г. Саратов |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А12-29761/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2021 года по делу N А12-29761/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Городское управление" (ОГРН 1153435003732, ИНН 3435120482, 404110, Волгоградская область, г. Волжский, пр. им. Ленина, д. 59 А, оф. 1)
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1043400050759, ИНН 3435110565, 404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 19 Партсъезда, д. 30),
о признании недействительными предписаний,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787, 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39 А, оф. 205),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Городское управление" (далее - ООО УК "Городское управление", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - КЖД, Комитет, административный орган) от 20.09.2021 N 653-л/2021 об устранении выявленных нарушений.
Определением суда первой инстанции от 08 октября 2021 года заявление ООО УК "Городское управление" принято, возбуждено производство по делу N А12-29761/2021.
ООО УК "Городское управление" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания КЖД от 06.09.2021 N 523-л/2021 об устранении выявленных нарушений.
Определением суда первой инстанции от 08 октября 2021 года заявление ООО УК "Городское управление" принято, возбуждено производство по делу N А12-29762/2021.
ООО УК "Городское управление" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания КЖД от 17.09.2021 N 554-л/2021 об устранении выявленных нарушений.
Определением суда первой инстанции от 08 октября 2021 года заявление ООО УК "Городское управление" принято, возбуждено производство по делу N А12-29765/2021.
ООО УК "Городское управление" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания КЖД от 27.09.2021 N 562-л/2021 об устранении выявленных нарушений.
Определением суда первой инстанции от 15 октября 2021 года заявление ООО УК "Городское управление" принято, возбуждено производство по делу N А12-30339/2021.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 ноября 2021 года дела N А12-29761/2021, N А12-29762/2021, N А12-29765/2021, N А12-30339/2021 объединены в одно производство, объединённому делу присвоен номер А12-29761/2021.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными предписания Комитета от 20.09.2021N 653-л/2021, от 06.09.2021 N 523-л/2021, от 17.09.2021 N 554-л/2021, от 27.09.2021 N 562-л/2021, выданные ООО УК "Городское управление".
КЖД не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ООО УК "Городское управление" считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 17.02.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 10.08.2021 N 523-л/2021 в целях рассмотрения обращения гражданина по вопросу нарушения порядка начисления платы за коммунальные ресурсы по электрической энергии при содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 42, Комитетом проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Городское управление", по результатам которой составлен акт от 06.09.2021 N 523-л/2021 (т. 2, л.д. 16-18).
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества, Правила N491), части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО УК "Городское управление" за июнь 2021 года производило начисление платы за коммунальный ресурс по электроснабжению, потребляемый при содержании общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета с превышением над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома.
06 сентября 2021 года Комитетом обществу выдано предписание N 523-л/2021, согласно которому ООО УК "Городское управление" надлежит в срок до 05.11.2021 произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества собственникам многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 42, за апрель 2021 года исходя из норматива потребления коммунального ресурса, в соответствии с действующим законодательством; предоставить подтверждающие документы (т. 2, л.д. 19).
На основании приказа от 23.08.2021 N 554-л/2021 в целях рассмотрения обращения гражданина по вопросу нарушения порядка начисления платы за коммунальный ресурс по электроснабжению при содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Свердлова, д. 25, Комитетом проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Городское управление", по результатам которой составлен акт от 17.09.2021 N 554-л/2021 (т. 3, л.д. 16-18).
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение пункта 29 Правил содержания общего имущества ООО УК "Городское управление" за июнь 2021 года производило начисление платы за коммунальный ресурс по электроснабжению, потребляемый при содержании общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета с превышением над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома.
17 сентября 2021 года Комитетом обществу выдано предписание N 554-л/2021, согласно которому ООО УК "Городское управление" надлежит в срок до 25.11.2021 произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества собственникам многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Свердлова, д. 25, за июнь 2021 года исходя из норматива потребления коммунального ресурса, в соответствии с действующим законодательством; предоставить подтверждающие документы (т. 3, л.д. 19).
На основании приказа от 17.09.2021 N 653-л/2021 в целях рассмотрения обращения гражданина по вопросу нарушения порядка начисления платы за коммунальный ресурс по электроснабжению при содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Свердлова, д. 47, Комитетом проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Городское управление", по результатам которой составлен акт от 20.09.2021 N 653-л/2021 (т. 1, л.д. 15-16).
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение пункта 29 Правил содержания общего имущества ООО УК "Городское управление" за февраль 2021 года производило начисление платы за коммунальный ресурс по электроснабжению, потребляемый при содержании общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета с превышением над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома.
20 сентября 2021 года Комитетом обществу выдано предписание N 653-л/2021, согласно которому ООО УК "Городское управление" надлежит в срок до 20.11.2021 произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества собственникам многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Свердлова, д. 47, за февраль 2021 года исходя из норматива потребления коммунального ресурса, в соответствии с действующим законодательством; предоставить подтверждающие документы (т. 1, л.д. 17).
На основании приказа от 25.08.2021 N 562-л/2021 в целях рассмотрения обращения гражданина по вопросу нарушения порядка начисления платы за коммунальные ресурсы по электрической энергии при содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карбышева, д. 8, Комитетом проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Городское управление", по результатам которой составлен акт от 27.09.2021 N 562-л/2021 (т. 4, л.д. 15-17).
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, пункта 29 Правил содержания общего имущества, части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО УК "Городское управление" за июль 2021 года производило начисление платы за коммунальный ресурс по электроснабжению, потребляемый при содержании общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета с превышением над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома.
27 сентября 2021 года Комитетом обществу выдано предписание N 562-л/2021, согласно которому ООО УК "Городское управление" надлежит в срок до 25.11.2021 произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества собственникам многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карбышева, д. 8, за июль 2021 года исходя из норматива потребления коммунального ресурса, в соответствии с действующим законодательством; предоставить подтверждающие документы (т. 4, л.д. 18).
ООО УК "Городское управление", полагая, что предписания КЖД от 20.09.2021 N 653-л/2021, от 06.09.2021 N 523-л/2021, от 17.09.2021 N 554-л/2021, от 27.09.2021 N 562-л/2021 являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку избранный собственниками помещений в многоквартирном доме способ определения размера расходов по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, с учетом положений пункта 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ не требует принятия ими какого-либо дополнительного решения в целях включения обществом в плату за содержание жилого помещения стоимости сверхнормативного объема фактически потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов не противоречит положениям действующего ЖК РФ как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к пункту 29 Правил содержания общего имущества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора в части осуществления надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно постановлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 07.11.2017 N 6733 "Об определении уполномоченного органа на организацию и осуществление государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" органом, уполномоченным на организацию и осуществления государственного жилищного надзора на территории городского округа - город Волжский является отдел муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский.
Следовательно, решения о проведении проверок приняты уполномоченным лицом, в пределах предоставленных полномочий.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что МКД N 47 по ул. Свердлова, N 42 по пр.Им. Ленина, N 25 по ул. Свердлова, N 8 по ул. Карбышева находятся в управлении управляющей организации ООО УК "Городское управление"" на основании протоколов общего собрания собственников N 01/2020 от 27.01.2020, N 01/2020 от 20.02.2020, N 01/2020 от 10.02.2020, N 01/2020 от 12.02.2020 и договоров управления от 01.03.2020 N 8-У, от 01.04.2020 N 47-У, от 01.03.2020 N 41-У, от 01.03.2020 N 16-У соответственно.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно положениям частей 11, 12 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, заключение управляющей организацией договора на поставку коммунального ресурса обусловлено наличием у нее цели оказывать собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения спорных предписаний послужили выводы Комитета о неправомерном начислении Обществом оплаты за коммунальный ресурс по электроснабжению, потребленный при содержании общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета с превышением над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
С 10.08.2017 пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ действует в новой редакции, в соответствии с которой структура платы включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из части 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей до 10.08.2017, следует, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей с 10.08.2017, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) определено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил N 491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 29.05.2017 N 16 "О внесении изменений в некоторые постановления Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области" внесены изменения в Постановления Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 30.07.2012 N 5 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области" установлены, и с июня 2017 года применяются новые нормативы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов электроснабжения; согласно условиям договоров управления многоквартирным домом размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний ОДПУ (п. 4.3).
В рассматриваемом случае, в указанных МКД собственниками принято решение об определении размера расходов собственников жилых и нежилых помещении в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема фактического потребления ресурсов, определяемого ежемесячно но показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади жилого и нежилого помещения в том числе в размере превышения объема коммунального ресурса потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (пункт 8 протоколов).
Поскольку собственниками помещений принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса при наличии решения собрании собственников, управляющая организация в конкретном случае правомерно при исчислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, учитывала показания коллективного (общедомового) прибора учета.
Применение приборов учета признается в качестве приоритетного способа определения фактически принятого количества коммунальных ресурсов, поскольку расчетные способы определения объема ресурсов не позволяют достигать степени точности, доступной для способов, определенных по приборам учета.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.09.2012 N АПЛ12-522, в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22) по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
В пункте 16 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что спорные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов; согласно условиям договоров управления многоквартирным домом размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний общедомового прибора учета; на общем собрании собственники помещений в многоквартирных домах приняли решения об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае спор возник не в результате отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов, а в связи с различным толкованием действующего протокола общего собрания собственников помещений этого дома органом жилищного контроля и управляющей компанией.
Вопреки доводам апеллянта, формулировки "по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета", содержащейся в протоколах общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, достаточно для констатации волеизъявления собственников домов о согласии на начисление платы за холодное водоснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды по фактическим показаниям общедомового прибора учета, а не по нормативу.
Довод административного органа, изложенный в жалобе, о не предоставлении обществом утвержденного решением собрания собственников перечня работ и услуг по содержанию общего имущества, превышающих минимальный перечень, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен, поскольку право собственников помещений в многоквартирном доме принимать решение о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества по показаниями ОДПУ, действующим жилищным законодательством (частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) не ставится в зависимость от превышения, либо непревышения перечня работ по содержанию имущества минимальному перечню работ и услуг, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Как верно отметил суд, что закон (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) не предусматривает формулировку, содержащую именно согласие собственников на "сверхнормативное потребление на общедомовые нужды", а лишь определяет принцип распределения ОДН даже при наличии коллективного общедомового прибора учета: с учетом норматива на ОДН, но с перерасчетом по коллективным приборам учета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а также в случае выражения волеизъявления собственниками о расчетах на ОДН по среднемесячному потреблению или фактическим показаниям прибора учета в каждом месяце без использования в расчетах норматива на ОДН.
В рассматриваемом случае собственники помещений в спорных многоквартирных домах избрали способ оплаты общедомовых нужд именно по фактическим показателям коллективного прибора учета в полном соответствии с пунктом 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, действующим с 10.08.2017.
Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний общедомового прибора учета, не опровергнуты и положения условий договоров управления, в установленном законом порядке недействительными не признаны.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Обществом правомерно применен размер платы за коммунальный ресурс по электроснабжению, используемый в целях содержания общего имущества спорного многоквартирного дома, исходя из показаний общедомового прибора учета.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2021 года по делу N А12-29761/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29761/2021
Истец: ООО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО УК "Городское управление"