г. Хабаровск |
|
21 марта 2022 г. |
А73-17490/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.И. Сапрыкиной.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Акционерного общества "Кинотеатр "Факел"
на решение от 04.02.2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по делу N А73-17490/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Акционерного общества "Кинотеатр "Факел"
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Кинотеатр "Факел" (далее - общество, АО "Кинотеатр "Факел") обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, управление) от 13.10.2021 N 05.2-10-1011/2021, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением суда от 04.02.2022, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов жалобы общество указывает, что на момент подачи декларации, в системе электронного документооборота актуальной оставалась декларация формы N 12; декларация по этой форме была обработана и успешно принята от заявителя Базой данных деклараций ФСРАР.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что на основании задания на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 29.04.2021 N Б 2021-05.2-179 проведен анализ информации, содержащейся в базе данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - База данных деклараций ФСРАР) и единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) на предмет представления декларации по ф. N 8 за I квартал 2021 года.
При анализе информации, содержащейся в Базе данных деклараций ФСРАР и ЕГАИС, установлено, что АО "Кинотеатр "Факел" (ИНН 2703066640) по адресу: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-т Мира, д. 35, декларация по ф. N 8 за I квартал 2021 года не представлена, что отражено в акте от 25.05.2021 N Б 202-05.2-179.
По данному факту административным органом 29.09.2021 составлен протокол об административном правонарушении, и 13.10.2021 вынесено постановление N 05.2-10-1011/2021, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Указанная норма включает в себя несколько самостоятельных составов административного правонарушения, и объективная сторона которых выражается, в том числе в совершении действий (бездействия), направленных на нарушение сроков подачи названных деклараций.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 14 названного Закона установлена обязанность организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14).
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396 утверждены:
Порядок представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива пивных напитков сидра, пуаре, медовухи и формы таких деклараций (далее - Порядок представления деклараций);
Формат представления в форме электронного документа декларации об объеме производства и оборота алкогольной продукции (далее - Формат представления деклараций);
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи в форме электронного документа (далее - Порядок заполнения деклараций).
С 01.01.2021 организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 8 к Порядку представления деклараций (далее - декларация по ф.N 8).
В соответствии с пунктом 13 Порядка представления деклараций декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.
Срок представления деклараций за I квартал 2021 года - не позднее 20.04.2021, включительно.
Согласно пункту 14 указанного выше Порядка декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сертификат ключа проверки, которой выдан в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Таким образом, фиксируя в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции с помощью ЭЦП, организация (индивидуальный предприниматель) подтверждает получение алкогольной продукции.
Как следует из материалов дела, согласно отчету об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции за период с 01.01.2021 по 31.03.2021 в адрес АО "Кинотеатр "Факел" отгружено немаркируемой алкогольной продукции в объеме 49,15 декалитров (дал).
Следовательно, при наличии закупа алкогольной продукции в I квартале 2021 года у общества возникла обязанность представить декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи до 20.04.2021, включительно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 841 признаны утратившими силу с 01.01.2021 и отменены Правила представления деклараций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда".
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны представить декларации за I квартал 2021 года по новым формам и в формате, утвержденном Приказом N 396. Представление деклараций в старом формате недопустимо и является нарушением порядка декларирования.
На официальном сайте ФСРАР (https:// fsrar.ru/) опубликовано 15.03.2021 информационное сообщение об обновлении XSD схем деклараций в соответствии с Приказом N 396.
Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий управлением установлено, АО "Кинотеатр "Факел" представлена 07.04.2021 в Базу данных деклараций ФСРАР декларация по ф. N 12 за I квартал 2021 года вместо декларации по ф. N 8.
При этом апелляционный суд отмечает, что на дату составления протокола обществом декларация по надлежащей форме не представлена; фактически требование законодательства исполнено только 01.10.2021.
При указанных обстоятельствах, административным органом обоснованно сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств представлено не было.
Ссылка на то, что на дату подачи декларации по форме N 12 надлежащей формы декларации не было загружено в систему электронного документооборота, не принимается во внимание, поскольку на окончание срока представления спорной декларации (20.04.2021) такая возможность у хозяйствующих субъектов имелась.
Апелляционный довод о том, что со стороны управления в адрес общества не поступало никакого требования о корректировке или представления декларации в иной форме, также отклоняется ввиду того, что соблюдение действующего законодательства хозяйствующим субъектом не ставится в зависимость от действий (бездействия) органа контроля.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что состав вмененного административного правонарушения общества доказан в полном объеме. Штраф назначен в минимальном размере, определенном вышеуказанной статьей.
Допущенное заявителем нарушение установленного законом порядка декларирования объемов розничной продажи алкогольной продукции препятствует осуществлению государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Существенных нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, апелляционная инстанция также не установила.
Приведенные доводы заявителя апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.02.2022 по делу N А73-17490/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17490/2021
Истец: АО "Кинотеатр "Факел"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края