г. Москва |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А40-249170/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 16.03.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т.,
судьи Кочешкова М.В., Сумина О. С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального технологического управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2021 по делу N А40-249170/21,
по заявлению Межрегионального технологического управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
к ОАО "РЖД"
о привлечении к административной ответственности;
при участии: от заявителя - Наталенко В.И. по доверенности от 04.08.2021; от заинтересованного лица - Добромыслова Т.С. по доверенности от 07.12.2021;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2021 в удовлетворении заявленных Межрегиональным технологическим управлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) требований о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Административный орган не согласился с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители административного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен апелляционным судом к материалам дела, в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.
Основанием для обращения в суд послужил факт невыполнения предписания от 06.06.2021 N 277-Г/3.3-20/Х-127, выданного по результатам проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности на объекте капитального строительства "Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дороги. III этап. Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово. Этап III.1. Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово на платформу N1 Белорусского вокзала", расположенного по адресу: Московская область, Москва.
Событие и состав административного правонарушения отсутствуют. Федеральным законодательством допускается временная эксплуатация объекта до получения разрешения на ввод в постоянную эксплуатацию и не предусмотрен ввод части объекта в постоянную эксплуатацию.
Действующим законодательством Российской Федерации временная эксплуатация допускается до получения разрешения на ввод в постоянную эксплуатацию, срок получения разрешения на ввод объектов в постоянную эксплуатацию законом не установлен.
В соответствии с заданием на проектирование и проектной документацией строительство ведется в полосе отвода железной дороги и на прилегающих территориях на действующем железнодорожном участке без прекращения движения поездов, объект относится к объектам транспортной инфраструктуры, является линейным объектом, включающим в себя здания и сооружения для эксплуатации железнодорожной линии. Линейный объект имеет одну проектную и разрешительную документацию, строится и вводится в постоянную эксплуатацию одним разрешением на ввод, в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На объект получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 15.07.2020 N 77-1-1-3-031822-2020 и разрешение на строительство от 17.11.2020 N 77-01-2597-2020МС сроком действия до 18.01.2023.
Объект введен во временную эксплуатацию до получения разрешения на ввод в постоянную эксплуатацию на основании акта приемки во временную эксплуатацию вновь построенных и реконструированных железнодорожных путей общего пользования проекта: "Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дороги. III Этап. Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово" от 04.12.2020.
ОАО "РЖД" действовало в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ, до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с ч. ч. 10 и 11 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2057, решение о формировании комиссии с утверждением ее состава принимается в отношении комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта к временной эксплуатации, - организацией, которая должна осуществлять временную эксплуатацию такого объекта (ОАО "РЖД" в лице Московской железной дороги), на основании обращения к ней застройщика (ОАО "РЖД") о готовности линейного объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта к временной эксплуатации.
В соответствии с п. п. 9, 10, 11 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ распоряжением ОАО "РЖД" от 04.12.2020 N 2670/р "Об организации комиссий по приемке во временную эксплуатацию объектов Центрального транспортного узла" для определения технической готовности линейных объектов инфраструктуры к временной эксплуатации и осуществления временной эксплуатации объектов капитального строительства назначен председатель комиссий по приемке во временную эксплуатацию по объектам Центрального транспортного узла в границах Московской железной дороги; поручено сформировать комиссии по приемке во временную эксплуатацию вышеуказанных объектов.
После проверки технической готовности реконструируемого линейного объекта к временной эксплуатации комиссией утвержден Акт приемки объекта во временную эксплуатацию от 04.12.2020.
Таким образом, техническая готовность объекта к временной эксплуатации подтверждена комиссией.
Довод апелляционной жалобы о том, что вступивший в силу федеральный закон не должен применяться до издания подзаконных актов, регулирующих его отдельные положения, то есть введение объекта во временную эксплуатацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 N 254-ФЗ, не могло состояться ранее принятия постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 35 (требования к подтверждению технической готовности объектов), необоснованный.
Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ до получения разрешения на ввод в эксплуатацию допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства.
Указанный Федеральный закон вступил в силу 31.07.2020.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ действует с 31.07.2020 и подлежит применению по 31.12.2024 включительно.
Возможность применения федерального закона законодателем не поставлена в зависимость от даты утверждения Правительством Российской Федерации документов, предусмотренных ч. 11 ст. 3 Федерального закона N 254-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
03.02.2021 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 35 "Об утверждении требований к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, Правил подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, Правил осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры".
До введения в действие указанного постановления Правительства Российской Федерации, действовали Своды Правил "СП 236.1326000.2015.
Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта" (утв. и введен в действие приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.07.2015 N 207), "СП 119.13330.2017. Свод правил. Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95" (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 12.12.2017 N 1648/пр), которые до настоящего времени не утратили силу.
Пунктами 3.5, 3.6 действующего Свода Правил СП 236.1326000.2015 установлено, что участок железнодорожного пути общего пользования, его составные части или элементы могут быть введены во временную эксплуатацию для обеспечения непрерывного процесса перевозок в условиях строящегося или реконструируемого объекта. Техническую готовность участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента к вводу во временную эксплуатацию устанавливают совместно заказчик, застройщик, подрядчик и эксплуатирующая организация.
Данные требования не противоречат нормам Федерального закона N 254-ФЗ от 31.07.2020. При этом требования, установленные в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N35 (в части определения технической готовности железнодорожных объектов) не являются вновь принятыми, так как в основу включены положения Свода Правил СП 119.13330.2017, и применены комиссией при принятии решения о подтверждении технической готовности объекта.
В соответствии с п. 4.12 Свода Правил СП 119.13330.2017, техническое состояние железнодорожной линии (ее участка), вводимой для временной эксплуатации определяется в соответствии с теми же требованиями определения технической готовности объекта, которые указаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 35.
Таким образом, требования определения технической готовности объекта, вводимого во временную эксплуатацию, существовали до введения в действие постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 35, с принятием нового акта не изменялись, и проверены комиссией при подтверждении технической готовности объекта.
Кроме того, в соответствии с п. 5.5 СП 236.1326000.2015 установлено, что результаты проверок приемочных комиссий оформляются актами, рекомендуемая форма которых представлена в приложении к Своду Правил и идентична акту от 18.11.2020 N 1672.
ОАО "РЖД" на момент ввода объекта во временную эксплуатацию руководствовалось Федеральным законом от 31.07.2020 N 254-ФЗ и иными нормативными актами, действующими на момент проведения комиссии и действовало в соответствии с действующим законодательством.
Довод о том, что на момент приемки во временную эксплуатацию данного объекта и оформления акта отсутствовали критерии, по которым должна выполняться оценка технической готовности допускаемого во временную эксплуатацию объекта отклоняется, как необоснованный.
Доводы административного органа о том, что в разрешении на строительство объекта от 17.11.2020 N 77-01-2597-2020МС отсутствуют работы, указанные в акте не соответствуют действительности.
Акт ввода объекта во временную эксплуатацию составлен в соответствии с нормами законодательства, действующими на момент его утверждения. Документальное подтверждение нарушений порядка формирования комиссии, подтвердившей техническую готовность объекта, в материалы дела не представлены.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на формы объекта в эксплуатацию" утверждена форма разрешения на строительство и разъяснения о сведениях, который должны быть указаны в разрешении на строительство.
Разрешение на строительство от 17.11.2020 N 77-01-2597-2020МС выдано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу (заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 15.07.2020 N 77-1-1-3-0314822-2020), которое содержит проектные решения по переустройству всей железнодорожной инфраструктуры, с включением стрелочных переводов в существующую электрическую централизацию, которая работает до момента переключения стрелочных переводов и сигналов в систему ЭЦ ТМ.
Между тем, п. 6 разрешения на строительство содержит краткие проектные характеристики укладываемого пути, в том числе его протяженность, а также иные показатели.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, административным органом не представлено документальных подтверждений несоответствия акта приемки объекта во временную эксплуатацию от 04.12.2021 требованиям, предъявляемым к вводу линейных объектов во временную эксплуатацию.
Нарушений требований подтверждения технической готовности объекта МТУ РТН, не заявлено.
Акт временного ввода является действующим, надзорными органа недействительным не признавался.
Решение о формировании комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта к временной эксплуатации, при рассмотрении дела не запрашивалось.
Наличие действующего акта приемки объекта во временную эксплуатацию, который позволил ОАО "РЖД" открыть технически готовый к эксплуатации линейный объект федерального значения для пользования и передвижения граждан, не требует от ОАО "РЖД" обязанности подтверждения соблюдения процедуры его составления.
Основания сомневаться в действиях лиц, подтвердивших техническую готовность объекта, уполномоченных на то законом, отсутствуют.
Строительно-монтажные работы в полном объеме на объекте не завершены, извещение об окончании строительства в МТУ Ростехнадзора не направлялось, заключение об окончании строительства не получено, соответственно, обязанность получить постоянный ввод в эксплуатацию объекта, предусмотренный ст. 55 Градостроительным кодексом Российской Федерации, у ОАО "РЖД" не наступила.
Действия ОАО "РЖД" по вводу во временную эксплуатацию регулируются Федеральным законом РФ N 254-ФЗ от 31.07.2020, Сводами Правил СП 236.1326000.2015, СП 119.13330.2017.
Состав административного правонарушения включает в себя как объективную сторону, так и субъективную сторону, отсутствие одной из сторон состава административного правонарушения, является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности (ст. 24.5 КоАП РФ).
Отсутствие события и состава административного правонарушения является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как необоснованные, нормы материального права и процессуального законодательства судом первой инстанции не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2021 по делу N А40-249170/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249170/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"