г. Хабаровск |
|
21 марта 2022 г. |
А04-8047/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "УК "Единство"; государственной жилищной инспекции Амурская области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Амурская области
на решение от 19.01.2022
по делу N А04-8047/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Единство"
к государственной жилищной инспекции Амурская области
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Единство" (далее - заявитель, ООО "УК "Единство", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - ГЖИ Амурской области, инспекция, жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительным (незаконным) и отмене предписания от 16.08.2021 N 662-л.
Решением суда от 19.01.2022 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, жилищная инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), инспекция указывает на недопустимость крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей, установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения. Учитывая, что в настоящем случае, установка кондиционеров произведена в отсутствие разрешения, оспариваемое предписание выдано при наличии на то оснований. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Возражений на жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Единство" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома (далее - МКД) расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Зейская, 61/1.
В адрес управляющей организации от ГЖИ Амурской области поступило предостережение N 651 от 26.08.2021 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно указанному предостережению, общество рекомендовано: принять должные меры по надлежащему документальному оформлению установленных кондиционеров, при невозможности документального оформления - провести демонтаж кондиционеров, установленных на наружных стенах многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Зейская, 61/1; в срок до 26.10.2021 направить уведомление об исполнении предостережения в государственную жилищную инспекцию Амурской области с приложением всех копий актов выполненных работ за весь период предостережения; уведомление об исполнении предостережения, либо возражения на предостережение направить в государственную жилищную инспекцию Амурской области по адресу: ул. Шевченко, д.24, г. Благовещенск, Амурская обл., 675000.
Обществом в адрес инспекции направлены возражения.
Впоследствии жилищной инспекцией была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения пункта 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Результаты проверки отражены в акте от 16.08.2021 N 662-л, в тот же день обществу выдано предписание N 662-л, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 15.11.2021 выполнить мероприятия по надлежащему документальному оформлению установленных кондиционеров, при невозможности документального оформления-провести демонтаж кондиционеров, установленных на наружных стенах многоквартирного дома (Зейская, 61/1).
Не согласившись с выданным надзорным органом предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу положений пункта 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень общего имущества в многоквартирном доме, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме, содержится в части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункте 2 Правил N 491 N 491).
Согласно части 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливает Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.5.8 Правил N 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
В ходе проверочных мероприятий жилищной инспекцией установлено, что на наружных стенах спорного МКД установлены кондиционеры в отсутствие соответствующего разрешения.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, пункт 3.5.8 Правил N 170 предоставляет право управляющей организации по обслуживанию жилищного фонда следить за недопущением установки различного оборудования, однако данная норма не позволяет осуществлять демонтаж уже установленного оборудования, принадлежащего иному лицу. Также указанная норма не предусматривает обязанность управляющей организации по оформлению уже установленного оборудования. В связи с чем, у управляющей организации отсутствуют полномочия на демонтаж оборудования, равно как и на его оформление.
При этом суд отмечает, что инспекцией достоверно не установлено кто является собственником спорных кондиционеров.
Кроме того, система кондиционирования фактически установлена внутри помещения, состоит из внутренних и внешних блоков, является составной частью сложной вещи, а ее демонтаж посредством отделения внешних блоков кондиционеров приведет к тому, что система перестанет существовать как единая сложная вещь, пригодная к последующей эксплуатации и установленная в помещении собственника. Следовательно, действиями в одностороннем порядке и в отсутствие судебного решения управляющая компания не может осуществить демонтаж установленного на фасаде дома кондиционера, поскольку это приведет к порче имущества, принадлежащего иному лицу.
Также суд обращает внимание на наличие решения собственников жилых помещений спорного МКД, выраженное в Протоколе N 1 от 17.09.2021, согласно которому собственники помещений решили считать сложившийся порядок установки кондиционеров, не противоречащим нормам действующего законодательства и уведомить управляющую организацию о невозможности принятия мер указанных в предписании ГЖИ Амурской области.
Доказательств того, что между собственниками помещений указанного многоквартирного дома возник спор о праве пользования общим имуществом - стенами, на которых расположены кондиционеры, и общим собранием собственников управляющей компании делегированы полномочия на обращение за защитой их нарушенных прав и интересов в судебном порядке, материалы дела не содержат.
Более того, в силу пункта 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены вопросы организации благоустройства территории поселения.
Правилами благоустройства территорий муниципального образования г. Благовещенска, утвержденных Решением Думы от 18.07.2019 г N 58/70 установлено:
-инженерное и техническое оборудование фасадов должно иметь современный дизайн и быть унифицированным (пункт 16.5.4);
-установку инженерного и технического оборудования фасадов следует предусматривать на поверхностях фасада, свободных от элементов декора, за исключением отделки фасадов, рустов, с единой привязкой к композиционным осям, горизонтальным и вертикальным членениям фасада и отметкам окон, витрин и входов (пункт 16.5.5); .
-размещение наружных блоков кондиционеров на фасадах зданий и сооружений производится с учетом следующих требований:
а) в местах (полках, нишах), специально отведенных при строительстве здания и сооружения;
б) упорядоченно, с привязкой к единой системе осей - в створ с вертикальными и верхними горизонтальными границами оконных и дверных проемов либо других элементов фасада;
в) на фасадах зданий и сооружений, в том числе многоквартирных жилых домов, введенных в эксплуатацию после 2015 года, в соответствии со схемой, входящей в состав проектной документации, разработанной заказчиком (застройщиком) данного объекта;
г) в границах внешней стены фасада, относящейся к занимаемому помещению, исключив крепления к границам стен и ограждающим конструкциям соседних помещений;
д) при размещении не допускается перекрывать соседние оконные и дверные проемы, конструкции лоджий и балконов;
е) не допускается отведение конденсатной воды на фасад зданий и сооружений, конструкции оконных заполнений, козырьки и площадки перед входом в здания и сооружения (пункт 16.5.6).
При этом, каких-то иных требований к установке кондиционеров указанные Правила благоустройства не устанавливают, в т.ч. получение решения общего собрания собственников в МКД, и выдачу согласования (разрешения) на установку кондиционеров собственнику помещения в МКД органами местного самоуправления или управляющей организацией.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания ГЖИ Амурской области, которое не соответствует приведенным выше требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя в экономической сфере путем возложения на него обязанностей, не предусмотренных законом.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 19.01.2022 по делу N А04-8047/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8047/2021
Истец: ООО УК "Единство"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурская области