г. Челябинск |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А34-16870/2021 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 18 января 2022 года по делу N А34-16870/2021.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее - истец, Управление, ОПФР по Курганской области) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с Областной общественной организации инвалидов "Диабетическое общество Курганской области" (далее - ответчик, организация, Диабетическое общество Курганской области) задолженности за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) по форме СЗВ-М в размере 4500 руб. за отчётные периоды октябрь, ноябрь 2018 года, февраль 2019 года.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 18.01.2022 (резолютивная часть решения объявлена 20.12.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление (далее также - апеллянт, податель апелляционной жалобы), обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на ненадлежащее исследование судом всех обстоятельств дела, обращает внимание на наличие оснований для взыскания финансовой санкции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 21.02.2022.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Областная общественная организация инвалидов "Диабетическое общество Курганской области" зарегистрировано в качестве страхователя в управлении фонда с присвоением регистрационного номера: 055-008-000304.
11.11.2018 заинтересованным лицом были направлены сведения по исходной форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2018 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается почтовым штемпелем, проставленным на конверте (л.д. 13).
30.11.2018 заинтересованным лицом были представлены сведения по исходной форме СЗВ-М за отчетный период ноябрь 2018 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки (л.д. 21).
28.02.2019 заинтересованным лицом были представлены дополняющие формы СЗВ-М за отчетные периоды октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, что подтверждается протоколом проверки отчетности (л.д. 15, 24).
15.03.2021 заинтересованным лицом были направлены сведения по исходной форме СЗВ-М за отчетный период февраль 2021 года на 8 застрахованных лиц, что подтверждается почтовым штемпелем, проставленным на конверте (л.д. 39-40).
17.05.2021 заинтересованным лицом была представлена дополняющая форма СЗВ-М за отчетный период февраль 2021 года, что подтверждается протоколом проверки (л.д. 42).
Управлением проведена проверка отчетности, в ходе которой сделан вывод, что страхователем с нарушением установленного срока (несвоевременно) представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетные периоды октябрь, ноябрь 2018 года, февраль 2021 года.
По результатам проверки отчетности Управлением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18190000960, N 055S18190000961, N 055S18210002173, N 055S18210002084, N 055S18210001452, N 055S18210002085, N 055S18210001453 (л.д. 8, 16, 34 33), согласно которым предлагалось привлечь страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по форме С3В-М, предусмотренный статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафных санкций в общем размере 4500 руб., из которых: 500 руб. за не своевременное представление сведений по форме СЗВ-М (доп) за октябрь 2018 года на одно застрахованное лицо; 2000 руб. за не своевременное представление сведений по форме СЗВ-М (доп) за ноябрь 2018 года на 4 застрахованных лиц; 2000 руб. за не своевременное представление сведений по форме СЗВ-М (доп) за февраль 2021 года на 4 застрахованных лиц.
Указанные акты, в которых разъяснено право представить письменные возражения на акты с приложением необходимых документов, а также сообщено о дате и месте рассмотрения акта и других материалов проверки, направлены по почте заказной корреспонденцией.
Заместитель начальника Управления по результатам рассмотрения актов и других материалов, свидетельствующих о совершении правонарушений, принял решения от 12.04.2019 N 055S19190001502, N 055S19190001503, от 30.07.2021 N 055S19210002609 (л.д. 9, 18, 35) о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 4500 руб. за отчетные периоды по форме СЗВ-М за февраль 2021 года, октябрь, ноябрь 2018 года.
На основании решений о привлечении к ответственности страхователю направлены требования от 08.05.2019 N 055S01190002005, N 055S01190002006, от 31.08.2021 N 055S01210002580 об уплате финансовых санкций (л.д. 10, 19, 36).
В связи с тем, что указанные выше требования заинтересованным лицом в добровольном порядке не были исполнены, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что исходные сведения о застрахованных лицах за октябрь, ноябрь 2018 года, февраль 2021 года направлены страхователем в установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок, а неполнота изначально направленных сведений выявлена и устранена страхователем путём направления корректирующих сведений, в связи с чем у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормами Федерального закона N 27-ФЗ установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах за данный отчётный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчётный период.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действовавшей в момент возникновения спорных отношений, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичные положения содержит действующий с 27.07.2020 Приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее - Инструкция N 211н).
В частности, страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются (пункт 40 Инструкции N 211н).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
При этом ни Федеральный закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не содержат в себе указаний какие именно сведения могут быть поданы в дополняющий форме. Кроме того, ответственность за несвоевременное представление дополняющей формы законом не предусмотрена.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что страхователь первоначально представил отчётность формы СЗВ-М с типом "исх" за отчётный период октябрь 2018 года в установленный законом срок - 11.11.2018; за отчетный период ноябрь 2018 года в установленный законом срок - 30.11.2018, за отчетный период февраль 2021 года в установленный законом срок - 15.03.2021.
В связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных данных, страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "доп" за отчётный период октябрь, ноябрь 2018 года - 28.02.2019, за отчётный период февраль 2021 года - 17.05.2021.
Данные документы приняты Управлением без ошибок.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять. органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в связи с чем названным Федеральным законом установлена ответственность за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, а не типа формы этого документа ("исходная", "дополняющая", "отменяющая").
Между тем Управлением не учтено, что согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следуя положениям пункта 39 Инструкции N 766н, пункта 40 Инструкции N 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Так, учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах за октябрь 2018 года, ноябрь 2020 года, февраль 2021 года, направлены страхователем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок, а неполнота изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена страхователем путём направления корректирующих сведений, у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции отметил верно, что представляя дополняющие формы отчетности за указанный период ответчик реализовал свое право на дополнение и уточнение переданных сведений, недостоверность которых не установлена, в связи с чем, отсутствуют основания для привлечения к ответственности.
При этом, заявляя доводы апелляционной жалобы, Управлением не учтено то, что самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения пенсионным фондом, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ (определения Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N307-КГ18-6769, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960).
Наличие со стороны страхователя признаков злоупотребления правом судом апелляционной инстанции не установлено.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Заявляя доводы апелляционной жалобы, заявителем также не учтено, что формальный подход к вопросу привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и положения норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения заинтересованного лица к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, февраль 2021 года.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобах, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
По существу, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18 января 2022 года по делу N А34-16870/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-16870/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области
Ответчик: Областная общественная оганизация инвалилов "Диабетическое общество Курганской области"