г. Самара |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А55-11853/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2022 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боня Л.А.,
с участием: от истца - представитель Волгушева А.В., доверенность от 29.12.2021, от ответчика - представитель Газизов А.М., доверенность от 14.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 марта 2022 года в зале N 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чулпан" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2021 года по делу NА55-11853/2021 (судья Шлиинькова Е.В.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс"
к обществу с ограниченной ответственностью "Чулпан"
о взыскании 77 398 руб. 10 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к ответчику о взыскании 77 398 руб. 10 коп. - задолженности по договору N ТКО-12858 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.10.2019.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2021 года с общества с ограниченной ответственностью "Чулпан" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройресурс" взыскано задолженность в размере 77 398 руб. 10 акоп., а также расходы по государственной пошлине в размере 3 096 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2021 года по делу N А 55-11853/2021 и отказать ООО "ЭкоСтройРесурс" в удовлетворении исковых требований частично.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку сумма предъявленная истцом в исковом заявлении является завышенной. Ответчик не отрицает имеющуюся задолженность перед истцом за оказанные услуги по вывозу ТКО, но не в том объеме, которая указано в исковом заявлении в связи с чем просит чтобы истец произвел перерасчет суммы выставленной к возмещению.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Из материалов дела следует, что с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 N 1094 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (пункт 8 (17)) предусмотрено, что Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1 -й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу положений ч. 2, ч. 3 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, а также оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В материалы дела представлен договор N ТКО-12858 от 14.10.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор) между ООО "ЭкоСтройРесурс" и ООО "Чулпан", в соответствии с условиями которого региональный оператор - ООО "ЭкоСтройРесурс" (истец) обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель - ООО "Чулпан" (ответчик) обязуется оплачивать услуги РО по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению N 1 к договору.
В приложении N 1 к договору указано, что объем принимаемых ТКО в месяц составляет 8,768 м3, из которых 5,263 м3 из места накопления ТКО, именуемое "Магазин универсальный", площадью 59 м2; 3,505 м3 из места накопления ТКО, именуемое"Склад", площадью 233,69 м2. Место накопления ТКО - 446910, Самарская область, Шенталинский район, Шентала ж/д ст., л. Вокзальная, 49А, литера А.
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в установленном законом порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Начисление платы по договору производится с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 4 договора - с 01.01.2019.
Размер ежемесячной платы отражается в универсальном передаточном документе, который потребитель обязан подписать, скрепить печатью и один экземпляр вернуть региональному оператору.
Оплата услуг производится до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. (п. 6 договора)
Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018 и Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 -2020 года в сумме 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Между тем, договор ТКО-12858 от 14.10.2019 со стороны потребителя не подписан, однако направлен истцом в адрес ответчика и получен последним 20.12.2019, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтового отправления (л.д. 82).
Платежными поручениями N 63 от 17.03.2020, N 180 от 08.07.2020, N 217 от 20.08.2020, N 237 от 08.09.2020 ответчиком частично производилась оплата за услуги по обращению с ТКО за периоды с января по ноябрь 2019 года, как следует из назначения платежей платежных поручений.
Поскольку разногласия к направленному в адрес ответчика договору не поступили, истцом произведен расчет ежемесячной платы на основании условий типового договора. форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Указывая на публичный характер договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и обязанность потребителя заключить такой договор в силу закона, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истцом представлен документально обоснованный расчет исковых требований, согласно которому плата за обращение с ТКО в период с 01.01.2019 по 30.09.2020 составила 110 138 руб. 70 коп., исходя из формулы 9 (5) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов":
где:
Ki - количество расчетных единиц для i-го нежилого помещения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории объектов ;
N j - норматив накопления твердых коммунальных отходов;
- цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из вида деятельности потребителя, а также установленных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 наименований категорий объектов, объекты недвижимости потребителя, на которых происходит образование ТКО, позволяет отнести их к категории "Магазин универсальный", норматив накопления которого из расчета "1 м2 торговой площади" составляет 1,07 м3/год, и категории "Склады продовольственных и промышленных товаров", норматив накопления которого из расчета "1 м2 общей площади" составляет 0,18 мз/год.
Сведения о площади используемых при расчете помещений отражены в свидетельстве о государственной регистрации права от 24.04.2006 и ответчиком не оспариваются.
Таким образом, стоимость ежемесячной платы услуг регионального оператора составляет 5 244 руб. 70 коп., стоимость услуг за период с 01.01.2019 по 30.09.2020 составила 110 138 руб. 70 коп. и, с учетом частичной оплаты, задолженность ответчика составляет 77 398 руб. 10 коп.
Поскольку услуги по обращению с ТКО были оказаны, возражения по факту и качеству оказания услуг от ответчика не поступали, однако, оплата ответчиком в полном объеме не произведена, истец обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-4322/2021 истцу был выдан судебный приказ от 01.03.2021, который в связи с поступившими от ответчика возражениями определением от 30.03.2021 отменен.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных требований, ответчик в отзыве на иск указал, что не согласен с площадью, указанной в договоре, поскольку организация осуществляет деятельность на площади, равной 59 м2; договор, заключенный на срок более 11 месяцев, должен быть зарегистрирован в установленном порядке; договор предоставлен в октябре 2019 года, а оплата выставляется с января 2019 года; за период с января по октябрь 2019 года истец не оказывал услуги по вывозу ТКО; копии документов для организации контейнерной площадки, внесенной Администрацией Шенталинского района Самарской области в реестр, были направлены истцу, однако не рассмотрены.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со стороны ответчика не подписан.
Протокол разногласий к договору, а также доказательства его направления в адрес регионального оператора потребителем суду не представлены.
Положения статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривают, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Применительно к положениям статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники отходов обязаны заключить договор на вывоз отходов с региональным оператором.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положения статьи 445 ГК РФ предусматривают право сторон в случае неурегулирования разногласий передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Доказательства обращения в суд с требованием об урегулировании разногласий при заключении договора, проект которого направлен ответчику на подписание, суду не представлены, следовательно, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 804 от 19.12.2016 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области для объектов торговли (приложение N 2).
Для раздела 2.3. "Магазин универсальный" приложения N 2 установлен норматив накопления равный 1,07 м3/год, а расчетная единица, в отношении которой установлен данный норматив - 1 м2 торговой площади; для раздела 2.8. "Склады продовольственных и промышленных товаров" приложения N 2 установлен норматив накопления равный 0,18 м3/год, а расчетная единица, в отношении которой установлен данный норматив - 1 м2 общей площади.
Рассчитывая объем ТКО в месяц региональный оператор руководствовался данными, отраженными в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Ответчик не опроверг данные сведения, но при этом сослался на фактическое осуществление своей деятельности на площади 59 м2.
Данный довод ответчика суд первой инстанции обоснованно отклонил как несостоятельный, поскольку, исходя из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права от 24.04.2006, ответчику принадлежит нежилое здание магазина площадью 292,69 м2. Поскольку часть нежилого здания используется под магазин, а часть под склад, истцом рассчитана плата, исходя из назначения помещений, принадлежащих ответчику, и норматива накопления ТКО, установленного в отношении конкретного объекта в соответствии с приложением N 2 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 804 от 19.12.2016.
Довод ответчика о том, что услуги в период с 01.01.2019 по 31.10.2019 истцом не оказывались, ответчиком документально не подтверждены. Доказательства самостоятельного либо с привлечением третьих лиц вывоза и утилизации ТКО в спорный период способами, не нарушающими действующего санитарного законодательства, ответчиком не представлены.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 8, 307, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность по договору в размере 77 398 руб. 10 коп.,
Предоставленные ответчиком сведения Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО ответчика в реестр мест накопления ТКО с 12.11.2019 не свидетельствует о начале оказания услуг истцом с указанного времени, поскольку как указано ранее, ответчик имел возможность пользоваться услугами истца с 01.01.2019 посредством размещения ТКО на других доступных площадках (местах) накопления ТКО.
Иные обстоятельства, являющиеся основанием освобождения ответчика от оплаты услуг по обращению с ТКО, последним не представлены.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика, заявленные в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2021 года по делу N А55-11853/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
О.И. Буртасова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11853/2021
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ООО "Чулпан"
Третье лицо: Администрация муниципального района Шенталинский Самарской области