город Омск |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А70-17966/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1278/2022) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.12.2021 по делу N А70-17966/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" (ОГРН 1058901201920, ИНН 8911020768, адрес: 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, район Пуровский, город Тарко-Сале, улица Тарасова, дом 28) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о признании недействительным предписания от 20.07.2021 N 56,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" (далее - заявитель, общество, ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ") обратилось с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление) о признании недействительным предписания от 20.07.2021 N 56.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.12.2021 по делу N А70-17966/2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что Техническим проектом "Дополнение к технологическому проекту разработки Восточно-Таркосалинского нефтегазокондесатного месторождения ЯНАО" определено, что инфраструктура Восточно-Таркосалинского месторождения представлена следующими объектами техногенного воздействия: цехом добычи нефти и газа, включающий в себя центральный пункт сбора нефти, системой измерения количества и качества нефти (СИКН), полигон твердых бытовых отходов (ТБО). Указанный технический проект указывает на взаимосвязанную инфраструктуру Восточно-Таркосалинского месторождения. Обществом объединены в единый комплекс (код объекта 71-0189-000487-П), неразрывно связанный единым назначением, объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС): Цех добычи нефти и газа Восточно-Тарскосалинского месторождения и СИКН N 568 - свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду N 5028258 от 29.06.2021.
Однако ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" в единый комплекс (код объекта 71-0189-000487-П), неразрывно связанный единым назначением, не включен полигон ТБО (код объекта 71-0189-000486-П), таким образом, в данной части пункт 2 предписания от 20.07.2021 N 56 обществом не исполнен.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, от ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, в связи с истечением сроков выполнения ранее выданного предписания от 27.11.2020 N 010-2020-в/П на основании решения Управления от 12.07.2020 N 2рп в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой Управление сделало вывод о частичном неисполнении предписания, а именно неисполнении пункта 2, согласно которому ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" поставило на учет объект НВОС на Восточно-Таркосалинском месторождении без учета требований технического проекта "Дополнение к технологическому проекту разработки Восточно-Таркосалинского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО", предусматривающего объединение в единый комплекс, неразрывно связанный единым назначением, в том числе объекты негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС): цех добычи нефти и газа Восточно-Таркосалинского месторождения и полигон ТБО.
Результаты проверки оформлены актом от 20.07.2021 N 160 и обществу выдано оспариваемое предписание от 20.07.2021 N 56, в соответствии с которым обществу вновь вменяется постановка на учет объекта НВОС на Восточно-Таркосалинском месторождении, в состав которого не включен полигон ТБО, без учета требований технического проекта.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обжаловало его в вышестоящий государственный орган - Росприроднадзор.
Письмом Росприроднадзора от 18.08.2021 N ЮА-11-03-34/27514 в рассмотрении жалобы отказано в связи с несоблюдением порядка её подачи.
26.07.2021 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за неисполнение в установленный срок предписания от 27.11.2020 N 010-2020-в/П.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" было передано в суд для рассмотрения.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 судебного района Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.08.2021 производство по делу N 5-718/2021 прекращено в связи с отсутствием в деянии общества состава административного правонарушения.
В рамках дела N 5-718/2021 суд сделал вывод о том, что предписание от 27.11.2020 N 010-2020-в/П нельзя признать законным, а вследствие этого исполнимым.
Судом установлено, что цех добычи нефти и газа и полигон ТБО являются автономными, поскольку различны по своему функциональному назначению, не имеют технологической связи, эксплуатация указанных объектов осуществляется независимо друг от друга. Расположены данные объекты в отдалении друг от друга, отнесены к разным категориям НВОС, а вследствие этого не связаны между собой единым назначением, предусматривающим их безусловное объединение.
20.12.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно абзацу 52 статьи 1 Закона N 7-ФЗ под объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии со статьей 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1).
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (пункт 2).
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает данные, перечисленные в пункте 4 статьи 69 указанного Закона.
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 7).
Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10).
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 11).
В соответствии со статьей 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1).
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2).
Как следует из материалов дела, спорные объекты НВОС поставлены на учет следующим образом:
- Восточно-Таркосалинское месторождение (цех добычи нефти и газа) 1 категория - свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду N 5028258 от 29.06.2021, в состав которого входит СИКН-568;
- полигон твердо-бытовых и производственных отходов 2 категория - свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду N 2947706 от 08.07.2020.
Согласно своему производственному назначению цех добычи нефти и газа Восточно-Таркосалинского месторождения, в состав которого заявителем включен СИКН N 568, предназначен для добычи и транспортировки полезных ископаемых, в частности нефти и газа, в рамках лицензии серия СЛХ N 13933 от 08.02.2007.
Полигон ТБО является природоохранным сооружением и предназначен для размещения твёрдых бытовых и промышленных отходов, образующихся на объектах Восточно-Таркосалинского лицензионного участка (ЦДНГ, ЦДГ, ЦДГиГК), что подтверждается рабочим проектом "Полигон твердо-бытовых и производственных отходов ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ".
Учитывая, что цех добычи нефти и газа Восточно-Таркосалинского месторождения и полигон ТБО расположены на разных земельных участках, различны по своему назначению, между ними отсутствует физическая и технологическая связь, эксплуатация объектов осуществляется независимо друг от друга, наличие/отсутствие полигона ТБО никаким образом не влияет на деятельности цеха добычи нефти и газа Восточно-Таркосалинского месторождения, обязанность по их объединению в один объект НВОС у заявителя отсутствует, поскольку, как указано выше, в силу абзаца 52 статьи 1 Закона N 7-ФЗ для признания одним объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, объектов капитального строительства должно быть установлено, что данные объекты имеют единое назначение и (или) неразрывно связанны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков.
Данных обстоятельств для спорных объектов НВОС заинтересованным лицом не установлено, соответствующих доказательств в материалы дела не представлено, в связи с чем, в их отсутствие, тот факт, что технический проект "Дополнение к технологическому проекту разработки Восточно-Таркосалинского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО" предусматривает объединение в единый комплекс цеха добычи нефти и газа и полигона ТБО, не может служить единственным, безусловным и достаточным основанием для учёта данных объектов как одного объекта НВОС.
Так, указанный проект не является документом, определяющим назначение объектов для их целей, поскольку в силу пункта 3.3.2 приказа Минприроды России от 20.09.2019 N 639 "Об утверждении Правил подготовки технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (далее - УВС)" основными задачами технических проектов и дополнений к ним является: определение структуры остаточных запасов УВС; уточнение ГДМ продуктивных пластов; подготовка мероприятий по рациональному использованию пробуренного фонда скважин; составление программы применения методов интенсификации добычи и повышения коэффициента извлечения УВС; обоснование коэффициентов извлечения и остаточных запасов УВС на момент завершения разработки; определение общих требований для обеспечения экологической безопасности при консервации завершенного разработкой месторождения и ликвидации промысловых объектов.
Таким образом, ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" вправе самостоятельно принимать решение об отнесении используемых объектов к одному НВОС или как отдельных самостоятельных объектов.
Реализуя указанное право, общество поставило на учет два самостоятельных объекта НВОС: цех добычи нефти и газа Восточно-Таркосалинского месторождения и полигон ТБО, что не противоречит действующему законодательству об охране окружающей среды.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы в порядке статьи 110 АПК РФ не распределяются, так как податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.12.2021 по делу N А70-17966/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-17966/2021
Истец: ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования