имущества, что и послужило основанием для выдачи предписания.
При таких обстоятельствах, предписание от 30.07.2021 N 08ОГ/02-411-31-2-2021 не подлежит отмене, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2021 по делу N А41-72913/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72913/2021
Истец: ООО "Сервис Град"
Ответчик: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Третье лицо: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ", ГУ МО "Госжилинспекция Московской области"