г. Вологда |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А44-5153/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-ремонтное предприятие 53" Филимонова А.Н. по доверенности от 14.03.2022, Костенко Р.В. по доверенности от 07.04.2021, от общества с ограниченной ответственностью "УДС-сервис" Бондаренко М.А. по доверенности от 31.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-ремонтное предприятие 53" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 декабря 2021 года по делу N А44-5153/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дорожно-ремонтное предприятие 53" (адрес: 174510, Новгородская область, Пестовский район, город Пестово, улица Строителей, дом 1; ИНН 5313014762, ОГРН 1175321005595; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина "Москва-Санкт-Петербург" Федерального дорожного агентства" (адрес: 173007, Великий Новгород, улица Троицкая, дом 5; ИНН 6905005038, ОГРН 1026940509364; далее - учреждение) с требованием о признании недействительными открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта по содержанию автомобильной дороги А-122 автомобильная дорога А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель на участке км 44+460 - км 184+925, Новгородская область, извещение N 0336100012521000068, а также государственного контракта, заключенного по итогам конкурса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "УДС-сервис" (далее - ООО "УДС-сервис"), общество с ограниченной ответственностью "Дорэксплуатация" (далее - ООО "Дорэксплуатация").
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 20.12.2021 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "УДС-сервис" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, в ней изложенными, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей истца и ООО "УДС-сервис", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в июне 2021 года государственным заказчиком - учреждением осуществлена закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на содержание автомобильной дороги А-122 автомобильная дорога А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель на участке км 44+460 - км 184+925, Новгородская область с начальной (максимальной) ценой контракта - 287 265 957 руб.(далее - конкурс). Извещение N 0336100012521000068 о проведении конкурса размещено с изменениями от 22.06.2021 на официальном сайте 22.06.2021.
Конкурсная документация на проведение открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на содержание автомобильной дороги А-122 автомобильная дорога А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель на участке км 44+460 - км 184+925, Новгородская область (далее - документация) утверждена ответчиком 18 мая 2021 года (т. 1, л. 65-87), впоследствии в документацию внесены изменения от 02.06.2021, 04.06.2021 (т. 1,л.д. 88-93), 22.06.2021 (т. 1, л. 106-111).
Согласно протоколу от 12.07.2021 на конкурс подано три заявки: ООО "УДС-сервис" заявка N 2, ООО "Дорэксплуатация" заявка N 3, ООО "ДЭП-53" заявка N 4, первым частям которых присвоено по показателю "качество услуг (работ)" 100 баллов заявке N 2 и по 0 баллов заявкам N 3 и 4; по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" заявке N 2 присвоено 40 баллов, заявкам N 3 и 4 по 0 баллов (т. 1, л. 23-33).
Вторые части заявок согласно протоколу от 16.07.2021 признаны соответствующими (т. 1, л. 34-35).
Победителем конкурса признано ООО "УДС-сервис" с итоговым рейтингом 75,92 баллов (т. 1, л. 36-43). 30 июля 2021 года с победителем конкурса заключен государственный контракт N 247-2021 (т. 5, л. 1-20).
Считая, что спорные торги проведены с нарушением иных правил, установленных законом, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных исковых требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу названной нормы права торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие существенные нарушения закона, которые могли повлиять на определение результата торгов.
В силу статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с названным Законом.
В пункте 15.2 конкурсной документации по спорному объекту (далее - документация) установлены следующие критерии оценки заявок участников: цена контракта (стоимостной критерий оценки; значимость - 60%); качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (нестоимостной критерий оценки; значимость - 40%).
В соответствии с пунктом 15.3.3 документации показатель "качество услуг (работ)" разделен на 2 подпоказателя:
- информация по оказанию услуг, выполнению работ на объекте закупки с учетом выполнения требований документации, проекта государственного контракта, том числе технических заданий (приложения 5 и 5.1 к проекту государственного контракта);
- описание организации дорожного движения при оказании услуг, выполнении работ и описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при оказании услуг, выполнении работ на объекте закупки с учетом выполнения требований документации, проекта государственного контракта, том числе технических заданий (приложения 5 и 5.1 к проекту государственного контракта).
В рамках показателя "качество услуг (работ)" оценивается обоснованность описания участником открытого конкурса оказываемых услуг (выполняемых работ) (предложения о качестве услуг (работ)) требованиям, которые изложены в пункте 2.2 раздела 2 документации, и соответствие данного описания требованиям пункта 3.2.1 раздела 3 документации (при этом максимальное значение показателя составляет 100 баллов).
Шкала оценки по показателю "качество услуг (работ)" предусматривает по показателю:
информация по оказанию услуг, выполнению работ на объекте закупки с учетом выполнения требований конкурсной документации, проекта государственного контракта (приложение 1 к конкурсной документации), в том числе технических заданий (приложения 5 и 5.1 к проекту государственного контракта) начисление 0 баллов если: не предоставлено предложение по показателю; представлены только скопированные положения конкурсной документации и (или) ее приложений; наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям действующего законодательства; наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации; наличие недостоверной информации (не в совокупности); начисление 25 баллов, если представленное предложение содержит информацию не по всем разделам, перечисленным пп. "а" пункта 3.2.1.3 конкурсной документации; начисление 50 баллов, если представленное предложение содержит с привязкой к объекту закупки информацию по всем разделам перечисленным пп. "а" пункта 3.2.1.3 конкурсной документации: описание организации и технологии оказания услуг, выполнения работ; описание системы контроля качества применяемых материалов при оказании услуг, выполнении работ;
описание организации дорожного движения при оказании услуг, выполнении работ и описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при оказании услуг, выполнении работ на объекте закупки с учетом выполнения требований конкурсной документации, проекта государственного контракта (приложение 1 к конкурсной документации), том числе технических заданий (приложения 5 и 5.1 к проекту государственного контракта) начисление 0 баллов если: не предоставлено предложение по показателю; представлены только скопированные положения конкурсной документации и (или) ее приложений; наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям действующего законодательства; наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации; наличие недостоверной информации (не в совокупности); начисление 25 баллов, если представленное предложение содержит информацию не по всем разделам, перечисленным пп. "б" пункта 3.2.1.3 конкурсной документации; начисление 50 баллов, если представленное предложение содержит с привязкой к объекту закупки информацию по всем разделам, перечисленным пп. "б" пункта 3.2.1.3 конкурсной документации: описание организации дорожного движения при оказании услуг, выполнении работ на объекте закупки; описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при оказании услуг, выполнении работ на объекте закупки.
При этом, величина значимости показателя "качество услуг (работ)" в случае, если описание участником конкурса оказываемых услуг, выполняемых работ не соответствует требованиям пункта 3.2.1 раздела 3 настоящей документации или отсутствует, оценивается в 0 баллов.
Описание организации и технологии выполнения работ, оказания услуг необходимо представлять в отношении следующих видов услуг (работ):
Дорожная одежда. |
Устранение деформаций и повреждений асфальтобетонного покрытия |
Ликвидация колей глубиной не более 50 мм |
Заливка трещин на а/б покрытиях |
Восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума |
Восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м |
|
Технические средства для информирования, зрительного ориентирования участников дорожного движения и регулирования движения |
Замена дорожных знаков |
Замена опор дорожных знаков (за исключением рамных опор) |
|
Защитные устройства |
Замена поврежденных секций металлического барьерного ограждения |
|
Направляющие устройства |
Установка пластиковых сигнальных столбиков |
|
Полоса отвода. Земляное полотно. Система водоотвода. |
Ликвидация нежелательной древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода и на откосах земляного полотна (вырубка кустарника и мелколесья средней густоты с уборкой и утилизацией порубочных остатков, дальность возки 15 км) |
Вырубка деревьев, диаметр стволов до 24 см, с уборкой и утилизацией порубочных остатков (дальность возки 15 км), корчевка пней |
Планировка полосы отвода |
Планировка откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта |
Поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов, а также водопропускных труб под съездами с автомобильной дороги) |
Уход за посадками, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров, борьба с вредителями и болезнями растений, подсадка деревьев и кустарников |
Скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом |
|
Зимнее содержание |
Очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов |
Количество баллов (оценка), присваиваемых заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, по показателю "качество услуг (работ)", определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме по показателю "качество услуг (работ)".
Согласно пункту 2.2 документации участник закупки представляет свои предложения по каждому пункту таблицы "Описание оказываемых услуг (выполняемых работ) (предложение по качеству услуг (работ))", содержащейся в приложении 3 к конкурсной документации, с учетом выполнения требований конкурсной документации, проекта государственного контракта (приложение 1 к конкурсной документации), в том числе технических заданий (приложения 5 и 5.1 к проекту государственного контракта). Описание оказываемых услуг (выполняемых работ) (предложение по качеству услуг (работ)) должно соответствовать требованиям пункта 3.2.1 раздела 3 конкурсной документации.
В описании оказываемых услуг (выполняемых работ) (предложение по качеству услуг (работ)) можно ссылаться на соответствующие страницы (разделы, пункты и т.д.) Описание оказываемых услуг (выполняемых работ) (предложение по качеству услуг (работ)) (с указанием данных страниц (разделов, пунктов и т.д.) в таком описании).
Предложение по качеству услуг (работ) может быть представлено участником закупки в виде описания оказываемых услуг, выполняемых работ по форме (форма рекомендуемая), содержащейся в приложении 3 к настоящей документации.
Количество баллов (оценка), присваиваемых заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, по показателю "Качество услуг (работ)", определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме по показателю "Качество услуг (работ)".
Подпунктом 3.2.1.2 документации предусмотрено, что качество оказываемых услуг, выполняемых работ, технические характеристики услуг, работ, требования к их безопасности, требования к результатам оказания услуг, выполнения работ и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг, выполняемых работ потребностям заказчика, должны соответствовать проекту государственного контракта (приложение 1 к конкурсной документации), нормам и значениям на выполнение соответствующих видов работ, услуг, установленных нормативно-правовыми актами, строительными и санитарными нормами и правилами, а также государственными стандартами в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", которыми следует руководствоваться при выполнении работ, оказании услуг (перечень нормативных документов приведен в приложении 10 к проекту государственного контракта (приложение 1 к конкурсной документации).
Как установлено судом и следует из заявки истца (т. 3, л. 102-200, т. 4, л. 1-136) и протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 12.07.2021 конкурсной комиссией указанные в заявке истца предложения в отношении объекта закупки по видам услуг (работ) оценены следующим образом:
устранения деформаций и повреждений асфальтобенного покрытия:
описание организации и технологии выполнения работ устранения деформаций и повреждений, в том числе цементобетонных покрытий (том 3,л.104 оборотная сторона) - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, а именно разделу 4 приложения 5.1 к проекту государственного контракта, в котором предусматривается исключительно устранение деформаций и повреждений асфальтобетонного покрытия;
в описании организации и технологии выполнения работ в подразделе "Укладка асфальтобетонной смеси вручную" (т. 3, л. 114-115) отсутствует технологическая операция по уплотнению асфальтобетонной смеси (нарушена последовательность выполнения технологического процесса) - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, а именно разделу 4.3 приложения 5.1 к проекту Государственного контракта, в котором содержится описание операции по укладке асфальтобетонной смеси вручную: "В недоступных для катка местах асфальтобетонную смесь следует уплотнять горячими металлическими трамбовками и заглаживать горячими металлическими утюгами. Уплотнять смесь следует до полного исчезновения следов от ударов трамбовки на поверхности покрытия";
в описании материально-технического обеспечения (т. 3, л. 118, оборотная сторона) участником закупки указано: "приобретение материалов и оборудования"- наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, так как участник закупки планирует приобретение "оборудования", хотя такое требование в конкурсной документации и приложениях к ней отсутствует.
ликвидация колей глубиной не более 50 мм:
в подразделе "Укладка асфальтобетонной смеси вручную" (т. 3, л. 137-138) отсутствует технология уплотнения асфальтобетонной смеси, что свидетельствует о наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, а именно разделу 4.3 приложения 5.1 к проекту Государственного контракта, который содержит описание операции по укладке асфальтобетонной смеси вручную: "В недоступных для катка местах асфальтобетонную смесь следует уплотнять горячими металлическими трамбовками и заглаживать горячими металлическими утюгами. Уплотнять смесь следует до полного исчезновения следов от ударов трамбовки на поверхности покрытия";
в описании материально-технического обеспечения (т. 3, л. 141) указано: "приобретение материалов и оборудования", "своевременное обеспечение строящихся объектов материалами и оборудованием" - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, так как требование приобретения "оборудования", обеспечения "материалами и оборудованием" "строящиеся объекты" в конкурсной документации и приложениях к ней отсутствует;
в описании механизации указано (т. 3,л. 142, оборотная сторона): "Расчеты подрядной организации с подразделениям и механизации будут осуществляться по сметной стоимости за выполненные собственными силами подразделений механизации работ, а также по договорным ценам или сметным расчетам за транспортировку техники, монтаж и демонтаж крупных машин, устройство подкрановых путей башенных кранов и т.п." - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, так как в конкурсной документации и приложениях к ней не предусмотрено работ, выполнение которых должно производиться при помощи башенных кранов с устройством подкрановых путей башенных кранов.
заливка трещин на а/б покрытиях:
в заявке (технологическом плане) потока по заливке трещин шириной до 5 мм в качестве средств механизации указан битумозаливщик "КОРМЗ" (т. 3, л. 151), в технологической карте к данному плану указана машина для ямочного ремонта БЦМ-24.3, в качестве необходимых ресурсов в указанной карте указан материал "щебень - 3, 904 м 3" - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, а именно п. 5.4 Приложения N 5.1 к Проекту Государственного контракта, предполагающему использование для данных видов работ только битумную эмульсию или мастику с высокой проникающей способностью.
заливка раскрытых трещин:
в заявке (технологической карте) к технологическому плану потока по заливке раскрытых трещин шириной более 20 мм в качестве необходимых ресурсов указан материал "литая асфальтобетонная смесь плотностью 2,35 т/мЗ - 7,33 т" (т. 3, л. 151, оборотная сторона) - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, а именно пункту 5.4 приложения 5.1 к проекту государственного контракта, согласно которого санация трещин шириной 20-30 мм и более включает следующие технологические операции: механическая очистка трещины; продувка трещины сжатым воздухом; прогрев боковых стенок трещины и подгрунтовка при необходимости; заделка трещины минерально-мастичной или органоминеральной ремонтной смесью специально подобранного состава по типу ЩМА-5 и ЩМА-10, литой эмульсионно-минеральной смесью и методом пневмобрызга или же мастично-щебеночной смесью; уплотнение асфальтобетонной смеси в трещинах при необходимости;
в описании материально-технического обеспечения (т. 3, л. 156, оборотная сторона) указано: "приобретение материалов и оборудования", "своевременное обеспечение строящихся объектов материалами и оборудованием" - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, то есть участник закупки планирует приобретение "оборудования", обеспечение "материалами и оборудованием" "строящиеся объекты", что не соответствует требованиям конкурсной документации, поскольку такое требование отсутствует;
в описании механизации работ указано (т. 3, л. 158): "Расчеты подрядной организации с подразделениями механизации будут осуществляться по сметной стоимости за выполненные собственными силами подразделений механизации работ, а также по договорным ценам или сметным расчетам за транспортировку техники, монтаж и демонтаж крупных машин, устройство подкрановых путей башенных кранов и т.п." - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, так как в конкурсной документации и приложениях к ней не предусмотрено работ, выполнение которых должно производиться при помощи башенных кранов с устройством подкрановых путей башенных кранов.
восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м:
в описание организации и технологии выполнения работ в подразделе "Укладка асфальтобетонной смеси вручную" (т. 3, л. 181) не описана технологическая операция по уплотнению асфальтобетонной смеси (нарушена последовательность выполнения технологического процесса) - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, а именно разделу 4.3 приложения 5.1 к проекту государственного контракта, который содержит описание операции по укладке асфальтобетонной смеси вручную: "В недоступных для катка местах асфальтобетонную смесь следует уплотнять горячими металлическим и трамбовками и заглаживать горячими металлическими утюгами. Уплотнять смесь следует до полного исчезновения следов от ударов трамбовки на поверхности покрытия";
в описании материально-технического обеспечения (т. 3, л. 184,оборотная сторона) указано: "приобретение материалов и оборудования", "своевременное обеспечение строящихся объектов материалами и оборудованием" - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, то есть участник закупки планирует приобретение "оборудования", обеспечение "материалами и оборудованием" "строящиеся объекты", что не соответствует требованиям конкурсной документации, поскольку такое требование отсутствует;
в описании механизации работ указано (т. 3, л. 186): "Расчеты подрядной организации с подразделениями механизации будут осуществляться по сметной стоимости за выполненные собственными силами подразделений механизации работ, а также но договорным ценам или сметным расчетам за транспортировку техники, монтаж и демонтаж крупных машин, устройство подкрановых путей башенных кранов и т.п. - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, так как в конкурсной документации и приложениях к ней не предусмотрено работ, выполнение которых должно производиться при помощи башенных кранов с устройством подкрановых путей башенных кранов.
замена дорожных знаков:
в представленной заявке указанный раздел рассмотрен с точки зрения установки новых знаков, что полностью не соответствует требованиям, предъявляемым к замене дорожных знаков, указанным в разделе 6 приложения N 5.1 к проекту государственного контракта. Кроме того, участником закупки в качестве технологической операции указан вид работ "окраска стоек и знаков" (т. 3, л. 190), что не соответствует пункту 6.9 приложения 5.1 к проекту государственного контракта, предусматривающему, что "опоры для типовых дорожных знаков должны быть изготовлены из металлических полых труб круглого сечения диаметром не менее 76 мм, толщиной стенки от 3,5 мм до 4,0 мм, с антикоррозийным покрытием, выполненным методом горячего цинкования", не соответствие описания технологии работ по дорожным знакам требованиям пункта 6.9 приложения 5.1 к проекту государственного контракта;
в описании материально-технического обеспечения (т. 3, л. 194) указано: "приобретение материалов и оборудования", "своевременное обеспечение строящихся объектов материалами и оборудованием" - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, то есть участник закупки планирует приобретение "оборудования", обеспечение "материалами и оборудованием" "строящиеся объекты", что не соответствует требованиям конкурсной документации, поскольку такое требование отсутствует;
в описании механизации работ указано (т. 3,л. 195, оборотная сторона): "Расчеты подрядной организации с подразделениями механизации будут осуществляться по сметной стоимости за выполненные собственными силами подразделений механизации работ, а также по договорным ценам или сметным расчетам за транспортировку техники, монтаж и демонтаж крупных машин, устройство подкрановых путей башенных кранов и т.п.". - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, так как в конкурсной документации и приложениях к ней не предусмотрено работ, выполнение которых должно производиться при помощи башенных кранов с устройством подкрановых путей башенных кранов.
очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе, автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных таков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов:
описанные в разделе "Зимнее содержание" работы характеризуется как "выполнение работ" (т. 4, л. 96-109) - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, в которой в приложении 5 к проекту государственного контракта указано на оказание услуг по содержанию участка автомобильной дороги в зимний период;
описание подраздела "Основные организационные и технологические операции" раздела "Зимнее содержание" (т. 4, л. 96) подразумевает "согласование с заказчиком адресных ведомостей" - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, так как приложением 5 к проекту государственного контракта такого согласования не требуется;
в подразделе "Основные организационные и технологические операции" (т. 4, л. 97) к мероприятиям по предотвращению и ликвидации зимней скользкости отнесены: профилактическая обработка покрытий противогололёдными химическими веществами; повышение шероховатости покрытия проезжей части путём распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак) - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, так как пунктом 6.4 приложения 5 к проекту государственного контракта предусмотрено использование при зимнем содержании исключительно комбинированных противогололедных материалов: "Для приготовления комбинированных противогодоледных материалов необходимо использовать химические противогололедные материалы и
природный песок в соответствии с письмом Федерального дорожного агентства от 8 сентября 2006 года N 01-28/6301 "О временных требованиях к противогололедным материалам", ГОСТ 33387-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования. В заявке указаны как планирующиеся к использованию химические и фрикционные материалы;
представление сведений (т. 4, л. 113, оборотная сторона): "Защитные блоки парапетного типа из железобетона будут применяться при необходимости обеспечения повышенного уровня защиты рабочей силы (например, для предотвращения падения транспортных средств на мостах и подходах к ним_"- наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, так как требование оказания услуг (выполнения работ) по содержанию мостов и подходов к ним в конкурсной документации и в приложениях к ней отсутствует;
представление сведений (т. 4, л. 114) "В местах производства работ на автомагистралях и многополосных дорогах будут применяться сигнальные фонари с длиной светофильтра не менее 150 мм"- наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации, так как участник закупки описывает свою работу (оказание услуг) на автомагистралях и многополосных дорогах, а автомобильная дорога А-122 автомобильная дорога А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель на участке км 44+460 - км 184+925 не является ни автомагистралью, ни многополосной. Требование оказания услуг (выполнения работ) по содержанию автомагистралей и многополосных дорог отсутствует в конкурсной документации и приложениях к ней.
В связи с такой оценкой представленных истцом предложений конкурсной комиссией ответчика заявке истца присвоено 0 балов.
Согласно пункту 2 статьи 53 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно правовой позиции, выраженной в пунктах 1, 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", при рассмотрении требования о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов; лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством; нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В силу части 2 статьи 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. Избранный заявителем способ защиты должен быть не только предусмотрен законом, но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Положения пункта 1 статьи 449 ГК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 1 статьи 4 АПК РФ направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов. Лицо, обращающееся с требованием о признании недействительными торгов и заключенных по их результатам договоров, должно доказать наличие защищаемого им права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
В рассматриваемом случае, судом первой инстанции установлена и подтверждается материалами дела правомерность оценки ответчиком заявки истца и отсутствие оснований для признания торгов недействительными.
Фактически доводы, содержащиеся в жалобе, повторяют доводы, приведенные истцом в исковом заявлении.
Как в суде первой инстанции, так и в апелляционной, истец сослался на то, что указанные им в заявке предложения относительно цементобетонных покрытий при условии, что заявка содержит и описание работ по асфальтобетонным покрытиям, не может считаться не соответствующей документации. В отношении технологической операции по уплотнению асфальтобетонной смеси вручную считает, что заявка на страницах 11-23, 57-70, 157-158 содержит полное описание такой операции; приобретение оборудования и материалов, указанное в заявке, будет иметь место только при наличии потребности; установка башенных кранов не предполагается, а приводится в качестве примера расчетов; в содержании раздела "Зимнее содержание" использовался нормативный документ ОДМ 218.8.002-2010, который указан ответчиком в документации, согласно которому зимнее содержание включало работы, связанные с защитой дорог от снежных заносов, уборкой снега с проезжей части и т.п.; включение в раздел по зимнему содержание условия согласовании адресных ведомостей не противоречит проекту государственного контракта, предусматривающему в пункте 7.3.2 согласование ведомостей объема; предложения по применению противогололедных химических веществ и фрикционных материалов соответствуют ГОСТ 33387-2015; применение защитных блоков парапетного типа будет осуществляться при необходимости и соответствует ОДМ 218.6.019-2016; указание на автомагистрали и многополосные дороги соответствуют ОДМ 218.6.019-2016.
Между тем, как указано в пункте 2.3 документации, участник закупки при составлении заявки на участие в конкурсе не имеет право самостоятельно изменять виды и объемы планируемых работ (услуг). Любое такое изменение будет расцениваться как невыполнение условий конкурсной документации (т. 1, л. 68).
Следовательно, как верно указано судом, указание в заявке истца цементобетонных покрытий, приобретения оборудования и материалов, использование башенных кранов, установка дорожных знаков, выполнение работ на мостах и подходах к ним, а также применение сигнальных фонарей на автомагистралях и многополосных дорогах не соответствует пункту 2.3 документации.
Пунктом 4.3 приложения 5.1 к государственному контракту предусмотрено, что в недоступных для катка местах асфальтобетонную смесь следует уплотнять горячими металлическим трамбовками и заглаживать горячими металлическими утюгами (т. 2, л. 146).
На страницах 23 и 24 заявки истца (т. 3, л. 114) отсутствует указание на технологический процесс по укладке смеси вручную, а именно не указано какие инструменты будут применяться. Аналогичное замечание имеется и к страницам 70-71 заявки (т. 3, л. 137-138), страницам 157-158 (т. 3, л. 181). В заявке участника N 2, на что указывает истец, напротив, содержится указание на то, каким образом в недоступных для катка местах асфальтобетонную смесь следует уплотнять вручную (т. 3, л. 38,41).
Пунктом 5.4 приложения 5.1 к государственному контракту предусмотрено, что санация включает следующие технологические операции в зависимости от ширины раскрытия трещин: узкие трещины до 5 мм - продувка сжатым воздухом, прогрев трещины, заливка битумной эмульсией или мастикой с высокой проникающей способностью; широкие трещины 20-30 мм и более - механическая очистка трещины, продувка трещины сжатым воздухом, прогрев боковых стенок трещины и подгрунтовка при необходимости, заделка трещины минерально-мастичной или органоминеральной ремонтной смесью специально подобранного состава по типу ЩМА-5 им ЩМА-10, литой эмульсионно-минеральной смесью и методом пневмонабрызга или же мастично-щебеночной смесью (т. 2, л. 146).
В заявке истца технология для трещин до 5 мм указана в соответствии с пунктом 5.4 приложения 5.1 к государственному контракту (т. 3, л. 150,оборотная сторона). Однако, при описании технологического плана потока при заливке трещин до 5 мм указано на использование битумозаливщика "КОРМЗ" и материала - битумной эмульсии и щебня (т. 3, л. 151).
Согласно заявке истца технологическая последовательность для трещин более 20 мм включает заделку трещин составом ЩМА-5 и ЩМА-10 (при необходимости также литой эмульсионно-минеральной смесью) (т. 3, л. 150). Однако, при описании технологического плана потока при заливке трещин более 20 мм указывается на использование литой асфальтобенной смеси плотностью 2,35 т/м3 - 7,33 т (т. 3, л. 151).
Технология выполнения работ по заливке трещин на асфальтобетонных покрытиях регламентирована ОДМ N 218.3.036-2013 "Рекомендации по технологиям санации трещин и швов на эксплуатируемых дорожных покрытиях". Требования по выполнению таких работ в техническое задание включены в соответствии с положениями указанного ОДМ. Соответственно, участник закупки, приводя описание такого вида работ, руководствуется положениями ОДМ и приведенное им описание соответствует как положениям технического задания, так и положениям ОДМ. При этом оценка в 0 баллов выставляется также в том случае, если участником только скопировано техническое задание (приложения 5 и 5.1 к проекту государственного контракта). При этом представленное участником N 2 описание шире, чем описание, приведенное в техническом задании и содержит также иные положения указанного выше ОДМ и других методических документов, регламентирующих такие технологические операции.
При этом судом принимаются во внимание пояснения ответчика о том, что герметик битумный применяется для заливки узких трещин, шириной до 5 мм. При заделке широких трещин (шириной 20-30 мм и более) применяется минерально-мастичная или органоминеральная ремонтная смесь (различие указанных материалов заключается в том, что в герметике битумном отсутствуют твердые включения щебня или иного аналогичного материала, что необходимо для заполнения щелей шириной до 5 мм.).
Между тем приведенное участником N 2 описание в части заделки трещин полностью соответствует требованиям ОДМ N 218.3.036-2013, как указано в описании участника N 2, производится заделка трещины минерально-мастичной или органоминеральной ремонтной смесью.
В пункте 7.1 приложения 5 к проекту государственного контракта указывается на оказание услуг по содержания автомобильной дороги в зимний период (т. 2, л. 139). Согласно пункту 7.3.2 проекта государственного контракта ведомости дефектов и ведомости объемов работ по объектам содержания должны быть согласованы и утверждены заказчиком в течение 10 дней с даты заключения контракта в 2021 году и не позднее 15 апреля в 2022 и 2023 годах в соответствии с требованиями технического здания (приложение 5.1 к контракту, т. 2, л. 75).
ОДМ 218.11.004-2020. "Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по порядку проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения", на который имеется ссылка в документации и на который ссылаются стороны, предусматривает, что оказание услуг по содержанию это процесс, выполняемый подрядной организацией, посредством воздействия на объект услуги с целью достижения конкретного результата, необходимого заказчику в соответствии с требованиями государственного контракта, а именно поддержание надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, бесперебойного движения, оценка ее технического состояния, а также организация и обеспечение безопасности дорожного движения, с учетом требований к качеству проводимых мероприятий, которые устанавливаются заказчиком в государственном контракте, исходя из текущего состояния конструктивных элементов автомобильной дороги (их совокупности), отдельных элементов обустройства (их совокупности), отдельных участков (их совокупности), отдельных искусственных дорожных сооружений (их совокупности) в составе автомобильных(ой) дорог(и) и других дорожных сооружений, являющихся технологической частью автомобильной дороги, автомобильной дороги в целом или сети автомобильных дорог, климатических условий эксплуатации, планируемых дорожных работ и установленного уровня содержания.
Между тем, как следует из заявки истца на страницах 384-411 (т. 4, л. 95-109) идет речь о выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, а не оказании услуг, а также ежемесячном согласовании с заказчиком адресных ведомостей (т. 4, л. 95-96), что не соответствует приведенным положениям документации.
В пункте 6.4 приложения 5 к проекту государственного контракта установлено, что при приготовлении комбинированных противогололедных материалов необходимо использовать химические противогололедные материалы и природный песок в соответствии с письмом Федерального дорожного агентства от 08.09.2006 N 01-28/6301 (т. 2, л. 138).
В заявке истца указано на применение противогололедных химических веществ, а также распределение фрикционных материалов (т. 4, л. 97), что, как верно указано судом, не соответствует документации о применении комбинированных противогололедных материалов (химические противогололедные материалы и природный песок).
Доводы истца о несоответствии заявки участника N 2, в том числе ссылка последнего на ОДМ 218.6.019, также правомерно отклонена судом, поскольку, как верно указано ответчиком, участник N 2 не цитировал положения указанного нормативного акта, а декларировал свое согласие на его применение в той части, в которой оно соответствует документации.
Ссылка подателя жалобы на то, что в конкурсной документации не содержится прямого запрета на применение химического способа борьбы с растительностью подлежат отклонению, поскольку, как указано выше, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 5 статьи 54.5 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации).
При таких обстоятельствах, как верно указано судом, применив шкалу оценки заявок по показателю "Качество услуг (работ)", конкурсная комиссия оценила заявку истца в полном соответствии с требованиями конкурсной документации и положениями части 5 статьи 54.5 Закона N 44-ФЗ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов истца оспариваемыми торгами. Приведенные подателем жалобы доводы направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. Избранный заявителем способ защиты должен быть не только предусмотрен законом (статья 12 ГК РФ), но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Следовательно, предъявление любого иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии с пунктом 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 при рассмотрении иска заинтересованного лица о признании обязательных процедур, конкурсных закупок, договоров, заключенных по их результатам, недействительными требуется установить в том числе имеется ли фактическая возможность для восстановления прав истца (статьи 166, 449 ГК РФ, статья 17 Закона N 135-ФЗ), однако в данном случае избранный в иске способ восстановления нарушенных прав в любом случае не направлен на фактическое восстановление прав истца.
Кроме того, с отзывом на жалобу ответчиком представлены акты, подтверждающие факт надлежащего исполнения контракта победителем конкурса - ООО "УДС-Сервис", с которым заключен оспариваемый контракт.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции не имелось.
Содержащиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 декабря 2021 года по делу N А44-5153/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-ремонтное предприятие 53" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5153/2021
Истец: ООО "ДРП-53"
Ответчик: ФКУ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ ОРДЕНА ЛЕНИНА "МОСКВА-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Третье лицо: ООО "ДОРЭКСПЛУАТАЦИЯ", ООО "УДС-сервис", Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд