город Омск |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А75-1003/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубок О.В.
судей Аристовой Е.В., Брежневой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12953/2021) конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Терра-Норд" Попова Александра Викторовича на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 сентября 2021 года по делу N А75-1003/2021 (судья С.А. Колесников), вынесенное по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о включении в реестр требований кредиторов задолженности по обязательным платежам, в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "ТерраНорд" (ОГРН 1198617014430, ИНН 8617037742),
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
На основании решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.03.2021 (резолютивная часть 17.03.2021) общество с ограниченной ответственностью "Терра-Норд" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Попов А.В.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства опубликовано в газете "Коммерсантъ" 03.04.2021.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 12.05.2021 обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО "Терра-Норд" задолженности по обязательным платежам:
- во вторую очередь в сумме 2 221 446, 07 рублей основного долга;
- в третью очередь в сумме 6 763 083, 55 рублей - основного долга; 142 662 рубля - пени; 43 362 рубля - штрафа.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.09.2021 (далее - обжалуемый судебный акт) включена во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО "Терра-Норд" задолженность по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 221 446 руб. 07 коп. основного долга; включена в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Терра-Норд" задолженность по обязательным платежам: 6 763 083 руб. 55 коп. - основного долга; 142 662 рубля - пени; 43 362 рубля - штрафа.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий должника Попов А.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое определение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Попов А.В. ссылается на следующее:
- согласно пункту 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена. Таким образом, в деле о банкротстве, включение в реестр требований кредиторов должника возможно только в случае установления действительного наличия обязательства у должника перед кредитором, которое подтверждено соответствующими доказательствами;
- уполномоченным органом не представлены доказательства соблюдения порядка принудительного взыскания задолженности по предъявленным требованиям, в части извещения налогоплательщика о наличии у него задолженности по уплате обязательных платежей, что является основанием для отказа во включении в реестр требований кредиторов должника;
- со стороны ФНС России не представлены иные (помимо доказательств направления должнику требований об уплате налога и решений о взыскании налоговой задолженности налогоплательщика за счет денежных средств на его счетах) документы и доказательства, подтверждающие осуществление последующих последовательных поэтапных действий по соблюдению порядка принудительного взыскания задолженности по предъявленным требованиям;
- в нарушение норм пункта 2 стать 46 Налогового кодекса Российской Федерации кредитором е представлено доказательств своевременного и фактического направления в адрес банка решений о взыскании налоговой задолженности налогоплательщика за счет денежных средств на его счетах;
- какие-либо доказательства фактического установления недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика со стороны ФНС России в материалы дела не представлены, в связи с чем уполномоченным органом не представлено доказательств полномочности переходить к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика, и, следовательно, вынесение Постановлений о взыскании налога за счет иного имущества должника в отсутствие указанных ранее доказательств является необоснованным и незаконным;
- в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства направления судебному приставу-исполнителю постановлений о взыскании налоговой задолженности;
- вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банке, является несоблюдением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей.
ФНС России в отзыве на апелляционную жалобу опровергает изложенные в ней доводы, просит оставить принятый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 сентября 2021 года по настоящему делу.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 142 Закон о банкротстве конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке статьи 100 Закона о банкротстве, согласно которой данные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии со статьей 100 Закона о банкротстве, требования кредиторов к должнику, заявленные в ходе конкурсного производства, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
В силу пункта 1 статьи 4 ФЗ Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Согласно статье 16 Закона о банкротстве, требования кредиторов включаются арбитражным управляющим в реестр на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.
Как следует из статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2017).
Исходя из разъяснений, данных в пунктах 10, 11 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, при установлении в деле о банкротстве требований уполномоченного органа по обязательным платежам судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения, которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Факт наличия задолженности подтверждается требованиями налогового органа об уплате налогов, сборов, страховых взносов; решениями о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика; постановлениями о взыскании за счет имущества налогоплательщика, инкассовыми поручениями, сведениями о возбуждении исполнительных производств.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в материалы дела представлены сведения относительно исполнительных производств в отношении должника, возбужденных по постановлениям ФНС по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Из указанных выше документов следует, что у ООО "Терра-Норд" имеется задолженность по уплате налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В связи с неисполнением обязанности по погашению обязательных платежей, уполномоченным органом должнику на основной долг начислены пени (штрафы).
Размер и основание задолженности подтверждается представленными и исследованными судом письменными доказательствами: расчетом задолженности; требованиями налогового органа; решениями о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика.
Доводы возражений конкурсного управляющего суд признает несостоятельными, т.к. опровергаются исследованными судом письменными доказательствами.
Согласно положениям пункту 5 статьи 71, пункту 5 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов.
Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
Положениями пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве установлена очередность удовлетворения требований кредиторов, так:
- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, компенсации сверх возмещения вреда, а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
Исходя из разъяснений, данных в п. 41.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 60 от 23.07.2009 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", удерживаемые должником при выплате текущей заработной платы суммы налога на доходы физических
лиц как налоговым агентом (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации) или членских профсоюзных взносов (пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статья 377 Трудового кодекса Российской Федерации) уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей. Требование об уплате должником таких сумм, удержанных им до возбуждения дела о банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди и предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом или, соответственно, профсоюзной организацией.
Требования работников, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, включаются в реестр требований кредиторов в полном размере без вычета подлежащих удержанию сумм налога на доходы физических лиц или членских профсоюзных взносов.
В случае осуществления в ходе процедуры банкротства расчетов по таким требованиям удерживаемые должником суммы этого налога или таких взносов уплачиваются в режиме реестровых требований второй очереди.
В соответствии с правовыми разъяснениями, данными в п. 8, п. 9, п. 14 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди. Если же налог был удержан при выплате текущей заработной платы, выходных пособий, суммы налога на доходы физических лиц перечисляются должником как налоговым агентом одновременно с выплатой такой заработной платы в режиме второй очереди текущих платежей (абзац третий пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве).
Начисленные должнику пени и штрафы за не перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди.
Требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства, не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
В связи с этим, требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения, они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов.
Таким образом, требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов ООО "Терра-Норд" задолженности по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 221 446, 07 рублей основного долга подлежат удовлетворению и включению во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО "Терра-Норд".
В соответствии с правовыми разъяснениями, данными в п. 9 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, начисленные должнику пени и штрафы за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди.
Согласно правовым разъяснениям, изложенным в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации" N 3 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование). Так, по общему правилу требования об уплате задолженности по другим страховым взносам в Российской Федерации, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к пятой очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника (абзац шестой п. 2, абзац четвертый п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве).
Следовательно, заявленные требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов задолженности по обязательным платежам, в том числе по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени и штрафам в сумме 6 763 083, 55 рублей - основного долга; 142 662 рубля - пени; 43 362 рубля - штрафа, правомерно удовлетворены и включены в третью очередь реестра требований кредиторов.
Вопреки доводам конкурсного управляющего, апелляционная коллегия приходит к выводу, что уполномоченным органом представлены доказательства принятия мер по взысканию задолженности путем выставления соответствующих требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, уполномоченным органом представлены доказательства принятия мер по обращению взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика, а также за счет имущества должника, срок для принудительного взыскания задолженности на дату введения в отношении должника первой процедуры банкротства не истек.
С учетом изложенного, уполномоченным органом соблюдена процедура взыскания в соответствии со статьями 45, 46, 47, 69, 70 НК РФ, положениями пункта 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" задолженности должника. Возможность взыскания в принудительном порядке задолженности в указанной сумме не утрачена, соответственно данное требование уполномоченного органа является обоснованным и подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Возможность принудительного взыскания заявленной суммы задолженности в установленном законодательством порядке на момент предъявления требования уполномоченным органом в суд не утрачена.
Таким образом, доводы конкурсного управляющего не принимается судом во внимание, т.к. не свидетельствуют и не подтверждают, что уполномоченным органом нарушены сроки и процедура принудительного взыскания, возбуждено исполнительное производство.
Доказательства погашения задолженности не представлены суду.
На основании вышеизложенного, требование ФНС России к ООО "Терра-Норд" обоснованно и признано правомерным.
Основания для отмены или изменения определения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Определение арбитражного суда принято с соблюдением норм права, подлежащих применению при разрешении спорных правоотношений, отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 сентября 2021 года по делу N А75-1003/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Дубок |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1003/2021
Должник: ООО "Терра-Норд"
Кредитор: Клеточкин Дмитрий Витальевич, ООО "Спецсервис", ООО ТЕРРА-СТАЛЬ ГРУПП
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "УРАЛО-СИБИРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СУРГУТСКОМУ РАЙОНУ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, ООО "НИЖЕГОРОДСКАЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ", Попов А В
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2627/2022
21.03.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12953/2021
23.12.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13337/2021
24.03.2021 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1003/2021