г. Москва |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А40-190976/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой А.С.,
судей: Веклича Б.С., Петровой О.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулиш А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "АЛФАВИТЪ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-190976/21 по иску (заявлению) ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЛФАВИТЪ" к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЙ БАНК ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
третьи лица: УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ЛАБЫГИН АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
об обязании,
при участии в судебном заседании:
от истца - Шидловская Г.И. по доверенности от 22.07.2021;
от ответчика - Воробьев М.А. по доверенности от 24.11.2021;
от третьих лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АЛФАВИТЪ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "МСП БАНК" (далее - ответчик, банк) о понуждении к осуществлению полного списания задолженности истца по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии N 12Р-АИС-К-4609/20 от 11.08.2020.
Решением от 17.12.2021 Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судом решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Указанная жалоба мотивирована отсутствием оценки судом первой инстанции представленных доказательств по делу.
АО "МСП БАНК" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия, учитывая наличие доказательств надлежащего извещения третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, рассматривала апелляционную жалобу в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется по следующим основаниям.
Как указывает истец, 22.06.2020 ООО "АЛФАВИТЪ" (заемщик) подана заявка на предоставление кредита в АО "МСП БАНК" (кредитор), через специальный банковский информационный портал, заверенная электронно-цифровой подписью, на возобновление деятельности субъектов МСП.
11.08.2020 между истцом и ответчиком заключен договор об открытии невозобновляемой кредитной линии N 12Р-АИС-К-4609/20 (далее - договор, кредитный договор).
Кредитование по договору производилось в соответствии с правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возобновление деятельности (документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика), включая: выплату заработной платы работникам заемщика в размере, не превышающем размер, предусмотренный трудовым договором; платежи по процентам и основному долгу по кредитным договорам (соглашениям), заключенным в рамках: "Правил предоставления субсидий из Федерального бюджета РФ по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.09.2018 N 1764", "Правил предоставления субсидий из Федерального бюджета согласно Постановления от 02.04.2020 N 422" (далее - правила).
Поскольку истцом, по мнению банка, не выполнены условия для полного списания задолженности заемщика в части снижения численности сотрудников, установленные разделом 8 договора, 01.04.2021 в его адрес от банка поступило письмо о переводе данного договора на период частичного списания.
Истец не согласен с указанным переводом, считает, что условия кредитного договора им не нарушены, задолженность должна быть списана в полном объеме, поскольку в результате анализа отчетов, поданных в период с 01.04.2020 по 01.04.2021 в ПФР (сведения о застрахованных лицах) и ФНС России (расчет по страховым взносам), в отчетах СЗВ-М за апрель 2020 и РСВ за 1 квартал 2020 года установлена неточность, а именно: в отчетную форму СЗВ-М за апрель 2020 года и РСВ за 1 квартал 2020 года ошибочно включен уволенный 31.03.2020 сотрудник (Матвеева Татьяна Петровна).
После обнаружения неточности в указанных выше отчетах, истцом в ФНС России был направлен корректирующий отчет по РСВ за 1 квартал 2020 года, в отчетной форме СЗВ-М за апрель 2020 года проведена корректировочная (отменяющая) запись по данному сотруднику с последующей ее отправкой в ПФР 02.04.2020.
29.04.2020 истцом в адрес ответчика направленно письмо исх. N 05, которым он уведомил ответчика о несогласии заемщика с решением банка о переводе КД N 12Р-АИС-К-4609/20 от 17.08.2020 на период частичного списания.
Между тем, по мнению банка, по состоянию на 01.03.2021 произошло снижение более чем на 10% (поддержание численности составило 88% = 36 человек/41 человек), но не более чем на 20% от численности сотрудников по сравнению с количеством, принятом при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения), поэтому банк осуществил только частичное списание задолженности.
По утверждению истца, в пункте 7 договора об открытии невозобновляемой кредитной линии от 11.08.2020 N 12Р-АИС-К-4609/20 указана конкретная дата, а именно - 01.06.2020, на которую истец должен был сохранить численность работников и с которой в дальнейшем должно было идти сравнение численности работников в базовом периоде.
Из данного пункта следует, что численность работников заемщика, определяется на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020, однако данный пункт, как утверждает истец, не содержит отсылок на способ определения этой численности, по которому возможно было бы определить численность сотрудников на конкретную дату.
Изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1976 в положения в п.11 правил, исключено указание на 01.06.2020 года, а вместо этого дана прямая отсылка к механизму расчета численности работников заемщика в соответствии с п. 24 правил, применяемого для целей определения максимального размера кредита.
В новой редакции вместо конкретной даты - 01.06.2020 г., для определения сравнительной численности, отсылка сделана на п. 24 правил, в котором численность определяется не однозначно.
Численность работников заемщика, определяется получателем субсидии (ответчиком) на основании сведений по состоянию на 01.06.2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020 г. для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года.
Истец считает, что редакция правил от 30.11.2020 изменила способ определения численности работников, необоснованно заменив фактическую численность сотрудников на 01.06.2020, на "отчётную" численность за апрель 2020 года.
Соответственно, по мнению истца, расчет суммы кредита по численности работников заемщика за апрель 2020 года для истца ставит его в неравное положение с остальными заемщиками, которым рассчитан кредит по численности за май 2020 года.
Таким образом, вопреки принятию банком к расчету численности сотрудников за апрель 2020 года, истец полагает правильным при расчете максимальной суммы кредита определять численность работников как за апрель, так и за май 2020 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении иска, исходя из отсутствия соответствия доводов искового заявления положениям действующего законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, при том, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
В силу частей 1, 3 статьи 810 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. Заем считается возвращенным в момент передачи его займодавцу, в том числе в момент поступления соответствующей суммы денежных средств в банк, в котором открыт банковский счет займодавца. Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с процентами за пользование займом, причитающимися на момент его возврата (ч. 2 ст. 811, ст. 821.1 ГК РФ).
Займодавец имеет право на получение с заемщика процентов за пользование займом в размерах и в порядке, определенных договором (ч. 1 ст. 809 ГК РФ).
Как указано выше, между банком и заемщиком был заключен договор от 11.08.2020 N 12Р-АИС-К-4609/20 об открытии невозобновляемой кредитной линии.
Кредитный договор был заключен в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее - Правила), согласно которым предоставляются кредиты по льготной ставке (2% годовых) и на безвозвратной основе (при соблюдении заемщиком определенных Правилами условий), при этом государство берет на себя обязательства по субсидированию недополученных кредитной организацией доходов по процентам и в связи с невозвратом основного долга.
Указанная государственная программа направлена на оказание помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, которые по состоянию на 1 марта 2020 г. осуществляли деятельность в одной или нескольких отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с п. 12 Правил субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении следующих условий:
а) в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
б) численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца по состоянию на 25 марта 2021 г. составила не менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
б(1)) численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 марта 2021 г. составила не менее 80 процентов численности работников заемщиков, определенной:
исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г., если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
в) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976;
г) получателем субсидии осуществлено списание не позднее 1 апреля 2021 г. задолженности заемщика по кредитному договору (соглашению), включая проценты по кредитному договору (соглашению), начисленные и перенесенные в основной долг по кредитному договору (соглашению) в соответствии с подпунктом "д" пункта 9 настоящих Правил;
д) соблюдены условия, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.
12(1). Заемщик в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) выплачивает заработную плату работникам в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 Правил перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере: задолженности по кредитным договорам (соглашениям) по состоянию на 1 апреля 2021 года, соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, составляет не менее 0,9; задолженности по кредитным договорам (соглашениям) с заемщиками по состоянию на 1 апреля 2021 года, соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, умноженной на коэффициент 0,5, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, составляет не менее 0,8.
В соответствии с п. 24 Правил подтверждение выполнения условий, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 11 и подпунктами "а", "б" и "б(1)" пункта 12, а также определение размера субсидии по списанию в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил осуществляются получателем субсидии на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы (далее - Платформа).
Банк самостоятельно не проводит расчеты численности работников заемщиков в рамках Правил, а обязан использовать данные Платформы. Списать задолженность банк может только в случае предоставления соответствующей субсидии на основании Правил и сведений, размещенных на Платформе.
В данном случае субсидия на списание задолженности по Кредитному договору Банку предоставлена только в размере 50% от задолженности по Кредитному договору в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с Письмом ФНС России от 20.08.2020 N ВД-2-19/1542@ согласно разъяснениям Минэкономразвития России с учетом сроков предоставления отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года.
Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при представлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
Численность сотрудников Заемщика по данным Платформы для целей расчета максимальной суммы кредитного договора (соглашения) и дальнейшего мониторинга сохранения численности сотрудников составила 41 человек (по итогам апреля 2020 по состоянию на 01.06.2020).
Численность работников заемщика по данным Платформы по состоянию на 01.03.2021 составила 36 человек.
Таким образом, отношение численности работников Заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года к численности работников Заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил, составило 0,88 (36 человек/41 человек). Поскольку это значение менее 0,9 (но больше 0,8) Банку предоставлена субсидия на списание задолженности в размере 50% задолженности по кредитному договору.
Согласно п. 13 Правил кредитный договор (соглашение), в отношении которого получателем субсидии не принято решение о списании задолженности, с 1 апреля 2021 года переводится получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению).
Банк в соответствии с требованиями Правил перевел Кредитный договор в части непогашенной за счет государственной субсидии задолженности в период погашения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что подпункт б(1) п. 12 Правил (пп. "б(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976) допускает использование для мониторинга сведений за май 2020 года для заемщиков, обратившихся с заявлением на кредитование к получателю субсидии до 25.06.2020, однако, при условии, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
Заемщик обратился с заявкой на получение кредита до 25.06.2020.
По итогам мая 2020 года численность заемщика составила 97% от численности по итогам апреля 2020 года (40 человека/41 человека), что больше 80%, соответственно, для дальнейшего мониторинга использовалась численность 41 человек, то есть, по итогам апреля 2020 года по состоянию на 01.06.2020, как это и было предусмотрено в первоначальной редакции Правил.
Таким образом, банк не допускал нарушений положений Правил и условий кредитного договора.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли или опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-190976/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Сергеева |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190976/2021
Истец: ООО "АЛФАВИТЪ"
Ответчик: АО "РОССИЙСКИЙ БАНК ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Лабыгин Андрей Николаевич