город Омск |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А46-9947/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Бодунковой С.А., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-599/2022) Фонда развития жилищного строительства Омской области "Жилище" на решение от 16.12.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9947/2021 (судья Баландин В.А.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мой Омск" (ИНН 5505060177, ОГРН 1185543026085) к Фонду развития жилищного строительства Омской области "Жилище" (ИНН 5503239299, ОГРН 1125543061687), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Лунькова Сергея Александровича (ИНН 551503128420), об обязании передать техническую документацию,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Мой Омск" - Стариковой Д.С. по доверенности от 09.03.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мой Омск" (далее - ООО "Мой Омск", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к фонду развития жилищного строительства Омской области "Жилище" (далее - Фонд "Жилище", ответчик) об обязании передать техническую документацию в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 644109, г. Омск, ул. Архиепископа Сильвестра, д. 9.
Решением от 16.12.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9947/2021 исковые требования ООО "Мой Омск" удовлетворены. Суд обязал Фонд "Жилище" передать ООО "Мой Омск" техническую документацию в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 644109, г. Омск, ул. Архиепископа Сильвестра, д. 9, а именно:
- документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учёта и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учёта, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учёта (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- документы (акты) о приёмке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учёта, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
- акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- экземпляр инструкции по эксплуатации дома;
- копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
- договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
- иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
С Фонда "Жилище" в пользу ООО "Мой Омск" судебные расходы по уплате государственной пошлины взысканы в размере 6 000 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Фонд "Жилище" в лице конкурсного управляющего Гапонова М.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, с учётом поступивших дополнений, её податель указывает следующее: истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие истребуемых документов в распоряжении конкурсного управляющего, что указывает на неисполнимость судебного акта. В соответствии с решением общего собрания собственников помещений от 24.04.2019 заключён договор управления многоквартирным домом с ООО "Мой Омск", истец приступил к выполнению своих обязанностей по управлению домом. Процедура конкурсного производства в отношении Фонда "Жилище" введена на основании решения Арбитражного суда Омской области от 26.05.2020 по делу N А46-15629/2016. Вместе с тем, на протяжении всего срока ведения процедуры банкротства ООО "Мой Омск" не обращалась в адрес конкурсного управляющего с заявлением о передаче истребуемых документов. В связи с непринятием мер ООО "Мой Омск" по получению документов у конкурсного управляющего, документы, необходимые для управления МКД N 9 по ул. А. Сильвестра, не были включены в перечень истребуемой у бывшего руководителя ответчика документации, вся необходимая для ведения процедуры банкротства документация истребована определением суда от 22.12.2020. В ходе исполнительного производства документы в отношении МКД N 9 по ул. А. Сильвестра, конкурсному управляющему не передавались. Истец, осуществляет полномочия по управлению МКД, в связи с чем суд при рассмотрении дела должен был исходить из презумпции наличия у ООО "Мой Омск" документации, связанной с управлением домом.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 указанная жалоба принята к производству, назначена к рассмотрению в судебном заседании на 10.03.2022.
От ООО "Мой Омск" поступили возражения на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции, открытом 10.03.2022, в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 14.03.2022. Информация о перерыве в судебном заседании размещена в информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
От истца также поступило заявление об уточнении исковых требований, которое рассматривается судом как уточнение правовой позиции истца по апелляционной жалобе ответчика, поскольку изменение исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ на стадии апелляционного обжалования не допускается (пункт 3 статьи 266 АПК РФ).
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что не является препятствием для его проведения в порядке статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Фонд развития жилищного строительства Омской области "Жилище" являлся застройщиком МКД N 9 по ул. А. Сильвестра в г. Омске.
В соответствии с решением Фонда развития жилищного строительства Омской области "Жилище" от 29.12.2018 функции управления МКД N 9 переданы управляющей компании ООО "Мой Омск".
В соответствии с решением общего собрания собственников помещений, расположенных в МКД N 9 по ул. А. Сильвестра 24.04.2019 заключён договор управления.
Как указывает истец, техническая документация в отношении указанного многоквартирного дома истцу не передана, что послужило основанием для его обращения в Арбитражный суд Омской области.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению.
На основании части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении МКД управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Договор управления МКД заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению МКД в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путём составления одного документа, подписанного сторонами (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Частью 13 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию МКД орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 данной статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
До заключения договора управления МКД между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление МКД осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления МКД не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию МКД (часть 14 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организаций, с которой застройщик заключил договор управления многоквартирным домом не позднее, чем через 5 дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Из материалов дела усматривается, что 29.12.2018 между истцом и ответчиком заключен договор управления МКД, срок действия которого установлен до выбора собственниками дома способа управления в соответствии с законодательством (пункт 4.2 договора).
В последующем в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 24.04.2019 истец выбран управляющей компанией, на основании которого заключен договор управления от указанной даты.
Порядок передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования определён разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Пунктами 2, 3 Правил N 416 определено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьёй 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в МКД.
Согласно подпункту "д" пункта 1 Правил N 416, в период до заключения договора управления с управляющей компанией застройщик самостоятельно осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом.
Приём, ведение, хранение, актуализация и восстановление (при необходимости) технической документации на МКД и иных связанных с управлением МКД документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпунктом "а" пункта 4 Правил N 416 прямо отнесены к стандартам управления МКД.
В пункте 24 Правил N 491 содержится перечень технической документации на МКД, а в пункте 26 поименованы иные связанные с управлением МКД документы.
В состав иных документов, связанных с управлением МКД, как это предусмотрено пунктом 26 Правил N 491, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учёту объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) МКД (при наличии); д(1)) реестр собственников помещений в МКД, а также составленный с учётом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в МКД; д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД; д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД; е) иные связанные с управлением МКД документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Пунктом 25 Правил N 491 предусмотрено, что застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (каждый на бумажном и электронном носителях):
- первый экземпляр - товариществу собственников жилья, созданному в соответствии со статьёй 139 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме;
- второй экземпляр - по требованию первого обратившегося лица, являющегося собственником жилого помещения в таком доме (в случае если товарищество не создано), либо лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче;
- третий экземпляр - в муниципальный архив городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен многоквартирный дом.
В силу пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким МКД документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Состав технической документации, в том числе документации длительного хранения, и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока её действия, приведены в пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда N 170).
Как следует из пункта 1.5.1 Правил N 170, в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
В соответствии с пунктами 22, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7), и исходя из конкретных обстоятельств дела, суд может сделать вывод об объективной невозможности исполнения обязательства по передаче определенного документа, относящегося к технической документации на многоквартирный дом или иным связанным с управлением таким домом документам, и отказать в удовлетворении искового требования в данной части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик являлся застройщиком названного дома.
Первоначально договор управления спорным многоквартирным домом заключён Фондом "Жилище" и ООО "Мой Омск" 29.12.2018.
Между тем, часть истребуемой истцом документации (документы (акты) о приёмке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учёта, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; - акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; относится к деятельности по управлению МКД, которую ответчик не осуществлял.
Поэтому основания для удовлетворения исковых требований в соответствующей части отсутствуют.
Истцом заявлено требование о предоставлении копии кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Частью 1 статьи 43, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) установлено, что с 01.01.2013 на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учёт зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями Закона о кадастре.
В силу части 1 статьи 47 Закона о кадастре кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Согласно подпункту 533 пункта 10.1 Приказа Росархива от 20 декабря 2019 года N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения" документы технического учёта объектов недвижимого имущества (технические планы, технические и кадастровые паспорта) хранятся постоянно.
Таким образом, ответчик не доказал невозможность представления кадастрового паспорта на вышеуказанный многоквартирный дом.
Также истцом заявлено требование о предоставлении проектной документации (копия проектной документации) на многоквартирный дом.
В подпункте "д" пункта 26 Правил N 491 предусмотрено, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, которое, как в нём указано, устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации соответствующими организациями.
Требования к передаче ответчиком проектной документации именно в том составе, который предусмотрен для её разработки соответствующими организациями, законом не предусмотрены, в связи с чем суд считает возможным обязать ответчика передать истцу проектную документацию, в соответствии с которой осуществлено строительство многоквартирного дома.
Истец также просит передать заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 26 Постановления Правительства РФ N 491 копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме передается для многоквартирных домов, строительство, которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 N 741/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка и Порядок заполнения формы ГПЗУ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 55 ГрК РФ Федерации к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются, в том числе, следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка.
То есть Фонд "Жилище", являясь застройщиком многоквартирного дома, должно предоставить обществу градостроительный план земельного участка.
Передача выписки из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, обусловлена подпунктом "б" пункта 26 Правил N 491. Вне зависимости от наличия или отсутствия зарегистрированных прав на объект недвижимости, данная выписка входит в перечень документации, связанной с управлением МКД, подлежащей передаче.
Передача документов, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута), обусловлена правом требования на основании подпункта "г" пункта 26 Правил N 491.
Следовательно, требования истца в данной части также подлежат удовлетворению.
Также истец просил обязать ответчика передать иные связанные с управлением многоквартирным домом документы.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что к таковым следует отнести документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учёта, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, (технические характеристики, год установки), схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения, паспорт на дом (технический паспорт); паспорта лифтового хозяйства.
В соответствии с подпунктом "а(1)" пункта 24 Правил N 491, сведения о составе и состояний общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая включает в себя в том числе документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учёта и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учёта (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.
В силу пунктов 1.5.1 и 1.5.2 Правил N 170 в состав технической документации длительного хранения входят, в том числе, паспорта лифтового хозяйства, паспорта на каждый жилой дом.
В статье 3 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011 указано, что паспорт лифта является частью сопроводительной документации, поставляемой изготовителем совместно с выпускаемым в обращение лифтом.
Указанные документы являются принадлежностью вновь созданного объекта недвижимости, и подлежат передаче эксплуатирующей организации.
Доказательств передачи данной документации ответчиком не представлены, соответственно, требование истца в данной части является обоснованным.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал на отсутствие истребуемой документации, ссылаясь на то, что документы не переданы конкурсному управляющему Фонд "Жилище"; факт наличия таких документов не подтверждён.
Между тем, в настоящем случае требование заявлено не конкурсному управляющему, а фонду, в отношении которого в силу вышеизложенного законодательно установлена презумпция наличия истребуемых документов. То есть, то обстоятельство, что в настоящее время ответчик находится в стадии конкурсного производства, само по себе не может являться основанием для прекращения обязанности по передаче испрашиваемых документов.
Бремя доказывания объективной невозможности исполнения обязанности по восстановлению и передаче технической документации лежит на ответчике.
Как установлено судом, определением Арбитражного суда Омской области от 19.06.2017 в отношении Фонда "Жилище" введена процедура наблюдения сроком на четыре месяца, временным управляющим утвержден Заякин Александр Сергеевич, к рассмотрению дела N А46-15629/2016 о несостоятельности (банкротстве) Фонда "Жилище" применены правила параграфа 7 "Банкротство застройщиков" главы IX "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве).
Определением Арбитражного суда Омской области от 19.10.2017 процедура наблюдения в отношении Фонда "Жилище" продлена сроком на три месяца. Определением Арбитражного суда Омской области от 30.01.2018 (резолютивная часть объявлена 23.01.2018) в отношении Фонда "Жилище" введено финансовое оздоровление сроком на двадцать четыре месяца (до 23.01.2020), административным управляющим утвержден Гапонов Максим Владимирович.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.06.2020 (резолютивная часть объявлена 26.05.2020) Фонд "Жилище" признан несостоятельным (банкротом), в отношении Фонда "Жилище" открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев (до 26.11.2020), конкурсным управляющим утвержден Гапонов Максим Владимировичем.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" указано, что арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ.
Апелляционным судом установлено, что в рамках дела N А46-15629/2016 конкурсный управляющий Гапонов Максим Владимирович 08.10.2020 обратился в Арбитражный суд Омской области к Лунькову Сергею Александровичу с заявлением об истребовании бухгалтерской и иной документации.
На основании определения Арбитражного суда Омской области от 22.12.2020 по делу N А46-15629/2016 суд обязал бывшего директора Фонда "Жилище" Лунькова С.А. передать конкурсному управляющему имущество должника, бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до принятия заявления о банкротстве.
Как указывает конкурсный управляющий, в ходе исполнительного производства документы для управления МКД N 9 по ул. А. Сильвестра, конкурсному управляющему не передавались.
Между тем, как установлено судом, определением Арбитражного суда омской области от 14.12.2021 срок конкурсного производства в отношении Фонда "Жилище" продлён до 26.03.2022.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы о заведомой неисполнимости судебного акта судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно пункту 4 частью 1 статьи 270 АПК РФ, пункту 1 части 1 статьи 270 АПК РФ неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, являются основаниями для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции (пункт 2 статьи 269 АПК РФ).
Таким образом, решение от 16.12.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9947/2021 подлежит изменению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.12.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9947/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Обязать фонд развития жилищного строительства Омской области "Жилище" (ИНН 5503239299, ОГРН 1125543061687) передать обществу с ограниченной ответственностью "Мой Омск" (ИНН 5505060177, ОГРН 1185543026085) в течение 30 календарных дней с момента вступления судебного акта в законную силу техническую документацию в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 644109, г. Омск, ул. Архиепископа Сильвестра, д. 9, а именно:
- копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство многоквартирного дома (при наличии);
- иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений, а именно:
документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, (технические характеристики, год установки),
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения,
паспорт на дом (технический паспорт);
паспорта лифтового лифтового хозяйства.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Фонда развития жилищного строительства Омской области "Жилище" (ИНН 5503239299, ОГРН 1125543061687) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мой Омск" (ИНН 5505060177, ОГРН 1185543026085) судебные расходы по иску в сумме 6 000 руб., в доход федерального бюджета - 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановленив полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9947/2021
Истец: ООО "МОЙ ОМСК"
Ответчик: к/у Гапонов Максим Владимирович, конкурсный управляющий Гапонов Максим Владимирович, ФОНД РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩЕ"