г. Томск |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А45-30202/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зайцевой О.О., рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (N 07АП-992/2022) на решение от 25.01.2022 (решение в виде резолютивной части принято 17.01.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30202/2021 (судья Хорошилов А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН: 1025402470389, ИНН: 5406103101), г. Новосибирск к обществу с ограниченной ответственностью "ИРБИС" (ОГРН: 1185476058020, ИНН: 5404077181), г.Новосибирск о взыскании финансовых санкций в сумме 33 000 рублей 00 копеек за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2, п.2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Пенсионный фонд, заявитель, УПФР) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ИРБИС" (далее - ответчик, общество) о взыскании финансовых санкций в сумме 33 000 рублей 00 копеек за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2, пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.01.2022 (решение в виде резолютивной части принято 17.01.2022) исковые требования удовлетворены частично, с общества с ограниченной ответственностью "ИРБИС" (ОГРН: 1185476058020, ИНН: 5404077181) в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области взысканы финансовые санкции в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2019 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 10 А45-30202/2021 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано в связи с отсутствием события правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ООО "ИРБИС" финансовых санкций за несвоевременное представление сведений за отчетные периоды 2019 год, 2020 год (по форме СЗВ-М "дополняющая"), принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в указанной части.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что в данном случае, представление сведений о застрахованном лице, сведения о котором не были указаны в исходной форме СЗВ-М, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены впервые и с нарушением срока.
В порядке статьи 262 АПК РФ ООО "ИРБИС" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из положений части 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в отсутствие возражений сторон, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявленные требования мотивированы нарушением срока представления страхователем сведений о застрахованных лицах за июнь 2019 года по форме СЗВ-М (исходная) и сведений о застрахованных лицах за январь-декабрь 2019 года по форме СЗВ-М (дополняющая), за январь - декабрь 2020 года по форме СЗВ-М (дополняющая), за январь, февраль 2021 года по форме СЗВ-М (дополняющая), за 2019 по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая), за 2020 по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) что, по мнению управления, влечет ответственность по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В связи с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по результатам проверки были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства от 21.04.2021 N 064S18210017052, от 21.04.2021 N 064S18210017053, от 21.04.2021 N 064S18210017054, от 07.04.2020 N 064S18200010784, от 21.04.2021 N 064S18210017055, от 24.05.2021 N 3 А45-30202/2021 064S18210020181, от 24.05.2021 N 064S18210020181, от 24.05.2021 N 064S18210020182, от 24.05.2021 N 064S18210020183, от 24.05.2021 N 064S18210020184, от 24.05.2021 N 064S18210020185, от 24.05.2021 N 064S18210020186, от 24.05.2021 N 064S18210020187, от 24.05.2021 N 064S18210320188, от 24.04.2021 N 064S18210017056, от 24.04.2021 N 064S18210017057, от 24.04.2021 N 064S18210017058, от 24.04.2021 N 064S18210017059, от 24.05.2021 N 064S18210020190, от 24.05.2021 N 064S18210020191, от 24.05.2021 N 064S18210020192, от 24.05.2021 N 064S18210020193, от 24.05.2021 N 064S18210020194, от 24.05.2021 N 064S18210Э20195, от 24.05.2021 N 064S18210020196, от 24.05.2021 N 064S18210020197, от 21.04.2021 N 064S18210017060, от 21.04.2021 N 064S18210017061, от 24.05.2021 N 064S18210020189, от 24.05.2021 N 064S18210020198, от 09.09.2019 N 064S18190042806.
На основании актов вынесены решения от 03.06.2021 N 064S19210024359, от 03.06.2021 N 064S19210024362, от 03.06.2021 N 064S19210024364; от 14.05.2020 N 064S19200010538, от 03.06.2021 N 064S19210024365; от 01.07.2021 N 064S19210027772, от 01.07.2021 N 064S19210027773, от 01.07.2021 N 064S19210027774, от 01.07.2021 N 064S19210027775, от 01.07.2021 N 064S19210027776, от 01.07.2021 N 064S19210027777 от 01.07.2021 N 064S19210027778, от 01.07.2021 N 064S19210027779, от 03.06.2021 N 064S19210024368, от 03.06.2021 N 064S19210024370, от 03.06.2021 N 064S19210024374, от 03.06.2021 N 064S19210024382, от 01.07.2021 N 064S19210027781, от 01.07.2020 N 064S19210027782, от 01.07.2021 N 064S19210027783, от 01.07.2021 N 064S19213027784, от 01.07.2021 N 064S19210027785, от 01.07.2021 N 064S19210027786, от 01.07.2021 N 064S19210027787, от 01.07.2021 N 064S19210027788, от 03.06.2021 N 064S19210024386, от 03.06.2021 N 064S19210024390, от 01.07.2021 N 064S19210027780, от 01.07.2021 N 064S19210027789, от 14.10.2019 N 064S19190045380 о применении к страхователю финансовых санкций в общем размере 33 000 рублей.
Требования от 05.07.2021 N 064S01210023301, от 05.07.2021 N 064S01210023303, от 05.07.2021 N 064S01210023304, от 10.06.2020 N 064S01200012376, от 05.07.2021 N 064S01210023305, от 28.07.2021 N 064S01210026084, от 28.07.2021 N 064S01210026085, от 28.07.2021 N 064S01210026086, от 28.07.2021 N 064S01210026087, от 28.072021 N 064S01210026088, от 28.07.2021 N 064S01210026089, от 28.07.2021 N 064S01210026090, от 28.07.2021 N 064S01210026091, от 05.07.2021 N 064S01210023307, от 05.07.2021 N 064S01210023309, от 05.07.2021 N 064S01210023312, от 05.07.2021 N 064S01210023313, от 28.07.2021 N 064S01210026093, от 28.07.2021 N 064S01210026094, от 28.07.2021 N 064S01210026095, от 28.07.2021 N 064S01210026096, от 28.07.2021 N 064S01210026097, от 28.07.2021 N 064S01210026098, от 28.07.2021 N 064S01210026099, от 28.07.2021 N 064S01210026101, от 05.07.2021 N 064S01210023316, от 05.07.2021 N 064S01210023318, от 28.07.2021 N 064S01210026092, от 28.07.2021 N 064S01210026102, от 08.11.2019 N 064S18190042836 на общую сумму 33 000 рублей исполнены не были.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания финансовых санкций в размере 32 500 рублей за несвоевременное представление сведений за отчетные периоды 2019 год, 2020 год (по форме СЗВ-М "дополняющая"), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27- ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Закона N 27-ФЗ, общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п) (действующий в спорный период).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (действовала в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за январь - декабрь 2019 года, январь - декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за отчетные периоды 2019 год, 2020 год.
Между тем, в рассматриваемом случае Пенсионным фондом уведомление в адрес общества об устранении имеющихся ошибок (расхождений) не направлялось, что свидетельствует о том, что общество не было лишено возможности в порядке статьи 15 Закона N 27-ФЗ самостоятельно произвести корректировку представленных сведений за спорный отчетный период (2019 год, 2020 год).
Учитывая изложенное, общество самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за январь - декабрь 2019 года, январь - декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года и предприняло меры к ее устранению путем направления "дополняющей" формы в Пенсионный фонд за этот отчетный период, который, в свою очередь, при получении дополняющих сведений провел проверку представленных дополняющих сведений и выявил указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ, в связи с чем назначил обществу финансовые санкции за представление страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-М за спорный отчетный период.
Доказательства того, что скорректированные обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за январь - декабрь 2019 года, январь - декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что общество самостоятельно устранило допущенные ошибки в индивидуальных (персонифицированных) сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за отчетный период - январь - декабрь 2019 года, январь - декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года, что не опровергнуто Пенсионным фондом, тем самым общество реализовало в порядке статьи 15 Закона N 27-ФЗ свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период, откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах за этот отчетный период до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с общества финансовых санкций за представление дополняющей формы отчетности по форме СЗВ-М за январь - декабрь 2019 года, январь - декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь - декабрь 2019 года, январь - декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, так как сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 5 застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права, поскольку отсутствие в форме СЗВ-М тип "исходная" сведений об одном или нескольких застрахованных лицах не лишает страхователя права представить уточненные сведения в "дополняющей" форме отчетности, в данном случае общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статья 17 Закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции N 766н), ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае к страхователю финансовые санкции применяться не должны.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требования в части взыскания финансовых санкций в размере 32 500 рублей за несвоевременное представление сведений за отчетный период за январь - декабрь 2019 года, январь - декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года (по форме СЗВ-М "дополняющая").
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.01.2022 (решение в виде резолютивной части принято 17.01.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30202/2021 в обжалуемой части - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.03.2022.
Судья |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30202/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской Области
Ответчик: ООО "ИРБИС"