город Ростов-на-Дону |
|
18 марта 2022 г. |
дело N А32-34301/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь. Р.В.,
при участии:
от ООО "Афипский НПЗ", посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Бессмертного М.С. по доверенности от 21.05.2021 N 128анпз/21,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.11.2021 по делу N А32-34301/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Афипский нефтеперерабатывающий завод" (ИНН 7704214548, ОГРН 1037739597059)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Афипский нефтеперерабатывающий завод" (далее - ООО "Афипский НПЗ", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Федеральной службе в сфере природопользования Южного межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, управление Росприроднадзора) об оспаривании незаконными п. 2, п. 4 предписания от 02.09.2019 N 05-06-65-П-1 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ))
Решением суда первой инстанции от 29.11.2021 принят отказ заявителя от требования в части признания незаконным акта проверки N 05-06-65-П от 02.09.2019, представления N 05-06-407-П-3 от 19.09.2019, производство по делу в указанной части прекращено. Суд признал незаконными пункт 2, пункт 4 предписания от 02.09.2019 N 05-06-65-П1.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление Росприроднадзора обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что Советским районным судом г. Краснодара не рассматривались указанные судом дела. Они рассматривались Северским районным судом Краснодарского края. Апелляционные жалобы управления оставлены без удовлетворения. На момент подготовки кассационных жалоб срок давности привлечения к административной ответственности по статьям КоАП РФ истек. У управления отсутствует возможность обжалования вступивших в законную силу решений. Вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения не исключает факт нарушения обществом действующего законодательства, что подтверждается материалами дела. "Тара полиэтиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими" как вид отходов входит в состав паспорта на отход "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", отнесена к 4 классу опасности и к 4 блоку классификатора. Данный вид отходов не может быть включен в состав паспорта на отходы "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)". В соответствии с ФККО "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" относится к 7 блоку. Данные виды отходов различаются по компонентному составу и не могут быть отнесены к одному блоку. "Тара полиэтиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими" является самостоятельным отходом, независимо от вида использования. На "отходы прокладочных материалов и прокладок из них, втулки сальниковые отработанные"; "фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные"; "светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потребительские свойства"; "стартеры и/или генераторы автотранспортных средств в сборе, утратившие потребительские свойства" не разработаны соответствующие паспорта. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2017-2018 годы на расчётный счёт управления, по объёмам отходов образованным и размещенным, не внесена. Обществом производится подмена понятий "утилизация" и "размещение" отходов.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Афипский НПЗ" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2019 год в соответствии с распоряжением от 15.07.2019 N 01-04-19/86 управлением в отношении ООО "Афипский НПЗ" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.
По результатам проверки составлен акт проверки N 05-06-65-П от 02.09.2019.
02.09.2019 на основании указанного акта старшим государственным инспектором Миносян П.Г. выдано предписание N 05-06-65-П1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
ООО "Афипский НПЗ", полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 2 оспариваемого предписания обществу надлежит разработать паспорта на отходы образующиеся в результате хозяйственной деятельности: "Тара полиэтиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими", "Отходы прокладочных материалов и прокладок из них, втулки сальниковые отработанные", "Ареометры (кроме ртутьсодержащих), утратившие потребительские свойства", "Фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные", "Стартеры и/или генераторы автотранспортных средств в сборе, утратившие потребительские свойства", "Светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потребительские свойства".
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что в рамках дела N 12-6/2020 Северским районным судом Краснодарского края удовлетворена жалоба общества на постановление инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении постановления N 05-06-410-П-2 от 19.09.2019 по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ. Постановление инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея N 05-06-410-П-2 от 19.09.2019 по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ отменено.
Так, в рамках дела N 12-6/2020 Северским районным судом Краснодарского края установлено, что ООО "Афипский НПЗ" - предприятие топливного профиля, целью производственной деятельности которого является переработка углеводородного сырья (нефть и газовый конденсат) с получением прямогонного бензина, дизельного топлива, топлива судового маловязкого, чистящие и дезинфицирующие средства не используются в целях производства, а используются для личных нужд сотрудников, а именно соблюдения личной гигиены и бытовых нужд, в частности мойка посуды, стирка спецодежды, уборка офисных и бытовых помещений.
Отходы от использования товаров моющих, чистящих и дезинфицирующих средств являются подобными по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, и попадают под определение ТКО и соответственно передаются как ТКО на утилизацию, обезвреживание, размещение. Учитывая, что перечисленные моющие, чистящие и дезинфицирующие средства используются в офисных и бытовых помещениях, отходы от использования данных товаров могут быть классифицированы как мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, который включает, в том числе, пластмассу - 12% (исключая крупногабаритный).
Судом установлено, что ООО "Афипский НПЗ" разработан паспорт на отход "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4)", который включает в том числе пластмассу - 12%, в который также входят отходы от использования товаров моющих, чистящих и дезинфицирующих средств. В связи с чем, суд установил, что вывод должностного лица о совершении обществом административного правонарушения является необоснованным.
Согласно пункту 4 предписания обществу надлежит обеспечить расчет платы за размещение (захоронение) отходов: "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" в 2017-2018 г., с применением пятикратного повышающего коэффициента.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что в рамках дела N 12-4/2020 Северским районным судом Краснодарского края удовлетворена жалоба ООО "Афипский НПЗ" на постановление инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении постановления N 05-06-412-П-2 от 19.09.2019 по ст. 8.5 КоАП РФ. Постановление инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении N 05-06-412-П-2 от 19.09.2019 по ст. 8.5 КоАП РФ отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Так, судом в рамках дела N 12-4/2020 установлено, что общество осуществляет свою деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с утвержденной разрешительной документацией: лицензия серия 023 N 00096 от 25.03.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение N 0727 от 28.11.206; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 2016 г.; паспорта на отходы производства и потребления. В рамках хозяйственной деятельности на предприятия образуются отходы - мусор от строительных и ремонтных работ. В соответствии с документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 0727 от 28.11.2016, утвержденным приказом Росприроднадзора по Краснодарскому краю и РА N 16-27/1083 от 28.11.2016, образующийся "отход" - мусор от строительных и ремонтных работ, не передается на размещение другим предпринимателям или юридическим лицам, а также не размещается на эксплуатируемых собственных объектах размещения отходов, а утилизируется, используется на предприятии для подсыпки дорог, что подтверждается актами об использовании. В акте N 05-06-65-П от 02.09.2019 указано, что обществом соблюдаются требования в области обращения с отходами.
В рамках дела N 12-4/2020 судом также установлено, что обществом на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности получена лицензия серии 023 N 00096 от 25.03.2016, срок действия - бессрочно, в отношении материалов по осуществлению деятельности по обращению с отходами проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза и получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности ООО "Афипский НПЗ" государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам N 23.КК.03.000.М.000136.01.16 от 18.01.2016. На основании вышеуказанных документов обществу разрешено осуществлять деятельность по транспортированию и утилизации путем использования для выполнения работ планировке территории. Факт утилизации образовавшихся в 2017-2018 г. и 1, 2 кварталах 2019 г. отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ подтверждается материалами дела.
Судом также установлено, что в рамках производственной деятельности общество не осуществляет деятельность по размещению, хранению и захоронению отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ. На территории предприятия отсутствуют специализированные хранилища отходов. Факт наличия объекта размещения и захоронения отходов в ходе проверки надзорным органом не установлен.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что согласно вступившим в силу постановлениям по делам об административном правонарушении от 14.01.2020 и 15.01.2020 по жалобам ООО "Афипский НПЗ", соответствующие паспорта отходов - разработаны, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, а также размещение отходов, тогда как отходы от соответствующих работ, образованные в 2017-2018 годах, обществом утилизированы.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, являются для настоящего спора преюдициальными.
Учитывая, что суд общей юрисдикции установил факт отсутствия нарушений обществом ст. 14 Закона N 89-ФЗ и ст. 16 Закона N 7-ФЗ в оспариваемый период, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по делам N 12-4/2020 и N 12-6/2020, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2021 по делу N А32-34301/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34301/2021
Истец: ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод", ООО "Афипский НПЗ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования