г. Санкт-Петербург |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А21-2750/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1695/2022) АО "Янтарьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.12.2021 по делу N А21-2750/2021, принятое
по иску АО "Янтарьэнергосбыт"
к ООО "Народная управляющая компания Домоуправление N 1 г. Черняховск"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (далее - Истец, АО "Янтарьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания Домоуправление N 1 г. Черняховск" (далее - Ответчик, Управляющая компания) суммы 139 328,16 рублей основного долга за потребленную в декабре 2020 года электроэнергию, а также 22 100,23 рублей пени за период с 19.01.2021 по 30.11.2021 с последующим ее начислением с 01.12.2021 по день фактической оплаты исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, возмещении расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 03.12.2021 требования АО "Янтарьэнергосбыт" удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 127 227,69 рублей задолженности за электроэнергию, потребленную в декабре 2020 года, 20 180,85 рублей пени за период с 19.01.2021 по 30.11.2021 с последующим ее начислением с 01.12.2021 по день фактической оплаты исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, указывая на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
По мнению Истца спорный МКД N 5, расположенный по адресу: г. Черняховск, ул. Прегельная 5, оснащен как электроплитами, так и газовыми плитами, что следует из технического паспорта на дом. Ответчик не доказал, что МКД оснащен стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками в установленном порядке. По спорному дому в рамках судебного спора А21-9164/2020 иск удовлетворен.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Советом директоров ОАО "Янтарьэнерго" принято решение N 2 от 29.07.2011 о прекращении ОАО "Янтарьэнерго" деятельности по сбыту электрической энергии (энергоснабжению) на территории Калининградской области с 01.01.2012.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.11.2011 N 115-01э/11 "О согласовании границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Янтарьэнергосбыт" согласованы согласовать границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Янтарьэнергосбыт" в границах зоны деятельности ОАО "Янтарьэнерго".
В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 25.01.2012 N 16-э, ОАО "Янтарьэнергосбыт" включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности (Калининградская область).
Между АО "Янтарьэнергосбыт" и Управляющей компанией сложились фактические отношения по поставке электрической энергии в отсутствие соответствующего договора энергоснабжения.
АО "Янтарьэнергосбыт" поставило Управляющей компании в декабре 2020 года электрическую энергию на сумму 139 328,16 рублей, неоплата которой в полном объеме послужила основанием для обращения в Арбитражный суд Калининградской области.
В ходе судебного разбирательства между сторонами возникли разногласия относительно дома N 5 по ул. Прегельной.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска в спорной части на сумму 12 100,47 рублей отказал, сославшись на недоказанность иска по праву и применив коэффициент 0,7 к тарифу на электрическую энергию в связи с тем, что указанный дом не газифицирован и население использует для приготовления пищи электрические плиты.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы последующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно абзацу 2 пункта 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и(или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Таким образом, из буквального содержания процитированной нормы следует, что для населения, проживающего в городских населенных пунктах, понижающий коэффициент может быть установлен только в случае оборудования домов стационарными электроплитами для пищеприготовления в установленном порядке.
Под установленным порядком понимается оборудование помещений электроплитами в соответствии с требованиями законодательства в области строительства, электро- и пожаробезопасности, а также в соответствии с требованиями иных норм.
Соответственно, понижающий коэффициент, предусмотренный пунктом 71 Основ ценообразования, может быть установлен только при условии, что оборудование помещений электроплитами осуществлено в соответствии с требованиями законодательства в обозначенных выше сферах.
Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 и зарегистрированной в Минюсте России 26.01.1993 N 127 (далее - Инструкция), определен порядок применения электроэнергии для различных целей в народном хозяйстве.
Согласно пункту 4.1 Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт-Петербургу, автономным областям и автономным округам.
Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга.
В силу пункта 4.2.1 Инструкции разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
Согласно пункту 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо:
- получить технические условия в энергоснабжающей организации;
- выполнить проектную документацию;
- согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, в соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов.
Переоборудование допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Стационарные плиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений.
Таким образом, действующим законодательством определен порядок и условия монтажа электрической плиты в жилом помещении, а также порядок их реконструкции, поэтому понижающий коэффициент к тарифу может применяться только при условии их соблюдения, в то время как самовольная установка бытовых электроплит не дает права на применение такого коэффициента.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение суда первой инстанции принято с учетом дела N А21-10755/2019 по иску Общества к Компании о взыскании задолженности за электрическую энергию, потребленную в марте - апреле 2019 года. В рамках указанного дела судами установлено, что в доме 5 по Прегельной улице в городе Черняховске начисления следует производить с применением коэффициента 0,7 к тарифу на электрическую энергию в связи с тем, что указанный дом не газифицирован и население использует для приготовления пищи электрические плиты.
На основании изложенного суд при рассмотрении настоящего спора, учитывая судебные акты по делу NА21-10755/2019, обоснованно указал на необходимость применения понижающего коэффициента 0,7 к тарифу на электрическую энергию при расчете платы в отношении дома 5 по Прегельной улице в городе Черняховске.
Следует отметить, что представленное Обществом письмо Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20.08.2019, в котором указано на наличие в спорном доме одновременно электроплит и газовых баллонов, также представлено и учтено при рассмотрении дела N А21-10755/2019.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований в спорной части у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.12.2021 по делу N А21-2750/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2750/2021
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "Народная управляющая компания Домоуправление N1 г. Черняховск"