г. Пермь |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А60-53036/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Бояршиновой О.А.,
без проведения судебного заседания, без вызова сторон,
рассмотрел в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя Волковой Татьяны Адольфовны,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 21 декабря 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-53036/2021
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к индивидуальному предпринимателю Волковой Татьяне Адольфовне (ОГРНИП 315663300003839, ИНН 664900067137)
о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Волковой Татьяне Адольфовне (далее - ответчик, ИП Волкова Т.А.) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в размере 65 469 руб. 70 коп., неустойки в размере 10 975 руб. 03 коп., 3 058 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, 254 руб. 00 коп. и 76 руб. 28 коп. судебных расходов, а также расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб. 00 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.
Решением суда от 13.12.2021, принятым путем подписания резолютивной части, исковые требования удовлетворены.
21.12.2021 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не оценены доводы ответчика о том, что сторонами согласовано место накопления ТКО на объекте ответчика и периодичность вывоза ТКО один раз месяц, что отражено в приложении N 2 к договору. Апеллянт ссылается на самостоятельное использование собственной контейнерной площадки и контейнера, в связи с чем, полагает, что применение расчетного метода определения объема ТКО с использованием нормативов образования ТКО безосновательно применено истцом.
Истцом направлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в ней доводы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЕМУП "Спецавтобаза" (региональный оператор) на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее также - МинЖКХ СО) от 12.01.2018 является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 N 185).
Предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было опубликовано на официальном сайте ЕМУП "Спецавтобаза" от 07.12.2018 года.
01.11.2019 в адрес регионального оператора поступила заявка ИП Волковой Т.А. на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Между ИП Волкова Т.А. (потребитель) и ЕМУП "Спецавтобаза" заключен договор N 313368 от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Во исполнение договорных обязательств региональный оператор в период с 01.01.2019 по 24.05.2021 оказал услуги по обращению с ТКО. В обоснование представлены: выставленные региональным оператором счета на оплату, счета-фактуры, акты сдачи-приемки оказанных услуг.
Между тем потребитель оплату не произвел, размер долга составил 65 469 руб. 70 коп.
Региональным оператором направлена в адрес потребителя претензия с требованием погасить задолженность.
Отсутствие оплаты задолженности в добровольном порядке, неисполнение претензионных требований регионального оператора послужило основанием для обращения ЕМУП "Спецавтобаза" в суд с настоящим требованием о взыскании образовавшейся задолженности.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия задолженности по оплате оказанных услуг в заявленном размере, обоснованности начисления неустойки, а также судом признаны подлежащими удовлетворению требования истца о возмещении судебных расходов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
В апелляционной жалобе заявитель приводит довод о том, что истцом неверно определен объем оказанных услуг, при определении стоимости оказанных услуг необоснованно применен расчетный метод исходя из норматива накопления ТКО, поскольку сторонами был согласован порядок вывоза ТКО.
Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В силу п. 1 ст. 24.6, п. 2, 4 ст. 24.7 Закона ФЗ N 89-ФЗ, п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В силу положений ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Согласно п. 5 ст. 24.7 ФЗ N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из п. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абз. 9 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника твердых коммунальных отходов только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.
Согласно ч. 1 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит их из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления.
В соответствии с приложением N 2 к договору сторонами согласовано место накопления ТКО по адресу: Пышменский р-н, Пышма пгт, ул. Тюменская, д. 6, с периодичностью вывоза каждая четвертая суббота месяца, установлен 1 контейнер объемом 1,1 куб.м. При этом в приложении N 2 к договору указано, что расчетный способ исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, учитывается в случае применения учета объема ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, в случаях, предусмотренных пунктом 4.1.2 договора.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а согласно пункту 3 Главы II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, региональный оператор произвел расчет стоимости оказанных услуг исходя из норматива накопления ТКО, поскольку площадка накопления ТКО, указанная в приложении N 2 к договору, поскольку региональный оператор не располагал информацией о регистрации указанной площадки, внесении ее в схему обращения с отходами, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции, верно, установлено, что региональный оператор неоднократно извещал потребителя о том, что расчеты осуществляются исходя из нормативов накопления ТКО (письмом исх. N 06 195946 от 28.09.2021 и исх. N 06-197747 от 04.10.2021).
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что на официальном сайте Пышминского городского округа не опубликован реестр мест (контейнерных площадок) накопления ТКО, документов, подтверждающих регистрацию контейнерной площадки ответчиком в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции, верно, указано, что собственники твердых коммунальных отходов лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, последние в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Вопреки доводам жалобы о накоплении ТКО на площадке на территории потребителя, не включенной в реестр мест накопления, место накопления ТКО является определенным (созданным) с момента включения такого места в реестр мест (площадок) накопления ТКО (ст. 8 Закона N 89-ФЗ; п. 12, 13 Правила N 1039).
В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (п. 21 Правил N 1039).
Доказательств внесения площадки для накопления ТКО на территории потребителя по указанному адресу в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Пышминского городского округа в материалы дела не представлено.
Таким образом, в отсутствие выписки из реестра мест (площадок) накопления ТКО, подтверждающей, что во владении потребителя находится зарегистрированная площадка, согласование в приложении к договору места накопления ТКО не достаточно для определения порядка расчета стоимости услуг иным способом.
На основании изложенного, истцом правомерно произведен расчет объема услуг по обращению с ТКО исходя из норматива, в соответствии с Постановлением РЭК Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК, на основании данных, предоставленных ответчиком в заявке на заключение договора.
Суд первой инстанции, учитывая обязанность потребителя складировать ТКО в контейнеры на контейнерных площадках согласно территориальной схемы, пришел к верному выводу, что истец оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО вне зависимости от места складирования ТКО, поскольку ТКО вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа.
Исходя из изложенного, ответчиком не доказано наличие иной задолженности или ее отсутствие, подробный контррасчет по платежам за оказанные услуги в спорный период суду апелляционной инстанции не представил (ст. 9, 65 АПК РФ).
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2021 года по делу N А60-53036/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
О.А. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53036/2021
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА
Ответчик: ИП ВОЛКОВА ТАТЬЯНА АДОЛЬФОВНА