г. Москва |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А41-26340/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от Префектуры ЦАО г.Москвы - представитель по доверенности N СТО-07-05- 7359/21 ОТ 22.10.2021 Нерсесян Г.Б.;
от ООО "Пожарский" - представитель по доверенности от 9.08.2021 от Султановская Е.С.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пожарский" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2021 года по делу N А41-26340/21 по иску Префектуры ЦАО г. Москвы к ООО "Пожарский", третьи лица: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Автомобильные дороги Центрального административного округа", о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Префектура ЦАО г.Москвы (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Пожарский" (далее - ответчик, ООО "Пожарский") с требованиями о взыскании с ответчика убытков, составляющих бюджетные расходы, понесенные за демонтаж объектов: мансарды площадью 1 300 м по адресу: г. Москва, Сибирский проезд, д. 2, корп. 29, стр. 2, - мансарды площадью 1 250 м по адресу: г. Москва, Сибирский проезд, д. 2, корп. 27, стр. 1, в размере 9 144 300 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Пожарский" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства через канцелярию суда 10.03.2022 от Префектуры ЦАО г. Москвы поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Апелляционный суд определением от 14.03.2022 удовлетворил заявленное ходатайство.
Также до начала судебного заседания от Префектуры ЦАО г. Москвы поступил проект судебного акта.
Апелляционный суд, совещаясь на месте, приобщил к материалам дела проект судебного акта.
Выслушав представителей сторон и повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Префектура ЦАО города Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы. Префектура действует на основании Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (далее - положение о Префектуре).
На основании пункта 2.3.5 положения о Префектуре в сфере градостроительные деятельности, предотвращения и противодействия самовольному строительству на Префектуру возложены следующие полномочия:
Обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, уведомление собственников (правообладателей) зданий, строений, сооружений (помещений в них) или их законных представителей по вопросам, касающимся восстановления внешних поверхностей здания, строения, сооружения (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, благоустройство территорий после сноса самовольных построек, освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, восстановление внешних поверхностей зданий, строений, сооружений (в том числ е крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также размещение сообщений о планируемом сносе самовольных построек на информационных щитах в границах земельных участков, на которых созданы (возведены) самовольные постройки.
В соответствии со статьями 14, 209, 301 Гражданского кодекса РФ, статьи 10 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ, пункта 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность а которые не разграничена, Правительством Москвы принято постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 г., N 819-ПП).
Приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы от П.12.2013 819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти: города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (далее - Приложение N 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП);
Во исполнение пункта 3.3 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы было проведено обследование земельных участков по адресу: г. Москва, Сибирский пр., вл. 2, корп. 29, стр. 2, и г. Москва, Сибирский пр., вл. 2, корп. 27, стр. 1, в результате которого было установлено подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования данного земельного участка и составлен соответствующий акт.
Актом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 11.06.2019 г. N 9017891установлено, что на земельном участке с адресным ориентиром: г. Москва, Сибирский пр., вл. 2, корп. 29, стр. 2, расположено трехэтажное нежилое здание с подвалом площадью 2 935,1 м2, 1917 года постройки, находящееся в собственности ООО "Пожарский", о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной (собственности N 77:01:0006038:1054- 77/011/2018-9 от 27.04.2018 г. Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006038:50 по указанному адресу площадью 326 м2 предоставлен ООО "Пожарский" по договору аренды от 20.06.2014 г. N М-01-045023 сроком по 07.03.2063 г. для эксплуатации здания в административных целях.
По данным электронного ресурса Департамента городского имущества города Москвы "Информационная система Реестра единых объектов недвижимости города Москвы" (ИС РЕОН) земельно-правовые отношения на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006038:50 площадью 1 326 м2 оформлены по действующему договору аренды от 20.06.2014 г. N М-01-045023 сроком по 07.03.2063 г. для эксплуатации здания в административных целях.
Фактическим пользователем является ответчик по настоящему спору. Актом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 11.06.2019 г. N 9017890 установлено, что на земельном участке с адресным ориентиром г. Москва, Сибирский пр., вл. 2/ корп. 27, тр. 1, расположено трехэтажное нежилое здание с подвалом площадью 4 196,1 м2, 1917 года постройки, находящееся в собственности ООО "Пожарский", о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной 5ственностиN 77:010006038:1053- 77/011/2018-9 от27.04.2018 г. Земельный участок кадастровым номером 77:01:0006038:51 по указанному адресу площадью 1 311 м2 предоставлен ООО "Пожарский" по договору аренды от 12.07.2018 г. г. N М-01-1714 сроком по 30.05.2067 г. для эксплуатации здания в административных целях.
По данным электронного ресурса Департамента городского имущества города Москвы "Информационная система Реестра единых объектов недвижимости города Москвы" (ИС РЕОН) земельно-правовые отношения на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006038:51 площадью 1311-м 2 оформлены по действующему договору аренды от 12.07.2018 г. г. N М-01-052714 сроком по 30.05.2067 г. для эксплуатации здания в административных целях.
Фактическим пользователем является ответчик по настоящему спору.
Кроме того, Актами от 11.06.2019 г. N 9017891 и от 11.06.2019 г. N 9017890 установлено, что на земельных участкам с адресными ориентирами: г. Москва, Сибирский пр., вл. корп. 29, стр. 2, и г. Москва, Сибирский пр., вл. 2, корп. 27, стр. 1, над третьими этажами зданий ведутся строительные работы по надстройке мансардных этажей зданий площадью застройки 1 300 м.
По сведениям Объединенной административно-технической инспекции г.Москвы, был оформлен ордер (разрешение) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов от 13.12.2018 г. N 18010529/1 сроком до 01.06.2019 г. для противоаварийных мероприятий по сохранению зданий, сооружений.
В отношении двух самовольно возведенных объектов информация о постановке на государственный кадастровый учет и на технический учет отсутствуют.
По данным ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации", сведения о предоставлении земельного участка под строительство (реконструкцию) объекта, а также об оформлении разрешительной документации на строительства (реконструкцию) объекта отсутствует.
Право собственности на объект (вновь возводимый мансардный этаж здания площадью застройки 1 300 м2 ) не зарегистрировано.
После получения префектурой Актов Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, в целях реализации пункта 2.6. и пункта 4.1.1. приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП 26.06.2019 г. было дано поручение управе Таганского района г. Москвы и ГБУ г. Москвы "Автомобильным дорогами ЦАО" о незамедлительном обеспечении пресечения незаконных строительных работ и демонтажа возведенных конструкций факсограммой N ЦАО-18-05-278/9 от 26.06.2019 года. 27.06.2019 года и 01.07.2019 года при обследовании земельного участка по спорному адресу было установлено, что строительные работы по надстройке мансардных этажей приостановлены, представители собственника и подрядчика были предупреждены о недопустимости возобновления работ.
В связи с возобновлением строительных работ 21.07.2019 г. управой Таганского района г. Москвы совместно с ГБУ г. Москвы "Автомобильным дорогами ЦАО" была предпринята попытка организовать начало работ по демонтажу, однако в связи с оказанием противодействия со стороны представителя собственника указанные работы не были произведены, что подтверждено письмом управы Таганского района г. Москвы от 22.07,2019 г. N ТГ-03-1147/9 и приложенным актом от 21.07.2019 г. N 2019-1.
В связи с неоднократными попытками ответчика возведения мансардных этажей был осуществлен комплекс мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка по адресам: г. Москва, Сибирский пр., вл. 2, корп. 29, стр. 2, и г. Москва, Сибирский пр., вл. 2, корп. 27, стр. 1, а именно силами ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" был произведен демонтаж незаконно размещенных мансардных этажей площадью 1 300 м и 1 250 м, о чем были составлены акты от 08.08.2019 г. и 29.08.2019 г., подписанные комиссией в составе представителей ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" и управы Таганского района г. Москвы. В соответствии с пунктом 2.1 и 2.2.8 Устава ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО", утвержденного распоряжением от 03.06.2019 г. N 117-р, создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы, полномочий города Москвы, а также обеспечения выполнения возложенных на Префектуру полномочий в том числе в сфере: проведения работ, направленных на пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков, сноса самовольных построек, хранению, утилизации имущества, находящегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании, проведения работ по демонтажу и (или) перемещению на специально организованную лошадку незаконно размещённых объектов, не являющихся объектами капитального строительства, их хранения, возврата правообладателям либо утилизации.
Сумма затрат на демонтаж самовольных объектов рассчитывается исходя из Нормативов затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) государственными бюджетными учреждениями города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в качестве основных видов деятельности на 2017 год, утвержденных распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 08.12.2016 г. N 05-01-06-285/6 (далее -Приложение 1 к распоряжению ДЖКХ и Б от 08.12,2016 N 05-01-06-285/6). Заключенным между префектурой ЦАО г. Москвы и ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" Дополнительным соглашением N 1046 от 24.12.2019 г. были внесены изменения в Соглашение от 29.12.2017 г. N 562 о порядке и условиях предоставления из бюджета города Москвы субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в части определения объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения Государственного задания в 2019 году на сумму 720385 514,95 руб., в том числе по КБК N 961/0503/14А0708100/611/241 на сумму 9754 491,82 руб.
Согласно Титульному списку объектов, демонтированных на территории Центрального административного округа г. Москвы в 2019 г., общая стоимость работ по демонтажу 12 объектов составила 13 591 035,45 руб. (далее - титульный список на сумму 13 591 035,45 руб.), в том числе согласно пункту 11 данного титульного списка стоимость работ по демонтажу пристройки площадью порядка 13 00 м2 располагавшейся по адресу: г. Москва, Сибирский пр., вл. 2, корп. 29, стр. 2 выявленной на основании Акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 11.06.2019 г. N 9017891 составила 4 661 800 руб.
Согласно пункту 10 данного титульного списка стоимость работ по демонтажу пристройки площадью порядка 1 250 м2 располагавшейся по адресу: г. Москва, Сибирский пр., вл. 2, корп. 27, стр. 1 выявленной на основании Акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от П.06.2019 г. N 9017890 составила 4 482 500 руб.
Согласно реестру платежных поручений на общую сумму 33 016 834,77 руб. по оплате работ по сносу объектов самовольного строительства, в рамках финансового обеспечения выполнения Государственного задания ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" в 2019 году, префектурой ЦАО г. Москвы платежным поручением от 25.12.2019 г. N 2479 в пользу ГБУ г, Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" были оплачены работы за демонтаж объектов по титульному списку на сумму 13 591 035,45 руб., в который, как уже было указано выше, вошли суммы стоимости работ за демонтаж построек площадью 1 300 м и 1 250 м2 в размере 4 661 800 руб. и 4 482 500 руб.
В соответствии с пунктом 2.8 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП финансирование расходов на снос самовольных построек, освобождение земельных участков и осуществление иных мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется за счет средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы.
В соответствии с пунктом 6.2 постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 г. N 234-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП), на префектуры административных округов города Москвы возложена обязанность обеспечить взыскание с ответчика расходов по демонтажу незаконно размещенных объектов.
Полагая, что в результате неправомерных действий ООО "Пожарский" Префектура ЦАО г.Москвы понесла убытки в виде бюджетных расходов, связанных с демонтажем пристроек площадью 1 300 м2 и 1 250 м2 в размере 4 661 800 руб. и 4 482 500 руб., истец, руководствуясь пунктом 2.2.26(1) постановления Правительства г.Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности исковых требований в полном объеме.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
Из содержания приведенных норм права следует, что при обращении с настоящим иском истец должен доказать факт причинения убытков, их размер, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения ответчика, причинную связь между поведением ответчика и наступившим вредом.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Согласно пункту 5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 г. "О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса РФ).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения неправомерными действиями ответчика прав истца, наличие причинной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками, а также размер убытков.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Судом первой инстанции правомерно признана необоснованной ссылка ответчика на постановление Правительства Москвы от 20.09.2019 г. N 1226-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" в подтверждение его позиции, что иск заявлен ненадлежащим истцом.
Указанным постановлением внесены изменения в пункт 4.1.1 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП и пункт 7(1) постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 г. N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы").
Постановлением Правительства Москвы от 20.09.2019 г. N 1226-ПП установлено, что Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществляет ликвидацию (снос) объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, и обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка с 20.09.2019 года.
Пунктом 7(1) постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 г. N 184-ПП (в новой редакции) установлено, что Госинспекция обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, в том числе демонтаж сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, незаконно размещенных в границах территории города Москвы.
В соответствии с п. 4.1.1. постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП установлено, что Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Пунктом 8 Постановления Правительства Москвы от 20.09.2019 N 1226-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" определено, что полномочия префектур по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, сносу самовольных построек, освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотренные пунктом 2.3.5 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819- ПП), действуют до завершения исполнения соответствующих судебных актов, принятых до вступления в силу настоящего постановления.
Материалами дела, а именно комиссионными актами от 08.08.2019 года и 29.08.2019 года, составленными комиссией в составе представителей ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" и управы Таганского района г. Москвы демонтаж был произведен в августе 2019 года (08.08.2019 года и 29.08.2019 года соответственно) ( т. 3, л. д.5-6) подтверждается несение расходов.
Таким образом, расходы на демонтаж конструкций были фактически понесены Префектурой ЦАО г. Москвы. Таким образом, Префектура на указанный период времени была полномочна обеспечивать взыскание с ответчиков расходов по демонтажу незаконно размещенных объектов в силу действующей на тот момент редакции пункт 2.2.26(1) постановления Правительства г. Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП.
Материалами дела также подтверждено, что в адрес ООО "Пожарский" уведомления о необходимости демонтажа незаконных объектов направлялись неоднократно.
Документально обоснованных доказательств принятия ответчиком реальных мер по добровольному демонтажу объектов, на которые ссылается ответчик, также не представлено, в частности оплаты по договору N 22.07/2019 от 22.07.2019, заключенному с ООО "Марьина Роща Сервис" на который ссылается ответчик.
Ответчик представил котррасчет суммы убытков, произведенный в соответствии с пунктом 301 приложения 1 к распоряжению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 08.12.2016 N 05-01-06-285/6 норматив затрат за проведение работ по освобождению земельных участков от объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии с расчетом ответчика сумма убытков составила 4 891 350,00 рублей.
Судом указанный расчет отклонен, поскольку надлежащих доказательств того, что возведенные строения не являлись мансардными этажами ответчиком не представлено, а исходя из содержания Приложения 1 к Инструкции о проведении учета жилого фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, этаж мансардный (мансарда) является этажом жилого дома.
Судом первой инстанции обоснованно принят во внимание расчет истца, основанный на пункте 309 распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 08.12.2016 г, N 05-01-06-285/6, поскольку решением суда от 23.12. 2019 года по делу N А41-212034/19 спорные объекты были квалифицированы в качестве мансардных этажей.
Представленный истцом расчет убытков судом апелляционной инстанции проверен и признан арифметически верным, не противоречащим действующему законодательству.
Поскольку истцом доказан факт причинения убытков, их размер, вина ответчика, противоправность поведения ответчика, причинная связь между поведением ответчика и наступившим вредом, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что он не был надлежащим образом извещен о необходимости сноса строений и ему не был дан достаточный срок для самостоятельного демонтажа не находят объективного подтверждения. С 26.06.2019 г. ответчику было предоставлено достаточно времени для прекращения строительных работ и демонтаж мансард. Материалами дела подтверждено, что ООО "Пожарский" уведомления о необходимости демонтажа незаконных объектов направлялись неоднократно. Документально обоснованных доказательств принятия ответчиком реальных мер по добровольному демонтажу объектов, на которые ссылается апеллянт, также не представлено, в частности, оплаты по договору N 22.07/2019 от 22.07.2019 г., заключенному с ООО "Марьина Роща".
Наличие определения Волоколамского судебного района Московской области от 02.08.2019 г. по делу N 13-6/2019 о принятии мер по обеспечению иска не имеет прямого отношения к предмету заявленных требований, поскольку обеспечительные меры носили временный характер, незаконность возведенных обществом строений была установлена, в любом случае снос незаконно возведенных ответчиков строений должен был состояться.
Более того, принятые судом обеспечительные меры в виде запрета полного и частичного демонтажа мансарды относились лишь к одному из объектов, расположенному по адресу: г. Москва, Сибирский проезд, д. 2, корп. 27, стр. 1.
Правовая оценка действиям префектуры ЦАО г. Москвы, ее подведомственных организаций, и Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы дана оценка в рамках дела N А40-212034/2019-85-1269.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2019 г. по делу N А40-212034/2019-85-1269 установлено, что Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы составлены акты о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельных участков от 11.06.2019 г. N9017891 и N 9017890, как следует из данных актов в ходе обследования земельного участка выявлены следующие признаки незаконного (нецелевого) использования земельного участка: осуществлено возведение пристроек, надстроек, подземных конструкций; выявлены объекты, размещенные на земельном участке незаконно и подлежащие демонтажу в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы N 819-ПП, а именно - ведутся строительные работы по надстройке мансардного этажа площадью застройки 1 300 м2 и 1300 м2 (по обоим адресам). В адрес ООО "Пожарский" неоднократно были направлены уведомления о необходимости демонтажа незаконных объектов в добровольном порядке. В связи с тем, что ООО "Пожарский" не осуществили демонтаж надстроек (мансард) расположенных на третьих этажах в зданиях по адресам: г. Москва, Сибирский проезд, д. 2, корп. 27, стр. 1, и г. Москва, Сибирский проезд, д. 2, корп. 29, стр. 2, было принято решение о принудительном сносе незаконных объектов. Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что спорный объект (реконструированное нежилое здание) является самовольной постройкой, поскольку истцом в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешения на строительство до начала реконструкции не получалось.
Возводимые ответчиком конструкции являются мансардами, а, следовательно, объектами капитального строительства, что подтверждено фотоматериалами, приложенными к актам, а также судебными актами по делам N А40-239624/2019, А40-239635/2019N А40-212034/2019-85-1269, в рамках которых указанные строения квалифицированы в качестве мансардных этажей. Надлежащих доказательств того, что возведенные строения не являлись мансардными этажами ответчиком не представлено. Исходя из содержания приложения 1 к инструкции о проведении учета жилого фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 г. N 37, этаж мансардный (мансарда) является этажом жилого дома.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.11.2021 по делу N А41- 26340/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26340/2021
Истец: Префектура ЦАО г.Москвы
Ответчик: ООО "Пожарский"