город Ростов-на-Дону |
|
20 февраля 2024 г. |
дело N А53-23131/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Ростовского УФАС России: представитель Кириленко В.Д. по доверенности от 09.01.2024, паспорт;
от ООО "АлтайГидроМаш" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Новгородов В.М. по доверенности от 26.05.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АлтайГидроМаш"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 12.12.2023 по делу N А53-23131/2023
по заявлению ООО "АГМ" (ОГРН: 1202200036290, ИНН: 2222889105)
к Ростовскому УФАС России (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АлтайГидроМаш" (далее - заявитель, ООО "АГМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, антимонопольных орган, управление) от 30.05.2023 N 061/10/104-1858/2023, вынесенного по результатам рассмотрения обращения о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что ООО "АГМ" принятые на себя обязательства по контракту не исполнило, а именно поставило товар, не соответствующий п. 5.2 контракта, в связи с чем решение Ростовского УФАС России о рассмотрении обращения о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков от 30.05.2023 законно и обосновано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "АГМ" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обществом принимались попытки по исполнению обязательств по Контракту, в том числе, Заказчиком принят товар на сумму 1 400 231,85 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу Ростовское УФАС России просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "АГМ" поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя ООО "АГМ" в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель ООО "АГМ"доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Ростовского УФАС России возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Ростовское УФАС России в соответствии со ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ поступило обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "АГМ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку материалов для текущего ремонта ВКХ (насосы) для нужд ЖКС N 6 филиала "ЦЖКУ" Миноброны России по ЮВО.
Антимонопольным органом установлено, что 01.11.2022 по результатам проведения закрытого аукциона в электронной форме N 0358400000822000179 между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) и ООО "АГМ" (поставщик) заключен Контракт N 03584000008220001790001 на поставку материалов для текущего ремонта ВКХ (насосы) для нужд ЖКС N 6 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО на 2023 год.
В соответствии с п. 2.1 контракта поставщик обязуется в установленный контрактом срок поставить заказчику товар в количестве, комплектности, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
Согласно п. 5.1 контракта поставляемый товар по своим функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам и иным требованиям, предъявляемым заказчиком, должен соответствовать требованиям контракта, нормативно-технической документации на товар, ГОСТ, ТУ.
В пункте 5.2 контракта стороны согласовали описание объекта закупки, в характеристики которого входило, в том числе, требование о стране происхождения подлежащего поставке товара - товар должен был быть произведен в Российской Федерации.
Согласно п. 7.8 контракта в случае если при приемке товара обнаружится его несоответствие условиям контракта, в том числе ненадлежащее качество товара, поставщик обязан в течение 30 календарных дней со дня получения в письменном виде соответствующей информации за свой счет:
- осуществить доведение товара до соответствия требованиям, установленным контрактом, в том числе до надлежащего качества, в месте поставки товара, без передачи товара заказчику (грузополучателю) на ответственное хранение;
- организовать возврат товара для его доведения до соответствия требованиям, установленным контрактом, в том числе до надлежащего качества, в случае невозможности такого доведения в месте поставки товара;
- произвести замену товара в случае невозможности доведения товара до соответствия требованиям, установленным контрактом, в том числе до надлежащего качества.
Во исполнение условий контракта ООО "АГМ" поставило заказчику товар, что подтверждается универсальным передаточным документом N 27 от 22.02.2023.
09.03.2023 заказчик направил в адрес ООО "АГМ" письмо N 12, в котором сообщил, что в соответствии с условиями контракта и заявкой на участие закупке, поданной обществом, страна происхождения поставляемого товара - Российская Федерация. Вместе с тем, страна происхождения поставленного обществом заказчику товара - Китай (л.д. 62-63).
ООО "АГМ" в письме N 32 от 10.03.2023 сообщило заказчику, что поставленные насосные агрегаты подвергнуты достаточной степени обработки на территории Российской Федерации силами общества, а именно:
для каждого насосного агрегата изготовлены металлические рамы основания (металлопрокат и комплектующие российского производства);
проведены работы по агрегатированию, центровке, испытаниям. Данные работы проводилась силами поставщика - ООО "АГМ" на территории Российской Федерации. Стоимость доработки превышает стоимость непосредственно самих электродвигателей, приобретенных в Китае, на 75-85%. В связи с чем, поставленный товар является товаром российского производства.
14.03.2023 заказчик направил ООО "АГМ" запрос N 16 о предоставлении подробных разъяснений о комплектующих поставляемых насосов, о работах, произведенных ООО "Алтайгидромаш" на территории Российской Федерации по подготовке насосных агрегатов для поставки заказчику.
В ответ на запрос заказчику ООО "АГМ" направлено информационное письмо N 33, в котором обществом даны подробные разъяснения и запрашиваемая 14.03.2023 информация. Документы, установленные законодательством Российской Федерации, которые подтверждают страну происхождения товара, обществом не представлены.
В связи с указанным, 24.04.2023 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине нарушения ООО "Алтайгидромаш" условий контракта.
Названное решение от 24.04.2023 заказчик направил в адрес ООО "АГМ".
18.05.2023 в адрес заказчика ООО "АГМ" направило письмо N 51, в котором выразило намерения устранить выявленные заказчиком нарушения, а также просило подготовить товар, не прошедший приемку, к отгрузке. Однако, выявленные нарушения обществом не устранены.
23.05.2023 Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области было направлено письмо N 370/У/5/1409 о включении ООО "АГМ" реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения доводов вышеуказанного обращения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области 30.05.2023 принято решение по делу N 061/10/104-1858/2023 о рассмотрении обращения о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Данным решением управление признало доводы заявителя обоснованными и включило сведения об ООО "АГМ" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Считая решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делу N 061/10/104-1858/2023 о рассмотрении обращения о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков от 30.05.2023 незаконным, ООО "АГМ" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Законом N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены в Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в Законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Условие о стране происхождения товара - Российская Федерация согласовано сторонами в п. 5.2 контракта N 03584000008220001790001 от 01.11.2022, а, следовательно, в силу вышеприведенных норм, является существенным условием договора.
Между сторонами возник спор о стране происхождения товара, поставленного ООО "АГМ" по контракту N 03584000008220001790001 от 01.11.2022.
В силу п. 2.4 Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.
Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться выполнением следующих условий:
изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки;
выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;
правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
Основным условием критерия достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков.
Согласно п. 8 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (далее - Правила), при осуществлении государственных (муниципальных) закупок страна происхождения отдельных видов промышленных товаров государств-членов подтверждается путем представления информации из евразийского реестра промышленных товаров государств-членов.
Таким образом, подтверждением страны происхождения товара, который подвержен обработке/переработке, является информация, предоставленная из евразийского реестра промышленных товаров государств-членов.
Такой информации заявитель не предоставил.
В обоснование доводов о доработке товара на территории Российской Федерации ООО "АГМ" представлены калькуляции изготовления насосов. Данные калькуляции составлены обществом в одностороннем порядке, в связи с чем судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии возможности проверки достоверности отраженных в них сведений.
Судом первой инстанции установлено, что из калькуляции не следует осуществление ООО "АГМ" каких-либо работ в отношении приобретенных насосов. Содержание калькуляций сводится к информации о стоимости оборудования и размере наценок на заработную плату, дополнительную заработную плату и других.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что доводы ООО "АГМ" о стране происхождения поставленного товара - Российской Федерации не подтверждены.
Ответственность за изучение нормативно-правовой базы, регулирующей процедуру подтверждения страны происхождения товара, лежит на ООО "АГМ", как на профессиональном участнике рынка.
Довод апелляционной жалобы о принятии попыток по исполнению обязательств по Контракту, в том числе, Заказчиком принят товар на сумму 1 400 231,85 руб. отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из 5 позиций, указанных в п. 5.2 Контракта, Заказчиком принят лишь 1 насос, который соответствовал условиям Контракта, а именно, насос ПФ2 150/400-406-45/4 с эл. дв. 45/1500 стоимостью 1 400 231,85 руб.
Однако, данный факт не может свидетельствовать о добросовестном поведении Общества, поскольку закупаемое оборудование необходимо Заказчику для проведения ремонта на конкретных объектах, соответственно, определяющим фактором является количество поставленного и принятого товара, а не его стоимость.
Согласно п. 15 Порядка рассмотрения обращения о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены в Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок рассмотрения обращения), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что при наличии нарушений существенных условий Контракта ООО "АГМ" не предприняты возможные действия по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств.
На основании изложенного, Комиссией Ростовского УФАС России не установлены основания для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "АГМ", закрепленные пунктом 15 Порядка рассмотрения обращения.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что ООО "АГМ" принятые на себя обязательства по контракту не исполнило, а именно поставило товар, не соответствующий п. 5.2 контракта, в связи с чем решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делу N 061/10/104-1858/2023 о рассмотрении обращения о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков от 30.05.2023 является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2023 по делу N А53-23131/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23131/2023
Истец: ООО " Алтайгидромаш, ООО ТОРГОВО ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "АЛТАЙГИДРОМАШ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации